«Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, краткое содержание читать ~7 мин.
«Новая Атлантида» – это эссе, написанное Фрэнсисом Бэконом. Оставшись незаконченным, оно было опубликовано только через год после смерти Бэкона. Официальное название – “Новая Атлантида: незаконченное произведение, написанное достопочтенным Фрэнсисом лордом Веруламом, виконтом Сент-Албаном”. Произведение имеет форму утопической басни, в которой рассказывается о путешествии первооткрывателей на остров в Тихом океане.
Бэкон, был очень учёным писателем, который писал работы на латыни, предназначенные для чтения только самыми образованными людьми. «Новая Атлантида» предназначалась для более широкой аудитории, поэтому она написана на английском языке в стиле одного из самых популярных жанров эпохи – повествования о путешествиях.
Утопическое видение Бэкона наиболее необычно тем, как устроено его идеальное общество. Вместо того чтобы законодательно утвердить идеальное общество, как это предлагалось в двух наиболее известных предшествующих ему произведениях – «Республике» Платона и «Утопии» сэра Томаса Мора, вымышленная концепция Бэкона возникла в результате интеллектуального сотрудничества между верой и наукой.
Центральный орган управления является воплощением этого духа сотрудничества: Дом Саломона, названный в честь мудрого древнееврейского царя, – это название научного исследования, которому поручено покидать остров каждые двенадцать лет и привозить обратно всю новую информацию, открытую всеми народами за это время, существующую в виде книг, приборов и узоров. Важным компонентом процесса изучения знаний, которые получают учёные, работающие в Доме Саломона, является то, что само учреждение изолировано от остальной части общества на острове.
Доводы Бэкона здесь трудно опровергнуть, особенно в свете того, как правительство и бизнес мешают и даже фальсифицируют научные исследования в современном обществе. Изоляция чистого интеллектуального исследования от вмешательства тех, кто преследует иные цели, или просто тех, кто не обладает достаточным интеллектом, значительно снижает возможность искажения фактов мнениями или несостоятельными теориями.
Это жизненно важное требование утопизма Бэкона также определяет основной способ, которым он опровергает утопическое теоретизирование своих предшественников. Настаивая на возможности науки направлять утопические идеалы в утопическую практику, Бэкон фактически отвергает предпосылку о том, что такие идеалы могут быть только законодательно воплощены в жизнь, тем самым создавая не утопию, а авторитарную систему, гораздо более склонную к растворению в антиутопическом регулировании.
Бэкон умер до того, как этот роман был завершен.
Сюжет
Европейские исследователи находят мифический остров под названием Бенсалем, что на иврите означает что-то вроде «Сын мира». Остров является частью Нового Света, к западу от Перу. Сюжет истории утопичен. Они основали колонию, установив новый тип правления, где наука ценится выше религии и политической философии.
Колония основывает Дом Саломона – островной университет для тех, кто стремится к просвещению. Они проводят научные эксперименты, постоянно продвигая свои знания вперёд. По иронии судьбы, к моменту прибытия исследователей остров уже был христианским. На острове у местных жителей хранится письмо святого Варфоломея, апостола и ученика Иисуса Христа, а также Библия. Кажется, что остров был создан по поручению самого Иисуса.
На острове Иоавин руководит домом Саломона. Он еврей, и его заботит понимание природы как творения Бога, изучение с помощью науки всего, что Бог может захотеть показать им, ведение дискуссий в стиле Сократа среди студентов. Иоавин ведёт европейского студента в заднюю комнату, где тот узнает Научный метод, а также тайные знания о создании колледжа. Они обсуждают возможность публикации этих принципов и отправки их обратно в Европу.
Список персонажей
Рассказчик
Рассказчик никогда не называется по имени. Он является частью команды из более чем 100 человек, чей корабль сбился с курса во время плавания из Перу на Восток. Корабль встречает группа островитян, которые приветствуют их, и текст представлен как результат серии разговоров, поскольку ни ему, ни другим членам экипажа не разрешено совершить экскурсию по острову. В результате, хотя рассказчик предлагает обширное описание Новой Атлантиды, он так и не увидел ничего из этого своими глазами.
Губернатор дома чужаков
Рассказчика и ещё пятерых членов экипажа приглашают покинуть корабль и поселиться в Доме чужаков. После трёх дней приемлемого поведения их знакомят с губернатором, который предлагает им остаться на шесть недель. Из разговоров этого высокопоставленного чиновника рассказчик узнает о древней истории острова, его любопытном отношении к христианству и о различных административных и правительственных творениях, благодаря которым остров превратился в утопию.
Иоавин
Один из примеров любопытной природы отношения острова к христианству демонстрируется через персонажа Иоавина. Иоавин – еврей, потомок Авраама через сына, упомянутого в Библии: Нахорана. Евреи Бенсалема придерживаются гораздо более благоговейного отношения к Иисусу Христу, чем традиционное еврейское отношение. Именно через Иоавина рассказчик узнает о большей части личной морали, которую исповедуют жители острова.
Темы
Религия
Когда к морякам обращаются жители Новой Атлантиды, их постоянно спрашивают, являются ли они христианами. Людям важно знать, какую религию исповедуют моряки. Когда они убеждаются, что эти люди – христиане, их приглашают остаться в общине, а не на корабле. Это показывает, что религия играет большую роль в жизни их общины. Моряки видят, что подтверждение того, что они христиане, важно для их хозяев, и уверены, что будут придерживаться своих убеждений.
Щедрость
Жители Новой Атлантиды очень щедры. Они предоставляют морякам большие помещения для проживания и обеспечивают их всем необходимым. Больным предоставляются лекарства, а еда есть для всех. Они также показывают мужчинам окрестности своей общины и приглашают принять участие в мероприятиях, проводимых в ней. Мужчинам даже предлагают остаться.
Обычаи
Обычаи очень важны для жителей Новой Атлантиды. Они хотят сохранить свой образ жизни, поэтому тщательно следят за тем, кто допускается в их общину. Моряки должны подчиниться их просьбам и оставаться в своих каютах в течение нескольких дней, пока люди не разрешат им побродить по городу. У них есть ограничения на то, куда они могут пойти в пределах города, но это делается ради безопасности общины и моряков. Моряки с радостью соблюдают обычаи и ограничения, которые им даны.
Секретность
Тайна очень важна для жителей Новой Атлантиды. Моряки никогда не слышали ни об острове, ни о его жителях. Новая Атлантида просит, чтобы люди, посетившие остров, не обсуждали свой визит, если они решили уехать. Они изучают окружающий мир и не хотят, чтобы их общество было скомпрометировано предрассудками внешнего мира. Они ведут спокойное существование и стремятся сохранить свой безмятежный образ жизни.
Человечность
Человечность важна для жителей Новой Атлантиды. Они хотят сохранить своё общество в тайне, но при этом делают все возможное, чтобы помочь людям, забредшим к их берегам. Люди делают все возможное, чтобы моряки стали желанными гостями в их доме, но при этом следят за тем, чтобы их обычаи и общество не подвергались опасности. Они хотят, чтобы люди знали об истории человечества и о том, что случилось с Атлантидой. Они хотят сохранить свои знания о человечестве.
Одно из наблюдений этого утопического романа, на которое просто необходимо обратить внимание, – это маловероятная гармония науки и религии. Вместо того чтобы прятать религиозные секреты в задней комнате колледжа, Дом Саломона хранит научный метод как своё достояние. Почему? Конечно же, из-за Бога, как акт поклонения, восхваляя Божье творение, пытаясь понять его тщательно и строго.
Это означает, что Бэкон рассматривает науку как своего рода чистую религию, потому что он освобождает своих европейских персонажей от ограничений их христианского европейского мировоззрения. Обстановка на мифическом острове является архетипической и указывает на эзотерический характер истории. Религия, массово доступная среднему европейцу, лишена тайны, но в науке тайна религии полностью раскрывается, потому что научная истина имеет более высокий авторитет, чем человеческие интерпретации реальности, поскольку они доказуемы.
Студент, изучающий философию, может заметить сходство между утопией Бэкона и логическим позитивизмом, школой мысли 20-го века, которая ставит доказательное знание превыше всего. Разница между этими двумя мировоззрениями заключается только в религиозной вере, потому что такие писатели, как Айер, например, являются атеистами, которых не волнует никакое знание, кроме того, которое может быть положительно доказано с помощью логики, в то время как Бэкон рассматривает те же принципы изнутри своего, возможно, эзотерического, безусловно, мистического христианства.
- «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, кратко
- «Новый Органон» Фрэнсиса Бэкона, краткое содержание
- 5 картин Френсиса Бэкона украдены в Мадриде
- Картина Фрэнсиса Бэкона продана за рекордную цену
- Триптих Бэкона продан на аукционе Sotheby’s за 21,5 миллиона долларов США
- Автопортрет Бэкона с телом Люсьена Фрейда выставляется на Christie’s
- Выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа»
- Образовательная программа к выставке «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа»
Комментирование недоступно Почему?