«Краткая история времени» Стивена Хокинга, краткое содержание читать ~28 мин.
Книга «Краткая история времени» рассказывает о развитии и истории космологии от Древней Греции до 1980-х годов и охватывает широкий спектр исторических периодов. За это время обсуждение широкой Вселенной перешло от философского или религиозного вопроса к науке, а позже, в первую очередь, к физике. Хокинг отмечает, что если во времена сэра Исаака Ньютона образованный человек мог иметь базовое представление обо всех человеческих знаниях, то сегодня учёные специализируются настолько тонко, что им трудно быть в курсе всех новых открытий даже в рамках своего предмета. Таким образом, история науки – это история постоянно возрастающей сложности.
Хотя Хокинг обновил и расширил «Краткую историю времени» в более поздних изданиях, в последующие годы он также выпустил работы, в которых обсуждались более современные теории и тенденции в физике. Например, книга «Великий замысел», написанная совместно с Леонардом Млодиноу и опубликованная в 2010 году, посвящена идее о том, что не существует универсального правила, применимого ко всей физике, что прямо противоположно основному аргументу предыдущей книги Хокинга. Вместо этого авторы объясняют М-теорию, которая предполагает, что существует бесчисленное множество альтернативных вселенных, и если правила, применимые к нашей, поддерживают существование жизни, то для большинства других вселенных это, скорее всего, не так.
Стивен Хокинг родился в семье исследователей науки Фрэнка и Изобель в 300-ю годовщину смерти Галилео Галилея, 8 января 1942 года. Он вырос в Сент-Олбансе в Англии, будучи старшим из четырёх детей. Он окончил Оксфордский университет с высшими оценками по физике, а затем перешёл в Кембриджский университет для изучения космологии. В 1963 году у него диагностировали болезнь двигательных нейронов, также известную как болезнь Лу Герига, и дали два года жизни. Тем не менее, в 1965 году он женился на своей жене Джейн Уайлд, с которой у него родилось трое детей, и защитил докторскую диссертацию. В 1974 году он стал членом Королевского общества, а в 1979 году – Лукасианским профессором математики в Кембридже, как за столетия до этого сэр Исаак Ньютон. Большую часть своей карьеры он посвятил изучению как мельчайших, так и мельчайших деталей того, как устроена Вселенная, и искал способ объединить общую теорию относительности Альберта Эйнштейна с квантовой механикой.
В 1985 году экстренная процедура лишила его способности говорить, но передовое устройство, разработанное в Кембриджском университете, позволило ему управлять голосом компьютера, двигая мышцами щёк. Его работа над чёрными дырами принесла ему известность в научных кругах, но широкая известность пришла к нему после публикации книги «Краткая история времени» в 1988 году. После того как книга стала бестселлером, его стали считать знаменитым учёным. Хокинг развёлся с Джейн в 1995 году и женился на своей медсестре Элейн Мейсон. В 2006 году они разошлись. В 2014 году был снят голливудский фильм «Теория всего», посвящённый его жизни и борьбе с инвалидностью. Хокинг продолжал расширять границы понимания человечеством Вселенной, публикуя множество работ как в научных кругах, так и для публичной аудитории. Хокинг скончался 14 марта 2018 года в возрасте 76 лет.
Откуда взялась Вселенная и все, что в ней находится, и куда все это движется? Новые технологии позволили современной науке дать ответы на эти вопросы. Сначала Стивен Хокинг подробно рассказывает о некоторых крупных научных открытиях за всю историю человечества, которые привели нас к такому пониманию.
Хотя ещё в Древней Греции люди поняли, что Земля круглая, такие мыслители, как Аристотель, по-прежнему считали, что Земля находится в центре всего остального. Эта теория не подвергалась сомнению до 1514 года, когда Николай Коперник показал, что планеты, включая Землю, вращаются вокруг Солнца. В 1687 году сэр Исаак Ньютон разработал собственные законы гравитации, предположил, что все звезды должны оказывать друг на друга эту силу, и задался вопросом, бесконечна ли Вселенная. В 1929 году Эдвин Хаббл обнаружил, что галактики повсюду быстро удаляются друг от друга. Идея о том, что Вселенная расширяется, в свою очередь, предполагает, что было время, когда все находилось в одном, крошечном, бесконечно плотном месте. Бог, отмечает Хокинг, мог бы вписаться в эту теорию.
Конечная цель науки – найти одну теорию, которая свяжет воедино все остальные. На данный момент учёные располагают двумя основными частичными теориями: общей теорией относительности и квантовой механикой. Первая сосредоточена на гравитации и массивных небесных телах, а вторая имеет дело с мельчайшими видами материи, известными человечеству. Однако эти теории не согласуются друг с другом. Учёные всё ещё ищут объединяющую теорию, чтобы исполнить самое сокровенное желание человечества: понять, откуда мы взялись.
Ньютон выдвинул идею о том, что объекты естественным образом находятся в движении и что силы заставляют их ускоряться или замедляться. Это ставит под сомнение идею абсолютного пространства; представьте себе шарик для пинг-понга, подпрыгивающий на поезде, идущем со скоростью 40 миль в час. Расстояние, на которое переместился шарик, по мнению человека, находящегося в движущемся поезде, будет сильно отличаться от наблюдения человека, находящегося вне поезда.
Идея абсолютного времени, однако, потребовала больше времени для преодоления. В 1865 году Джеймс Клерк Максвелл обнаружил, что свет имеет различные длины волн, такие как радиоволны или микроволны. Позже Альберт Эйнштейн в своей теории относительности указал, что свет всегда движется с одинаковой скоростью и быстрее всего остального. Общая теория относительности также утверждает, что гравитация искривляет-изгибает и искривляет пространство-время. Например, время движется медленнее вблизи объектов с большей массой. Таким образом, хотя пространство и время влияют на движение объектов, движение объектов также влияет на пространство и время; ни одно из них не является абсолютным. Эйнштейн также предложил некую антигравитационную силу, или космологическую постоянную, которая отталкивает объекты и объясняет (неверно) предполагаемую статичность Вселенной.
В середине 18 века астрономы определили Млечный Путь и описали его как спиральную галактику. В 20 веке Хаббл показал, что существуют галактики, отличные от нашей, и, судя по красному смещению, наблюдаемому у этих далёких звёзд, ясно, что эти галактики удаляются от нас. Это объясняет, почему Вселенная не коллапсирует сама на себя, без необходимости в космологической константе Эйнштейна, которую Эйнштейн считал худшей ошибкой в своей карьере.
Русский физик Александр Фридман предположил, что Вселенная выглядит примерно одинаково во всех направлениях. Позже это было доказано путём измерения равномерного микроволнового излучения Вселенной. Фридман также предложил различные модели Вселенной, как конечной, так и бесконечной, в большинстве из которых в начале был большой взрыв. Более широкое признание теория большого взрыва получила после работы Роджера Пенроуза о чёрных дырах, которые возникают, когда материя коллапсирует сама на себя, пока не займёт нулевой размер и не станет бесконечно плотной. Хокинг, который в то время был докторантом, увидел актуальность обратной версии этого явления для теории большого взрыва и позже опубликовал соответствующую работу вместе с Пенроузом.
Маркиз де Лаплас в начале 1800-х годов предположил, что, поскольку современная наука, похоже, так хорошо справляется с предсказаниями, люди смогут предсказать все, если только будут знать точное состояние Вселенной в определённый момент времени. Но конец этой идее пришёл, когда Вернер Гейзенберг попытался точно измерить положение и скорость частицы. Чем точнее Гейзенберг хотел это измерить, тем больше света ему приходилось использовать, что, в свою очередь, влияло на положение или скорость частицы. Таким образом, невозможно было точно сказать, где находятся частицы, что учёные теперь называют принципом неопределённости. Это привело к созданию квантовой механики.
Теории об атоме строились медленно, но к началу 1900-х годов учёные определили электроны, нейтроны и протоны. Мюррей Гелл-Манн получил Нобелевскую премию в 1969 году за открытие того, что они, в свою очередь, состоят из кварков, которых существует множество. Каждый вид частиц также имеет определённый тип спина, который связан с тем, сколько раз нужно «повернуть» частицу на 360 градусов, чтобы она выглядела и вела себя «одинаково». Спин может быть использован для определения различных сил. Частицы материи также подчиняются принципу исключения Паули, который гласит, что частицы не могут существовать в одном и том же месте: они неизбежно отталкиваются друг от друга. В ходе дальнейшей работы были открыты античастицы (частицы, столкновение которых приводит к аннигиляции обеих частиц), а также частицы, несущие силу, которые невозможно обнаружить, кроме их воздействия на другие частицы. Частицы-носители силы относятся к гравитационным, электромагнитным, слабым ядерным или сильным ядерным силам.
Термин «чёрная дыра» был введён в 1969 году Джоном Уилером, но сама идея существует уже около 200 лет. В 1783 году Джон Мишелл сказал, что любая достаточно большая и плотная звезда будет обладать настолько сильной гравитацией, что даже свет не сможет избежать её. Хотя мы, возможно, не сможем увидеть эти объекты, мы сможем измерить влияние их гравитации на окружающий материал. Это произойдёт в конце жизни звезды, когда её энергия будет израсходована, то есть она больше не сможет бороться с собственной гравитацией и начнёт разрушаться. Субрахманьян Чандрасекхар измерил, насколько большой должна быть звезда, чтобы превратиться в чёрную дыру, что отчасти принесло ему Нобелевскую премию. Однако не все звезды заканчивают свою жизнь подобным образом, особенно если они имеют размеры, сходные с размерами нашего Солнца.
Если чёрные дыры могут остановить свет, то ничто другое также не может вырваться наружу. Граница, за которую ничто не может выйти из чёрной дыры, называется горизонтом событий. Хокинг и Пенроуз показали, что в центре чёрных дыр находятся сингулярности – точки бесконечной плотности и гравитации, где законы физики перестают действовать.
Хокинг первым заметил, что чёрные дыры могут увеличиваться только по мере того, как в них попадает все больше материи. Это похоже на закон термодинамики, который гласит, что энтропия – по сути, беспорядок или хаос – изолированной системы может только увеличиваться. Якоб Бекенштейн предположил, что площадь горизонта событий является мерой энтропии чёрной дыры. Это означало, что чёрные дыры должны излучать тепло и частицы, что и было доказано. Поэтому старая, большая чёрная дыра может быть использована для получения огромного количества энергии, но у нас нет для этого технологий.
В 1981 году Хокинг присутствовал на конференции в Ватикане, которая вновь пробудила его интерес к началу и концу Вселенной. Папа сказал присутствующим учёным не обращать внимания на этот аспект науки, поскольку это дело рук Бога, но на самом деле Хокинг недавно обсуждал возможность того, что у Вселенной вообще нет начала, потому что у Вселенной нет границ. Однако существует множество различных теорий о том, как выглядела ранняя Вселенная. В модели горячего большого взрыва ранняя Вселенная имела бесконечное тепло, то есть частицы двигались очень, очень быстро. По мере расширения Вселенной она охлаждалась. В конце концов, когда Вселенная достаточно остыла, материя собралась вместе; образовались галактики, затем звезды, планеты и, наконец, организмы.
Чтобы узнать, что произошло в начале, учёным нужна квантовая теория гравитации, но её пока не существует. Антропный принцип, тем временем, ищет ответ на вопрос, почему Вселенная совместима с существованием разумной жизни; «слабая» версия этого принципа, по сути, говорит, что если бы Вселенная не была пригодна для разумной жизни, то разумная жизнь не существовала бы.
Второй закон термодинамики, энтропия, гласит, что вещи имеют тенденцию становиться более неупорядоченными, так что это одна стрела времени. Вторая стрела времени является психологической и относится к формированию воспоминаний. Третья стрела относится к космологической стреле времени, в которой Вселенная расширяется. Теория о том, что Вселенная не имеет границ, и слабый антропный принцип обосновывают, почему все эти три стрелы времени направлены вперёд и почему это единственная ситуация, в которой могут существовать разумные существа. Даже создание воспоминаний увеличивает беспорядок, поскольку для создания нового воспоминания требуется энергия, что создаёт ещё больший беспорядок, поскольку эта энергия излучается.
Вопрос в том, что произойдёт, когда Вселенная начнёт сжиматься? Время не потечёт вспять, потому что беспорядок может только увеличиваться, а значит, термодинамические и психологические стрелы времени будут по-прежнему направлены вперёд. Вселенная будет пригодна для жизни только на стадии расширения, поскольку все небесные тела сгорят до начала фазы коллапса.
В некоторых моделях ранней Вселенной пространство-время могло быть настолько неупорядоченным, что путешествия во времени были возможны, но наблюдения за равномерным излучением во всей Вселенной показывают, что это не так. Однако, поскольку время не абсолютно, космические путешественники могли бы вернуться на Землю за то время, которое кажется им коротким, хотя в земном восприятии времени прошли бы тысячи лет. Путешествие быстрее света, однако, позволит покинуть точку А одновременно с каким-либо событием и прибыть в точку Б до того, как это событие начнётся. Также возможно искривление пространства-времени для создания червоточины между двумя точками. Эти «мосты Эйнштейна-Розена» могут позволить путешествовать в прошлое, если развитая цивилизация сможет их стабилизировать.
Поиск путей объединения физики – свести воедино общую теорию относительности и квантовую механику – продолжается, поскольку пока учёные располагают лишь частичными теориями. Любая теория должна включать принцип неопределённости, и поэтому первым шагом должно стать включение этого принципа в теорию относительности. Теории струн предлагают возможные ответы. Они представляют частицы не в виде точек, а в виде волн на одномерных линиях в двух измерениях пространства-времени. Частицы затем представляются как волны, проходящие по этой «струне». Основная проблема теории струн заключается в том, что для её работы требуется гораздо больше измерений – либо 10, либо 26.
Мы всё ещё можем быть уверены в существовании объединяющей теории физики, поскольку имеющиеся у нас частичные теории становятся все ближе и ближе к объяснению всего. Но даже если учёные найдут такую теорию, они все равно не смогут точно предсказать все из-за принципа неопределённости. Настоящая цель, говорит Хокинг, заключается в том, чтобы понять наше собственное существование и, более того, почему вообще все существует. Когда мы поймём это, мы сможем понять разум Бога.
Поиск объединяющей теории Вселенной
Главная миссия Стивена Хокинга в «Краткой истории времени» – найти объединяющую научную теорию, которая объяснит саму Вселенную. Эта единая теория объединит все отдельные теории, которые уже существуют у учёных, под единым сводом правил, освещающим и предсказывающим, как работает все сущее. Книга представляет собой хронологию усилий человечества по созданию объединяющей теории, а также продолжающейся работы по поиску ответа на вопрос, как устроено все во Вселенной. Эту миссию Хокинг берет на себя, чтобы удовлетворить «глубочайшее стремление человечества к знаниям», намекая на то, что его стремление найти объединяющую теорию физики не меньше, чем стремление найти смысл самой жизни.
Хокинг утверждает, что, скорее всего, существует единая теория всего, потому что учёные обнаружили, что строгие правила, например, закон гравитации, управляют устройством и движением Вселенной. Если все упорядочено, значит, существует один центральный ключ, определяющий природу всей Вселенной. Хокинг пишет: «Теперь, если вы верите, что Вселенная не произвольна, а управляется определёнными законами, вам в конечном итоге придётся объединить частичные теории в полную единую теорию, которая будет описывать все во Вселенной». Наблюдаемый мир следует строгим, предсказуемым правилам, а значит, все разработанные точные научные теории должны соответствовать друг другу; любое противоречие означает хаос.
На сегодняшний день учёные обнаружили четыре силы, которые связаны со всеми частицами во Вселенной и управляют ими. Это: гравитационная сила, электромагнитная сила, слабая ядерная сила и сильная ядерная сила. Однако учёные не нашли единой теории, которая связала бы эти силы воедино, что означает, что поиски объединения продолжаются. «В конечном итоге, – пишет Хокинг, – большинство физиков надеются найти единую теорию, которая объяснит все четыре силы как различные аспекты одной силы. Действительно, многие могут сказать, что это главная цель физики сегодня». Хокинг, таким образом, не одинок в своих поисках. Скорее, надежды на создание центральной теории движут учёными всего мира.
Хотя поиск такой объединяющей теории может взволновать физиков, Хокинг не забывает о том, что этот вопрос обычно не занимает места, близкого к сердцу обычного человека. Хокинг признает: «Открытие полной единой теории (…) может не помочь выживанию нашего вида. Оно может даже не повлиять на наш образ жизни». Повседневная жизнь обычного человека может не измениться после завершения этого эпического поиска, даже если учёные найдут свою долгожданную цель. В связи с этим возникает вопрос, являются ли усилия и интеллект физиков целесообразными или пустой тратой времени, поскольку они не оказывают немедленного влияния на практические реалии человеческого существования.
Тем не менее, Хокинг утверждает, что поиск таких ответов представляет собой глубочайшее стремление человеческого сердца. С древних времён люди смотрели на звезды и задавали «большие, основные вопросы» о том, как и почему мы существуем, и это до сих пор не изменилось. «Сегодня мы по-прежнему жаждем узнать, почему мы здесь и откуда мы пришли», – пишет Хокинг. «Глубочайшее стремление человечества к знаниям является достаточным оправданием для наших дальнейших поисков». Хокинг представляет свою миссию как служение вечному стремлению человечества узнать, откуда мы пришли. Хотя неспециалист, возможно, не сформулирует свою внутреннюю жажду смысла как поиск объединения физики, Хокинг говорит, что, по сути, оба эти поиска более или менее одинаковы.
Он также предполагает, что, выяснив, как мы здесь оказались, мы сможем понять, почему. Хокинг утверждает: «Тогда мы все (…) сможем принять участие в обсуждении вопроса о том, почему существуем мы и Вселенная». Найдя единую теорию физики, человечество получит возможность воспринять и понять всю полноту Вселенной и, возможно, ответить на самый глубокий вопрос: смысл жизни. В поисках ключевых правил, которые управляют деятельностью всей Вселенной, Хокинг стремится найти инструменты, с помощью которых можно ответить на большие вопросы, задаваемые каждым человеком, который когда-либо жил, хотя, возможно, он и не подозревал, что ответ можно найти с помощью теоретической физики. Для Хокинга раскрытие тайн Вселенной – это поиск смысла жизни. Но без единой теории всего эта реальность кажется космически далекой.
Человеческое любопытство и изобретательность
Ощущение гениальности человечества неоднократно возникает в книге Стивена Хокинга «Краткая история времени» – не только благодаря исчерпывающим знаниям автора о внутреннем устройстве Вселенной, но и благодаря огромному количеству учёных, философов и даже простых людей, чьи вдохновенные моменты «эврики» навсегда изменили восприятие мира. Книга охватывает тысячелетия, освещая историю развития понимания человечеством научных принципов и раскрывая наше внутреннее стремление понять все. Каждое мельчайшее физическое явление, на которое мы натыкались, например, восход и заход солнца, вызывало у нас вопрос: «Как и почему?». Это любопытство, говорится в книге, в какой-то мере делает нас людьми.
Хокинг характеризует людей как вечно любознательных, всегда стремящихся преодолеть любой интеллектуальный барьер или даже найти новые, на которых можно сосредоточить своё любопытство. Несмотря на отвлекающие факторы повседневной жизни, люди продолжают оставаться поглощёнными более важными вопросами. Например, Хокинг вспоминает: «Однажды вечером в ноябре того года, вскоре после рождения моей дочери Люси, ложась в постель, я начал думать о чёрных дырах». Он противопоставляет повседневные события, такие как отход ко сну, семейные отношения, даже медленное течение времени с точки зрения человека, космологической концепции чёрных дыр, которая подразумевает потенциальную бесконечность пространства и времени. Человеческий разум, утверждает он, по природе своей любопытен и неугомонен.
Это согласуется с суммированием Хокингом постепенного развития классической научной теории. Он отмечает: «У (древних) греков был даже третий аргумент в пользу того, что Земля должна быть круглой, ведь почему иначе сначала можно увидеть паруса корабля, появляющегося из-за горизонта, и только потом разглядеть его корпус?». Не используя никакого научного оборудования или теорий, древние греки могли применять логику для ответа на вопросы, возникающие в результате их наблюдений, открывая более широкие истины, выходящие за рамки их текущей точки зрения.
Другой пример человеческого любопытства, который приводит Хокинг, – это случай, когда двое американских учёных – Пензиас и Уилсон – испытывали новый микроволновый детектор. Обнаружив больше фонового шума, чем они ожидали, эти люди провели несколько раундов дальнейших испытаний в течение нескольких лет. Хокинг пишет: «Пензиас и Уилсон невольно наткнулись на удивительно точное подтверждение первого предположения Фридмана (что Вселенная выглядит одинаково во всех направлениях)». Хотя это открытие не входило в их планы, природное любопытство этих двух физиков заставило их заняться нерешённым вопросом и в конечном итоге доказать ранее существовавшую научную теорию. Применение ими своего открытия, работа любопытства, иллюстрирует форму изобретательности, присущую только людям.
Любознательность человечества такова, что мы даже задаёмся вопросом, как мы стали разумным видом, способным задавать такие вопросы. Антропный принцип – это философское соображение, которое, по словам Хокинга, гласит: «Поэтому разумные существа в (определённых гостеприимных) регионах не должны удивляться, если они заметят, что их местоположение во Вселенной удовлетворяет условиям, необходимым для их существования». По сути, это означает, что люди не должны удивляться тому, что нынешние обстоятельства позволяют людям существовать, поскольку мы уже здесь. То, что эта конкретная теория существует, показывает, что человеческое любопытство не знает границ – человеческое любопытство даже ставит под вопрос существование человека.
Как неоднократно заявлял Хокинг, существует множество вопросов, которые остаются без ответа, и все теории о природе жизни и Вселенной на сегодняшний день являются лишь теориями. Поэтому человеческая изобретательность будет продолжать искать и находить новые проблемы для решения. Люди будут продолжать задавать вопросы до тех пор, пока все не будет известно: «Наша цель – не что иное, как полное описание Вселенной, в которой мы живём». Хотя слова Хокинга относятся непосредственно к поиску учёными объединяющей теории всего, он утверждает, что этот поиск является фундаментальным стремлением человека.
Этот поиск также является лишь одним из шагов в долгом стремлении к ещё более глубокому пониманию. “Даже когда все научные ответы будут найдены, – говорит Хокинг, – следующим шагом будет участие в обсуждении (…) того, почему существуем мы и Вселенная. Если мы найдём ответ на этот вопрос, это будет высшим триумфом человеческого разума, потому что тогда мы познаем разум Бога”. Другими словами, когда человечество узнает «как», мы сможем перейти к «почему» – и когда мы узнаем это и получим ответы на все вопросы, мы выйдем за пределы нашего нынешнего существования. Хокинг показывает, что быть человеком – значит спрашивать, как и почему. Такое любопытство порождает изобретательность, поскольку человечество не может успокоиться, пока не найдёт ответы на все свои вопросы. Хокинг заходит так далеко, что предполагает, что когда не останется вопросов, на которые можно было бы искать ответы, мы каким-то образом станем чем-то большим, чем человек, хотя достижение этого будет исключительно человеческим «триумфом».
Опасность упрямства
Хотя люди всегда стремились понять Вселенную, утверждает Стивен Хокинг в книге «Краткая история времени», люди также могут отказываться менять свои прежние предположения, когда сталкиваются с новыми предложениями. Из-за гордости, упрямства или догматической веры даже самые умные люди оказывались по ту сторону истории науки, упорно отвергая новые идеи, потому что они являются интеллектуально, духовно или экзистенциально сложными. Хокинг показывает, что любопытство и упрямство борются в каждом человеке – в том числе и в нём самом. Он утверждает, что важно оставаться объективным во время научного исследования и искать только истину, иначе человек рискует отстать от неизбежного прогресса человечества.
Несмотря на врождённое любопытство человечества, Хокинг также подчёркивает, что людям бывает трудно принять новые идеи, которые противоречат ранее принятым представлениям. Например, после того как Иоганн Кеплер обнаружил, что орбиты планет вокруг Солнца вытянуты, он считал свой вывод «всего лишь гипотезой ad hoc, причём довольно отвратительной, поскольку эллипсы явно менее совершенны, чем круги». Хотя его новое предположение хорошо соответствовало наблюдениям, оно не вписывалось в его идею о том, что магнитные силы вызывают орбиты. Хокинг высмеивает решимость Кеплера навязать свои предвзятые представления о том, как Вселенная должна соответствовать друг другу, несмотря на то, что они противоречили измеряемым событиям. Его ироничный тон показывает, что Хокинг не считает такой подход научным.
Однако Хокинг признает, что и сам стал жертвой такого упрямства. Он выступил против предложения студента-исследователя Джейкоба Бекенштейна о том, что горизонт событий чёрной дыры можно использовать для измерения её энтропии. Позже, обнаружив, к своему «удивлению и досаде», что его собственные расчёты подтверждают гипотезу Бекенштейна, Хокинг не хотел, чтобы студент узнал об этом, просто потому, что ему не нравилась новая идея. Конечно, уважение Хокинга к научному исследованию подтолкнуло его в конце концов принять предложение Бекенштейна. Он использует этот пример для иллюстрации того, как даже самые лучшие и умные могут быть виновны в субъективных предрассудках, показывая упрямство как инстинктивную человеческую реакцию, противоречащую интеллектуальному подходу.
Другие учёные в «Краткой истории времени» аналогичным образом отталкивают доказательства, противоречащие их глубоко укоренившимся предположениям о природе Вселенной, и только отказ от любых предположений позволяет добиться прогресса. Эйнштейн, например, пришёл к своей теории относительно после того, как отбросил широко распространённое представление о том, что время абсолютно. Однако он совершил, по его мнению, самую большую ошибку в своей карьере, введя в свои расчёты идею своего рода антигравитационной космологической постоянной, которая не позволит предполагаемой статичной Вселенной разрушиться. Однако более поздние открытия показали, что Вселенная расширяется, а значит, необходимость в космологической постоянной отпала.
Хотя между рациональным интеллектом и инстинктивным упрямством людей существует внутреннее противоречие, Хокинг утверждает, что непреодолимый прилив человеческой изобретательности и любознательности неизбежно приведёт к приближению к истине. Более того, Хокинг показывает, что те, кто не успевает уловить последние тенденции в науке, отстают: «Католическая церковь совершила ужасную ошибку с Галилеем, когда попыталась установить закон в вопросе науки», – пишет он, рассказывая о своём участии в конференции 1981 года в Ватикане.
“Теперь, спустя столетия, он решил пригласить нескольких экспертов, чтобы те проконсультировали его по вопросам космологии”. Это предполагает, по крайней мере, вначале, что Церковь понимала, что жёсткое следование прежним теориям не помешает интеллектуальному прогрессу, независимо от того, насколько влиятельной может быть группа или человек. Однако, несмотря на очевидный страх отстать, Папа все же заявил после конференции, что учёные не должны “исследовать сам Большой взрыв, потому что это был момент Творения, а значит, дело рук Бога”. Хотя Хокинг не даёт никаких личных комментариев по этому поводу, из подавляющей направленности книги на то, чтобы научный прогресс все ближе подходил к объединяющим истинам, кажется, что надежда Папы не оправдается; невозможно сдержать человеческое любопытство, а упрямство перед лицом научных открытий может привести к неактуальности.
Таким образом, Хокинг иллюстрирует как вдохновляющие, так и неразумные силы, действующие в человеческой борьбе за понимание всего. И любопытство, и упрямство – естественные реакции человеческого разума. Но, как он показывает, люди будут продолжать искать ответы на большие вопросы, невзирая на препятствия на своём пути, а значит, лучший способ действий – это отбросить предвзятые мнения и встать на борт.
Наука и религия
В книге «Краткая история времени» Стивен Хокинг рассматривает научные исследования на более широком фоне поиска человечеством смысла, в котором религия играет большую роль. Хотя он представляет религию как все более замкнутую в уголках современного восприятия мира, занимающую в основном те места, которые наука пока не может объяснить, он не осуждает и не критикует продолжающуюся веру людей в сверхъестественное. Напротив, он показывает, что интерес людей как к науке, так и к религии обусловлен одним и тем же стремлением к пониманию. Таким образом, эти две концепции не обязательно находятся в прямой оппозиции, хотя напряжение между ними, конечно, сохраняется. Тем не менее, он показывает, что религия становится все более неуместной в нашем понимании Вселенной, и действительно, даже миряне могут однажды обладать таким же исчерпывающим знанием обо всем, как и сам Бог.
Хотя Хокинг старается не презирать религию, он все же показывает, что религиозные организации в значительной степени оказались по ту сторону истории науки. Например, в 1514 году польский священник Николай Коперник предложил более простую модель Вселенной, в центре которой находилось Солнце, а Земля вращалась вокруг него. Хокинг отмечает: “Сначала, возможно, из-за страха быть заклеймённым церковью как еретик, Коперник распространял свою модель анонимно”. Наказание за неортодоксальное учение могло быть жестоким, что характеризует его церковь как упрямую и непреклонную. Таким образом, Хокинг утверждает, что религиозный догматизм замедлил прогресс научных открытий. Даже в более поздние времена, показывает Хокинг, религиозные лидеры не решались позволить науке поставить под сомнение традиционные учения: “(Папа Римский) сказал нам что мы не должны исследовать сам Большой взрыв, потому что это был момент Творения и, следовательно, дело рук Бога”. Однако именно этому Хокинг посвятил большую часть своей жизни, показав своё несогласие с таким подходом к большим вопросам жизни.
Тем не менее, Хокинг испытывает определённые симпатии к религии и никогда не отвергает идею Бога, потому что и наука, и религия ищут ответы на схожие вопросы. И физиков, и религиозных верующих волнует вопрос о начале Вселенной – по сути, вопрос о том, откуда взялись люди. «Начало Вселенной, конечно, обсуждалось задолго до этого (дискуссии о бесконечной статичной Вселенной в середине 1800-х годов)», – пишет Хокинг. «Согласно ряду ранних космологий и иудейской/христианской/мусульманской традиции, Вселенная началась в конечное и не очень отдалённое время в прошлом». Хотя Хокинг не согласен с выводами, сделанными такими верованиями, и указывает на вероятное влияние ледникового периода на их расчёты, прямая параллель, которую он проводит, показывает его симпатию к тем, кто занимается теми же вопросами, хотя и с другими подходами.
В другом месте Хокинг прямо говорит, что мы пока не можем отбросить идею Бога: “Расширяющаяся Вселенная не исключает существования творца, но она накладывает ограничения на то, когда он мог бы выполнить свою работу. Согласно некоторым теориям Вселенной, для фигуры творца ещё есть место. Таким образом, наука просто приближается к пониманию того, как Бог мог бы выполнить свою задачу”. Таким образом, Хокинг показывает, что он не является откровенным атеистом и не отвергает полностью возможность существования всемогущего божества.
Хотя Хокинг оставляет место для религии в своём понимании Вселенной, он предполагает, что такие верования оказывают все меньшее влияние на современную науку и представления. В некоторых моделях Вселенной, которые поддержал сам Хокинг, не существует границ Вселенной, что не оставляет места для фигуры творца: “Вселенная была бы полностью самодостаточной и не подверженной влиянию ничего вне себя. Она не была бы ни создана, ни уничтожена. Она бы просто БЫЛА”. Хотя Хокинг не утверждает, что это несомненно, он предполагает, что если люди однажды докажут такую теорию, то место для бога-творца в современной науке станет ещё меньше.
Люди могут не только обнаружить, что для теории творца нет никаких оснований, но и настолько близко познакомиться с работой Вселенной, что у них вообще отпадёт желание и необходимость в религиозной теории: «Если мы найдём ответ на этот вопрос (почему мы и Вселенная существуют), это будет высшим триумфом человеческого разума – ведь тогда мы познаем разум Бога». Хокинг хочет сказать, что если люди смогут понять «разум» всемогущего и всеведущего существа, то люди, несомненно, будут столь же могущественны. То есть, если люди могут досконально понять Вселенную и её устройство, то необходимость в фигуре Бога отпадает вообще.
Хотя между наукой и религией существует очевидная напряжённость, их соперничество происходит от того, что обе науки подходят к ответам на схожие вопросы. Хокинг оставляет достаточно места для религиозной мысли в своих научных дискуссиях, включая даже то, как бог-создатель вписывается в различные модели. Однако в конечном итоге он полагает, что человечество перешагнёт через теории о творцах и всемогущих существах, когда мы приблизимся к полному пониманию самих себя.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги, краткое содержание
- «Записки сумасшедшего» Николая Гоголя, краткое содержание
- «Солнечный удар» Ивана Бунина, краткое содержание
- «Дневники мотоциклиста» Эрнесто Че Гевары, краткое содержание
- «Агафья» Чехова, краткое содержание
- «Чёрный монах» Антона Чехова
- «Душечка» Антона Чехова
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?