Как научиться рисовать лошадь: #3 читать ~29 мин.
Сравнение величины
Величина, вероятно, представляет собой наиболее заметную разницу между породами. Для того чтобы осознать, насколько велик этот диапазон, сравните миниатюрного шетландского пони и огромного тяжеловоза шайра.
Сравнение пропорций
Пропорции лошадиного тела меняются в зависимости от породы. Так, пропорции клейдесдальского тяжеловоза немного напоминают чистокровных лошадей — хотя он сложен в целом гораздо тяжелей, его голова сравнительно невелика, а шея и ноги достаточно глинные. А вот у шетландского пони голова сравнительно большая, а йоги короткие.
Дикие лошади
Единственная действительно дикая лошадь — это лошадь Пржевальского, которая обитает в Монголии и была открыта в конце XIX столетия. Ее высота в холке 1,2 м, а самая яркая черта — жесткая, как щетка, грива.
Зебры
Близкая родственница лошади — зебра. Различают три вида зебр; у самой крупной зебры Греви все тело покрыто множеством полос, а самая широкая полоса проходит вдоль спины. У зебры Бурчелла более широкие полосы, но их меньше, а на крупе нет совсем. Самая маленькая зебра — горная, ее рост в холке составляет менее 1,2 м.
Работайте быстро
Характерные полосы, вероятно, самая привлекательная черта зебр, но на их изображение уходит много времени. Если вы работаете по фотографии, у вас нет проблемы с «позированием». Тем не менее, всегда предпочтительней рисовать с натуры, видя перед собой настоящее животное, — и тогда вам лучше отправиться в зоопарк и сделать там побольше зарисовок.
В зоопарке ваш предмет изображения далеко не убежит, но животные всегда очень подвижны и не стоят на месте больше пары секунд — поэтому придется работать быстро.
Построение каркаса
Очень важно построить на бумаге из линий хороший каркас, на основании которого можно работать дальше. Возможно, у вас не найдется времени для выполнения замеров и определения пропорций, так что делайте это на глаз, постоянно сравнивая величину и углы различных частей тела животного и наскоро намечая направление полос на теле зебры. Правильно построив основной рисунок, затем можно добавлять детали, внимательно рассматривая свой предмет изображения.
Светотень
Без нанесения светотени рисунок может так и остаться невыразительным плоским контуром — как это показано на нижнем рисунке. Левый шар без светотеневой моделировки кажется кругом, плавающим в пространстве; добавьте ему теней, и он моментально превратится в объемную сферу.
Эксперимент со светом
Для усвоения принципов светотеневой лепки формы попробуйте некоторое время понаблюдать, как свет влияет на предметы. Можно выбрать любой предмет, но для начала лучше, если он будет простым и круглым, например, как мяч или круглый плод. Естественным светом нельзя так управлять, как искусственным, поэтому проводите свои эксперименты в помещении, для начала взяв настольную лампу или фонарь, чтобы избежать сложных теней. Передвигайте лампу вокруг выбранного вами предмета, приближая и удаляя ее, и смотрите, как это влияет на моделирование — создание объемной формы со светотенью.
Освещенные и затененные места
Помимо превращения плоского предмета в объемный, свет и тень помогают также показать, в каких местах предмет выпуленый, а где полый или вогнутый.
В целом, свет высвечивает выпуклые или выступающие вперед формы, обращенные к нему. Вогнутые формы на стороне, повернутой от света, оказываются в тени.
Отраженный свет
При внимательном наблюдении вы обнаружите, что свет может вести себя довольно неожиданным образом. Так, места, наиболее скрытые от источника света, не обязательно бывают самыми темными, и это потому, что туда может падать свет, отраженный от окружающих поверхностей. В результате получаются тени различной интенсивности. Внутри этих теней могут наблюдаться более светлые пятна, или отсветы.
Свет может приходить не только от одного источника, а от нескольких, хотя один из них может оказаться более сильным, чем другие.
Вариации тона
Моделирование рисунка лошади — прекрасный пример подобных тонких соотношений света и тени. В отличие от круглого мяча или апельсина, форма у лошади сложная, она состоит из целой серии выпуклых и вогнутых поверхностей.
Для определения, как располагаются на вашем предмете изображения освещенные места, отсветы и тени, разбейте его на несколько основных форм. Вы обнаружите много переходных тонов между самыми светлыми и самыми темными участками, однако задачу можно упростить, взяв, скажем, два или три тона: темный для наиболее темных мест, светло-серый для средних тонов и белую бумагу для поверхностей, прямо обращенных к свету.
Меняющийся свет
Если вы работаете с естественным светом — скажем, делаете зарисовку пасущейся на лугу лошади, — помните о том, что его сила и направление будут со временем меняться и это повлияет на интенсивность светлых тонов и расположение теней. Для того чтобы вам не пришлось много раз исправлять свой рисунок, лучше всего сразу после нанесения основных форм запомнить направление источника света и слегка обозначить теневую сторону.
Падающие тени
Свет заставляет предмет отбрасывать тени на другие предметы или поверхности. Это может усложниться, если по какой-либо причине свет будет приходить из двух или более разных источников. В этом случае один источник света будет съедать часть тени, отбрасываемой другим источником, или всю ее целиком, как это показано на нижнем рисунке. И если вы рисуете специально для того, чтобы изучать распределение светотени, удостоверьтесь, что свет поступает только из одного источника.
Очертания и утлы
Внимательно смотрите на угол падения тени от предмета изображения и его связь с направлением, откуда приходит свет.
Следите также за формой тени. Тень никогда не бывает точно такой же формы, как отбрасывающий ее предмет, а всегда его искаженным подобием. Положение источника света влияет на длину тени: например, если солнце стоит высоко в небе, тени короткие, а если оно стоит низко над горизонтом, тени вытянутые.
Поверхность, на которую падает тень, также меняет ее очертания. Такая сравнительно ровная поверхность, как деревянный пол, создает гладкие очертания тени; такая неровная поверхность, как трава или каменистый грунт, разбивает тень, отчего ее очертания получаются неровными, пятнистыми.
Фактура и отметины
Для эффективной передачи различной фактуры и отметин на корпусе лошади требуются не только навыки, но и знание эффекта, производимого различными материалами. Чем больше вы будете упражняться и экспериментировать с различными красящими материалами, тем больше вы будете знать и уметь. И тогда вам будет легче выбирать соответствующие материалы для создания желаемого эффекта. Вы обнаружите также, что добиться нужной фактуры можно не одним, а несколькими способами.
Контрастные фактуры
Контраст между «бороздчатыми» гривой и хвостом и гладким корпусом лошади, пожалуй, самый яркий. Подобную фактуру можно передавать разными способами. Например, и то и другое можно нарисовать карандашом, только для волос возьмите темный и мягкий карандаш В, а для тела светлый и жесткий Н. Или вы можете использовать один и тот же карандаш для обеих фактур, а эффект смягчите, осторожно растерев корпус лошади пальцем, ватным тампоном или даже растушевкой (специальным инструментом, предназначенным для размазывания таких мягких материалов, как пастель или уголь).
А вот другой вариант — используйте для корпуса лошади нежную акварельную размывку, а гриву и хвост передайте темными мазками кисти.
Далее #5