«Последний поцелуй кайзера» Алана Джадда, краткое содержание читать ~14 мин.
Автор, Алан Джадд, написал «Последний поцелуй кайзера» в 2003 году, роман объёмом 208 страниц, в котором вымышленная сюжетная линия ссылается на исторические события и имеет много исторических резонансов. Действие книги происходит в 1940 году во время второй мировой войны и начинается примерно во время немецкого вторжения в Нидерланды.
Изгнанный кайзер по имени Вильгельм II находится в Нидерландах, когда происходит немецкое вторжение. Для защиты изгнанного кайзера от возможных нападений или попадания на линию огня отправляется группа немецких солдат, которую возглавляет офицер СС по фамилии Креббс. Немецкое вторжение в Нидерланды действительно имело место во время Второй мировой войны, и группа немецких солдат была послана для его защиты, но главный герой Кребб вымышлен, как и мелкие детали сюжета.
Позже известный в то время премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль пытается убедить кайзера Вильгельма II перейти на сторону Великобритании и предложить союзникам любую возможную информацию. В такой войне на истощение, как эта, любой маленький намёк на разум врага мог стать решающим для быстрой победы и окончания войны. Это ещё один фрагмент книги, который шаг за шагом повторяет историю. Во время Второй мировой войны Уинстон Черчилль действительно предлагал кайзеру убежище в Великобритании в обмен на военные секреты.
Предыстория книги в значительной степени основана на Второй мировой войне. Дядя и отец автора сражались на войне, что, скорее всего, и обусловило интерес Джадда к этому событию, а также близость и детальность, которые позволили ему создать выразительные образы, изображённые в романе. Опираясь на историю, большинство событий реальны, что позволяет автору играть с сюжетом и глубиной характеров без тягостного бремени обстановки и темы.
Примером дополнительных исторических аллюзий в книге являются упоминания об ужасах Холокоста, жестокости офицеров СС и войск вермахта, резне в Ле-Паради, нападениях и восстаниях против немецкого вторжения. Ухватившись за столпы истории, Алан Джадд повышает привлекательность своего романа и создаёт сюжет и персонажей, достаточно сложных для развития изменённой реальности.
Сюжет
История начинается в 1940 году в Huis Doorn, великолепном и стареющем дворце в Нидерландах, куда бывший правитель Германии, кайзер Вильгельм II, был сослан после того, как был свергнут Гитлером и высшим командованием. Он покидает Германию милостиво, но с обидой в сердце, и остаётся со своей женой на этой сельской ферме. Пока вокруг кайзера бушует величайшая и ужасная война, Вторая мировая, он и его жена довольствуются сельским изгнанием, рубят бревна и занимаются различными домашними делами. Кайзер ещё не знает, что война приближается к нему.
Адольф Гитлер и огромные армии Германии продолжают свой поход на восток Западной Европы и вторгаются в Нидерланды. Относительно хрупкая голландская армия почти не оказывает сопротивления вторжению войск вермахта. В этот момент войска воссоединяются со своим старым королём. Кайзер Вильгельм II, хотя и не совсем радостный от такого поворота событий, размышляет о том, что его приглашают вернуться на трон Германии, где, по его мнению, он принадлежит ему по праву. Кайзер размышляет о том, что немецкому народу нужна кровь королевской семьи, чтобы снова взять бразды правления в свои руки. Однако вскоре он понимает, что это совсем не так.
Несмотря на желания его и его жены, отношение немецкой армии к кайзеру Вильгельму II противоположно приглашению. Они не доверяют кайзеру, потому что он вырос в Великобритании, играя со своим кузеном, бывшим королём Соединённого Королевства, и немецкое верховное командование считает, что он может питать слабость к Великобритании и захочет вернуться к ним, раскрыв опасные военные секреты, которые вермахт не может позволить себе потерять.
Вторгшись в Голландию, они избавляются от штаба кайзера Вильгельма II и заменяют его солдатами во главе с офицером СС Мартином Креббсом, которому поручено внимательно следить за кайзером и следить за тем, чтобы он оставался под контролем Германии. Находясь там, они следят за любыми признаками контактов с Британией, прочёсывая дворец в поисках улик.
Несмотря на то, что Креббс старается держаться в стороне от кайзера, в итоге между ними возникает странная связь. В течение нескольких глав они разговаривают все больше и больше и понимают, что многие их идеологические взгляды совпадают. Оба считают, что у немцев есть данное Богом право захватить земли Европы и установить над ними контроль, но оба испытывают отвращение к средствам достижения этой цели – убийству немецкой армией еврейских детей и инвалидов.
В этих же главах Креббс завязывает ещё одни отношения. Он медленно, но верно влюбляется в служанку по имени Акки. По мере того, как они проводят все больше времени вместе, Креббс приходит к поразительному осознанию. Акки – еврейка. Креббс борется с внутренними конфликтами, разрываясь между верностью Третьему рейху и своей стране, любовью и моралью. Он обнаруживает, что постепенно теряет веру в нацизм и все больше склоняется в сторону кайзера и Акки.
К несчастью, немецкие солдаты обнаруживают, что что-то не так. Они заметили странного человека, разговаривающего с Акки, и решили проследить за мужчиной. После дальнейшего расследования они выясняют, что он был британским шпионом, тем самым уличая кайзера.
По мере того, как солдаты приближаются к королевской семье и тому, что осталось от его персонала, включая Акки, Креббс принимает трудное решение и решает встать на сторону кайзера. После короткой кульминации и перестрелки между двумя противоборствующими сторонами в романе, а также отвлекающего маневра, кайзер, его жена, Акки и Креббс бегут в Британию. Там они получают убежище и защиту от немецкой армии, успешно избегая захвата злом и выбирая добро вместо зла, несмотря на то, как трудно это может быть.
Список персонажей
Кайзер Вильгельм II
Кайзер Вильгельм II – старый немецкий король, которого отправили в изгнание в Нидерланды. Он был возмущён тем фактом, что представитель королевской семьи был отстранён от власти, но он был довольным человеком в своём сельском доме в Голландии, счастливым вести простую жизнь со своей семьёй. Когда он воссоединяется с немецкой армией, мы видим, как жадность и амбиции берут верх над ним, поскольку он мечтает вернуться на трон.
Однако когда его амбиции рушатся, мы открываем его хорошую сторону. Кайзер – это человек, который хочет расширения Германии, но ненавидит жестокость Холокоста и Второй мировой войны. Он вырос в Британии и является своего рода англофилом, в итоге перешедшим на сторону союзников. Он невысокий и пухлый, с длинными усами.
Мартин Креббс
Мартин Креббс – молодой, недавно принятый на службу офицер СС, которого послали охранять кайзера и следить за тем, чтобы не было контактов с англичанами или их шпионами. Вначале это весёлый молодой человек, твёрдый в своих убеждениях и верованиях. Однако по мере того, как книга развивается и фокусируется на его точке зрения, мы обнаруживаем, что в нём есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Он согласен с кайзером и считает, что агония и жестокость войны и уничтожение евреев – это ужасная вещь и неправильное решение проблемы, с которой столкнулась Германия. Он формирует связь с кайзером из-за этой общности и постепенно теряет свою убеждённость в нацизме. Хотя поначалу он был груб, мы видим, что он может проявлять сострадание и мягкость, когда он влюбляется в Акки. Он обладает прекрасной физической формой и хорошим ростом.
Акки
Акки – часть королевского персонала кайзера Вильгельма II, которому было позволено отправиться с ним в изгнание в Хуис Дорн, Нидерланды. Она милая и маленькая служанка, которая помогает везде, где она нужна во дворце, и ни против чего не возражает. Однако Акки – гораздо более сложный персонаж, чем кажется на первый взгляд. Акки – еврейка, что, казалось бы, противоречит неприязни кайзера и Кребба к евреям.
Когда Кребб узнает, что Акки – еврейка, это заставляет его отделиться от нацистов из-за любви к ней. Акки также является хитрой британской шпионкой, завербованной администрацией Уинстона Черчилля, чтобы следить за кайзером и пытаться склонить его на сторону союзников. Она играет важную роль в разжигании внутреннего конфликта Кребба.
Уинстон Черчилль
Премьер-министр Великобритании во время Второй мировой войны, который в этом романе пытается убедить кайзера перейти на сторону союзников. Он создан по образцу реальной исторической личности.
Генрих Гиммлер
Жестокий и подлый офицер СС, занимающий очень высокое командное положение, известный как рейхсфюрер. Однажды вечером он приходит на ужин в особняк, куда был сослан кайзер, чтобы проверить, как работает Кребб и что он и солдаты узнали о старом короле. После его приезда мир для главных героев переворачивается с ног на голову. Их секрет раскрыт, что является плохой новостью для Кребба, и это обнаружила любопытная и чрезмерно аналитическая личность Гиммлера.
Принцесса Гермина
Принцесса Гермина – вторая жена кайзера, которая покорно живёт с ним в изгнании. У неё свои амбиции, она отчаянно хочет, чтобы кайзер вернул себе контроль над троном, часто призывает его потеплее относиться к нацистам и хвалить их. Хотя она кажется довольно простой фоновой фигурой, у неё бывают моменты огня и жадности.
Капитан фон Ислеманн
Капитан фон Ислеманн – правая рука и личный помощник кайзера Вильгельма II, готовый помочь ему всегда и везде. Грузный мужчина лет 50-ти, капитан фон Ислеманн играет относительно небольшую роль в романе и представляет королевский штат.
Темы
Человечество
Эволюция человечества и инстинктивная человеческая природа, заложенная в каждом человеке, – постоянная тема романа. В центре внимания этой темы – обсуждение того, хороши ли люди, и можно ли изменить человечность, чтобы приспособиться к меняющимся обстоятельствам, или сделать так, чтобы она проявилась в человеке в большей или меньшей степени, чем раньше. Главный пример этой темы можно увидеть на примере самого кайзера. Несмотря на изгнание, он хорошо осведомлён о нацистах и тех действиях, которые они совершают против других людей.
Кайзер Вильгельм II презирает отношение нацистов к еврейским детям и безжалостность, с которой они их убивают. Это демонстрирует человечность внутри него, несмотря на то, что он был предыдущим правителем Германии и также был антисемитом. Однако другая часть этой темы также подчёркнута, когда показано, как кайзер пытается вернуться в добрые руки нацистов, чтобы получить шанс вернуть себе трон. В этом месте романа мы видим отсутствие человечности, потому что кайзер Вильгельм II игнорирует ужасные действия нацистов ради своей личной выгоды.
Долг
Одна из тем, которая прослеживается на протяжении всего романа, – это понятие долга и то, обязан ли каждый человек выполнять свой долг. Эта тема фокусируется на долге и характеризует его как нечто, что каждый человек несёт с собой из прошлого, его прежние идеологии, обязательства или отношения представляют собой чувство долга, которое он имеет, потому что он должен придерживаться этих вещей.
Затем эта тема переходит в идею о том, что люди отказываются от этого долга из-за обстоятельств или новых фактов, с которыми они сталкиваются. Хотя это происходит на протяжении всей книги, самый сильный пример этой темы возникает, когда Креббс оказывается перед дилеммой между долгом быть верным нацизму и своим товарищам по немецкой армии и желанием защитить женщину, которую он теперь любит. Этот конфликт с долгом представляет собой основное направление романа и становится кульминационным моментом сюжета.
Дом и верность
Важной темой, которая прослеживается в этой книге, является идея дома и тот факт, что люди всегда будут чувствовать самую сильную привязанность к месту, где находится их «дом», несмотря на внешние обстоятельства, с которыми они сталкиваются в данный момент.
В книге эта тема прослеживается через соединение понятия дома с идеей верности, объединяя эти два понятия в тему, которая звучит на протяжении всего романа. Особенно ярко эта тема прослеживается в характере кайзера Вильгельма II. Кайзер родился и вырос в Великобритании, где он чувствовал себя наиболее связанным с народом, культурой, землёй и чувством духа. Хотя в конечном итоге он становится правителем Германии, когда его в конце концов отстраняют от должности, его чувства верности родному дому вновь начинают подниматься. Это приводит к основному сюжетному ходу: премьер-министр Уинстон Черчилль пытается убедить кайзера найти убежище в Великобритании и помочь их делу военными секретами. Его дом находится в Британии, и его верность лежит там же – тема, которая помогает развить важные сюжетные моменты.
Неопределённость
Эта книга на протяжении большей части своих страниц прослеживает тему неопределённости. Эта тема возникает по нескольким причинам. Одна из причин заключается в том, что действие книги происходит в разгар Второй мировой войны. Люди не уверены в судьбе своей страны, в жизни своих солдат, в том, что будет с ними и их семьями. Каждый день рушатся государства, а на пепелище старого суверенитета восстают новые империи. Даже внутри государств происходят гражданские войны и раздоры из-за смягчающих обстоятельств – экономических проблем и военных достижений.
Вся эта историческая основа укоренена в неопределённости и играет важную роль в создании обстановки книги, а также в отправных точках для различных персонажей. Сильным примером этой темы является кайзер Вильгельм II, потерявший свою власть короля из-за Адольфа Гитлера и нацистской партии, захватившей контроль над Германией. Несмотря на то, что он был главой государства, обладал абсолютной властью и принадлежал к почитаемой королевской семье, он не продержался долго. Он был сослан в Нидерланды, и эта резкая перемена показала идею неопределённости и то, что жизнь была неопределённой для всех, даже для людей, которые думали, что их никогда не тронут.
Этот роман является художественной литературой и построен на изменённой исторической хронологии. Действие романа происходит в 1940 году и повторяет те же события, которые происходили в мире во время Второй мировой войны. В разработке этой хронологии использовано много фактических исторических событий, но персонажи и их конфликты почти все вымышлены.
После анализа книги можно увидеть, что в ней много исторических параллелей и что Алан Джадд не очень хорошо следит за реалиями того, что происходило на самом деле. Примером тому может служить приход Гитлера к власти, а также вторжение Германии в Нидерланды. Оба эти события были реальными и не только дополняют обстановку и фон романа, но и способствуют восприятию автора.
Ещё одним исторически достоверным событием является тот факт, что премьер-министр Уинстон Черчилль пытался добиться от кайзера передачи ему военных секретов. Эти точности хорошо выстраивают скелет книги и позволяют автору казаться хорошо информированным, излучают исследование, проведённое в этом романе, и ставят на обсуждение вопрос о том, можно ли отнести это произведение к жанру исторической фантастики.
В книге хорошо проделана работа по созданию отношений между людьми и показана связь между ними по мере развития романа. Анализ глав показывает пример таких отношений между кайзером и Креббсом. Кайзер в основном враждебно настроен по отношению к нацистам и возмущён тем, что нынешние командиры занимают влиятельные посты. Креббс, напротив, недавно принятый на службу офицер СС и чрезвычайно предан нацизму. Однако, проведя время вместе и рассказав о своём сходном отвращении к методам, которые использует немецкая армия, они сближаются и становятся близки.
В романе Алана Джадда прекрасно показаны сложные детали отношений между этими двумя людьми. Ещё одни отношения – это отношения между Креббсом и Акки. Они должны быть смертельными врагами: Акки – британский шпион, а она – еврейка. Однако они влюбляются, прежде чем узнают друг о друге слишком много, что заставляет их обоих приспосабливаться, чтобы их отношения могли продолжаться. И снова автор проделывает огромную работу, подробно освещая весь этот процесс.
В целом, «Последний поцелуй кайзера» отличная работа по созданию оригинального сюжета, который не следует основным принципам борьбы добра со злом. Он раскрывает тонкие человеческие качества обеих сторон, а также жестокость, доказывая, что конфликт нельзя рассматривать в черно-белых тонах. Это создаёт глубину и сложность сюжета и позволяет героям полностью погрузиться в эти же конфликты и развить себя как личность.
Книга также предлагает довольно удовлетворительную концовку, поскольку протагонисты не в состоянии преодолеть невозможные шансы, чтобы предсказуемо победить антагонистов. Скорее, Алан Джадд создаёт концовку, которая обеспечивает успех для обеих сторон, но в то же время содержит и неудачи. Эта книга – отличное чтение для тех, кто хочет погрузиться в плавную хронологию Второй мировой войны.
- «Маятник Фуко» Умберто Эко, краткое содержание
- «Говори, память» Владимира Набокова, краткое содержание
- «Новый Органон» Фрэнсиса Бэкона, краткое содержание
- «Хроники заводной птицы» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Кафка на берегу» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Прощание с оружием» Эрнеста Хемингуэя, краткое содержание
- «Тристан» Томаса Манна, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?