«Великий Гэтсби» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание читать ~18 мин.
«Великий Гэтсби», опубликованный в 1925 году, считается величайшим романом Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Он также считается основополагающим произведением об ошибочности американской мечты. В нём рассказывается о молодом человеке Джее Гэтсби, который, влюбившись в женщину из социальной элиты, тратит много денег, пытаясь завоевать её любовь. Она выходит замуж за человека из своего социального слоя, и он умирает, разочаровавшись в концепции self-made man. Фицджеральд как бы утверждает, что возможность социальной мобильности в Америке – это иллюзия, и что социальная иерархия «Нового Света» такая же жёсткая, как и в Европе.
Роман также знаменит описанием «века джаза» – фразы, которую придумал сам Фицджеральд. После шока, вызванного переходом от политики изоляционизма к участию в Первой мировой войне, Америка процветала в так называемые «Ревущие двадцатые». Восемнадцатая поправка к американской Конституции, принятая в 1919 году, запретила продажу и употребление алкоголя в Америке. «Запрет» сделал миллионерами таких бутлегеров, как Гэтсби, и владельцев подпольных салонов, называемых «speakeasies».
В романе об «Эпохе джаза» Фицджеральд в некоторой степени гламуризирует нуворишей этого периода. Он описывает их красивую одежду и пышные вечеринки с большим вниманием к деталям и прекрасным использованием цвета. Однако автору было не по себе от излишеств того периода, и в его романе звучит много предостережений против чрезмерной любви к деньгам и материальному успеху.
Роман Фицджеральда «Великий Гэтсби» не имел большого успеха при его жизни, но стал хитом после его смерти, особенно после Второй мировой войны. С тех пор это произведение вошло в каноны американской литературы и преподаётся во многих средних школах и университетах по всей стране и во всем мире. По этому тексту снято четыре фильма, опера и пьеса.
Сюжет
Хотя «Великий Гэтсби» – это весьма специфический портрет американского общества в «ревущие двадцатые», его история – это история, которая рассказывалась сотни раз и, возможно, такая же старая, как и сама Америка: человек пробивает себе путь от лохмотьев к богатству, только чтобы обнаружить, что его богатство не может дать ему привилегий, которыми пользуются те, кто родился в высшем классе.
Центральный герой – Джей Гэтсби, богатый житель Нью-Йорка неопределённого рода занятий. Гэтсби известен прежде всего своими пышными вечеринками, которые он устраивает каждые выходные в своём показном готическом особняке в Вест-Эгге. Его подозревают в причастности к незаконному бутлегерству и другой деятельности преступного мира.
Рассказчик, Ник Каррауэй, – сосед Гэтсби в Вест-Эгге. Ник – молодой человек из известной семьи со Среднего Запада. Получив образование в Йельском университете, он приехал в Нью-Йорк, чтобы заняться облигационным бизнесом. В каком-то смысле роман – это мемуары Ника, его уникальный взгляд на события лета 1922 года; как таковые, его впечатления и наблюдения заметно окрашивают повествование в целом. По большей части он играет лишь второстепенную роль в событиях романа; он предпочитает оставаться пассивным наблюдателем.
Приехав в Нью-Йорк, Ник навещает свою кузину Дейзи Бьюкенен и её мужа Тома. Бьюкенены живут в шикарном районе Лонг-Айленда Ист-Эгг; Ник, как и Гэтсби, живёт в соседнем Вест-Эгге, менее фешенебельном районе, на который свысока смотрят те, кто живёт в Ист-Эгге. Вест-Эгг – дом нуворишей, людей, у которых нет устоявшихся социальных связей и которые склонны вульгарно выставлять напоказ своё богатство.
Как и Ник, Том Бьюкенен окончил Йельский университет и происходит из привилегированной семьи со Среднего Запада. Том – бывший футболист, жестокий хулиган, одержимый идеей сохранения классовых границ. Дейзи, напротив, почти призрачная молодая женщина, на лице которой отражается утончённая скука. В доме Бьюкененов Ник знакомится с Джордан Бейкер, красивой молодой женщиной с холодными, циничными манерами. Позже между ними завязываются романтические отношения.
Джордан рассказывает Нику, что у Тома был роман с Миртл Уилсон, женщиной, живущей в долине пепла, промышленной пустоши за пределами Нью-Йорка. Навестив Тома и Дейзи, Ник отправляется домой в Вест-Эгг; там он видит, как Гэтсби смотрит на таинственный зелёный свет на берегу залива. Гэтсби протягивает руки к свету, как бы желая поймать и удержать его.
Том Бьюкенен везёт Ника в Нью-Йорк, и по дороге они останавливаются у гаража, принадлежащего Джорджу Уилсону. Уилсон – муж Миртл, с которой у Тома был роман. Том говорит Миртл, чтобы она присоединилась к ним позже в городе. Неподалёку, на огромном рекламном щите, пара голубых глаз без шеи смотрит на бесплодный пейзаж. Когда-то эти глаза служили рекламой, а теперь они размышляют обо всем, что происходит в долине пепла.
В городе Том отвозит Ника и Миртл в квартиру в Морнингсайд-Хайтс, в которой он поддерживает свой роман. Там они попадают на развратную вечеринку с сестрой Миртл, Кэтрин, и грубой парой по имени Макки. Они сплетничают о Гэтсби. Кэтрин говорит, что он каким-то образом связан с кайзером Вильгельмом, презираемым правителем Германии во время Первой мировой войны. Чем больше она пьёт, тем агрессивнее становится Миртл, она начинает насмехаться над Томом по поводу Дейзи, а он в ответ разбивает ей нос. Вечеринка, что неудивительно, резко заканчивается.
Ник Каррауэй посещает вечеринку в особняке Гэтсби, где сталкивается с Джордан Бейкер. На вечеринке мало кто из присутствующих знает Гэтсби; ещё меньше тех, кто был приглашён официально. Сам Ник до вечеринки никогда не встречал Гэтсби: это поразительно красивый, слегка одетый молодой человек с английским акцентом. Гэтсби просит поговорить с Джордан Бейкер наедине; после долгого разговора с Гэтсби она сообщает Нику, что узнала удивительную новость. Однако она пока не может поделиться ей с ним.
Через некоторое время Гэтсби приходит к Нику домой и приглашает его на обед. На этом этапе романа происхождение Гэтсби остаётся неясным. Он утверждает, что происходит из богатой семьи из Сан-Франциско, и говорит, что получил образование в Оксфорде после службы в Великой войне (во время которой он получил несколько наград). За обедом Гэтсби знакомит Ника со своим деловым партнёром, Мейером Вольфсхаймом. Вольфсхайм – печально известный преступник; многие считают, что он ответственен за подтасовку результатов Мировой серии 1919 года.
Гэтсби загадочным образом избегает Бьюкененов. Позже Джордан Бейкер объясняет причину беспокойства Гэтсби: он был влюблён в Дейзи Бьюкенен, когда они встретились в Луисвилле перед войной. Джордан тонко намекает, что он всё ещё влюблён в неё, а она в него.
Гэтсби просит Ника организовать встречу между ним и Дейзи. Гэтсби тщательно спланировал их встречу: он проводит для Дейзи тщательно отрепетированную экскурсию по своему особняку и отчаянно пытается продемонстрировать своё богатство и имущество. Во время этой первой встречи Гэтсби ведёт себя деревянно и манерно; об этом моменте он мечтал больше всего, и поэтому фактическое воссоединение неминуемо разочарует его. Несмотря на это, любовь между Гэтсби и Дейзи возрождается, и они начинают роман.
В конце концов Ник узнает истинную историю прошлого Гэтсби. Он родился Джеймсом Гатцем в Северной Дакоте, но в семнадцать лет его имя было законно изменено. Наставником Гэтсби до самой смерти служил золотой барон Дэн Коди. Хотя Гэтсби не унаследовал ничего из состояния Коди, именно благодаря ему Гэтсби впервые познакомился с миром богатства, власти и привилегий.
Во время верховой прогулки Том Бьюкенен случайно находит особняк Гэтсби. Там он встречает и Ника, и Гэтсби, к которому сразу же испытывает неприязнь. Для Тома Гэтсби – часть «новых богатых», и поэтому он представляет опасность для старого порядка, которым Том дорожит. Несмотря на это, он сопровождает Дейзи на следующую вечеринку Гэтсби; там он ведёт себя крайне грубо и снисходительно по отношению к нему.
Ник понимает, что Гэтсби хочет, чтобы Дейзи отреклась от мужа и от своего брака; таким образом они смогут вернуть годы, потерянные с момента их первой разлуки. Большой недостаток Гэтсби в том, что его большая любовь к Дейзи – это своего рода поклонение, и он не видит её недостатков. Он верит, что может исправить прошлое, и забывает, что изначально причиной их разлуки был недалёкий и трусливый характер Дейзи.
После воссоединения с Дейзи, Гэтсби перестаёт устраивать свои тщательно продуманные вечеринки. Единственной причиной, по которой он устраивал их, был шанс, что на них может присутствовать Дейзи (или кто-то, кто её знает). Дейзи приглашает Гэтсби, Ника и Джордана на обед к себе домой. Пытаясь заставить Тома ревновать и отомстить за его измену, Дейзи весьма неосмотрительно рассказывает о своих отношениях с Гэтсби. Она даже говорит ему, что любит его, когда Том находится в поле зрения.
Хотя у Тома самого есть роман, он приходит в ярость от мысли, что его жена может быть ему неверна. Он заставляет группу ехать в город: там, в номере люкс отеля «Плаза», Том и Гэтсби вступают в ожесточённую конфронтацию. Том осуждает Гэтсби за его низкое происхождение и открывает Дэйзи, что состояние Гэтсби было нажито незаконным путём. Дейзи действительно предана Тому: когда Гэтсби умоляет её сказать, что она не любит своего мужа, она отказывает ему. Том разрешает Гэтсби отвезти Дейзи обратно в Ист-Эгг; таким образом он демонстрирует своё презрение к Гэтсби, а также веру в полное подчинение жены.
Во время поездки в Ист-Эгг Гэтсби разрешает Дейзи сесть за руль, чтобы успокоить её расшатанные нервы. Проезжая мимо гаража Уилсона, Дэйзи сворачивает, чтобы объехать другую машину, и в результате сбивает Миртл; она погибает мгновенно. Ник советует Гэтсби уехать из города, пока ситуация не успокоится. Гэтсби, однако, отказывается уезжать: он остаётся, чтобы убедиться, что Дейзи в безопасности.
Джордж Уилсон, почти обезумевший от смерти своей жены, отчаянно пытается найти её убийцу. Том Бьюкенен сообщает ему, что водителем роковой машины был Гэтсби. Уилсон, решив, что водитель машины, должно быть, тоже был любовником Миртл, стреляет в Гэтсби, а затем кончает жизнь самоубийством.
После убийства Бьюкенены покидают город, чтобы дистанцироваться от насилия, за которое они несут ответственность. Ник остаётся организовывать похороны Гэтсби, но обнаруживает, что мало кто заботился о нём. Только Мейер Вольфсхайм проявляет умеренную скорбь, а на похоронах присутствует мало людей. Ник разыскивает отца Гэтсби, Генри Гатца, и привозит его в Нью-Йорк на похороны. От Генри Ник узнает весь масштаб видений Гэтсби о величии и его мечты о самосовершенствовании.
Испытывая сильное отвращение к жизни в Нью-Йорке, Ник решает вернуться на Средний Запад. Перед отъездом Ник ещё раз встречается с Томом Бьюкененом. Том пытается вызвать сочувствие Ника; он считает, что все его действия были полностью оправданы, и хочет, чтобы Ник согласился с ним.
Ник размышляет о том, что Гэтсби, единственный среди знакомых ему людей, стремился воплотить свои мечты в реальность; именно это делает его «великим». Однако Ник также считает, что время для таких великих устремлений прошло: жадность и нечестность безвозвратно испортили как американскую мечту, так и мечты отдельных американцев.
Список персонажей
Джей Гэтсби (Джеймс Гэтц)
Гэтсби – это, конечно же, и главный персонаж романа, и его главный герой. Гэтсби – загадочный, фантастически богатый молодой человек. Каждую субботу его аляповатый готический особняк в Вест-Эгге служит местом проведения экстравагантных вечеринок. Позже в романе мы узнаем, что его настоящее имя Джеймс Гэтц; он родился в Северной Дакоте в обедневшей фермерской семье. Во время службы в армии в Первой мировой войне Гэтсби встретил Дейзи Фэй (ныне Дейзи Бьюкенен) и страстно влюбился в неё. Он недолго работал на миллионера и познакомился с людьми и обычаями высшего общества. Это, в сочетании с его любовью к Дейзи, вдохновило Гэтсби посвятить свою жизнь приобретению богатства.
Ник Каррауэй
Рассказчик романа Ник Каррауэй происходит из обеспеченной семьи из Миннесоты. Он отправляется в Нью-Йорк, чтобы изучить облигационный бизнес; там он вступает в связь с Гэтсби и Бьюкененами. Хотя Ник честный, ответственный и справедливый человек, ему присущи некоторые недостатки среды Ист-Эгга. Однако из всех героев романа он единственный признает «величие» Гэтсби, проявляя себя как необыкновенно чуткий молодой человек.
Дейзи Бьюкенен
Дейзи – кузина Ника, жена Тома и женщина, которую любит Гэтсби. Она обещала ждать Джея Гэтсби до конца войны, но после встречи с Томом Бьюкененом и сравнения его огромного богатства с нищетой Гэтсби она нарушила своё обещание. Дейзи использует свою слабость как оправдание своей крайней незрелости.
Том Бьюкенен
Брутальный, громоздкий мужчина, Том Бьюкенен – бывший футболист Йельского университета, который, как и Дэйзи, происходит из чрезвычайно богатой семьи со Среднего Запада. Его расизм и сексизм свидетельствуют о его глубокой неуверенности в своём возвышенном социальном положении. Том – злобный хулиган, физически угрожающий как своей жене, так и любовнице. Кроме того, он абсолютный лицемер: хотя он осуждает свою жену за неверность, он не стесняется заводить интрижки сам.
Джордан Бейкер
Давняя подруга Дейзи, Джордан Бейкер – профессиональная гольфистка, которая изменила, чтобы выиграть свой первый турнир. Джордан чрезвычайно цинична, с мужественным, ледяным характером, который Ник поначалу находит привлекательным. Между ними завязываются короткие отношения, но Джордан отвергает его на том основании, что он такой же продажный и декадент, как и она.
Миртл Уилсон
Приземлённая, жизнелюбивая и сладострастная женщина Миртл отчаянно пытается улучшить свою жизнь. Она живёт в браке без любви с Джорджем Уилсоном, владельцем ветхого гаража. У неё длительный тайный роман с Томом Бьюкененом, и она очень ревнует его к его жене Дейзи. После ссоры с мужем она выбегает на улицу и попадает под машину Гэтсби.
Джордж Б. Уилсон
Джордж – вялый, обедневший человек, единственной страстью которого является любовь к своей жене Миртл. Он опустошён романом Миртл с Томом. После её смерти масштаб его горя заставляет Уилсона убить Джея Гэтсби, а затем покончить жизнь самоубийством.
Генри Гэтц
Отец Гэтсби; помощь сына – единственное, что спасает его от нищеты. Гэтц рассказывает Нику об экстравагантных планах и мечтах сына о самосовершенствовании.
Мейер Вольфсхайм
Известный деятель преступного мира, Вольфсхайм – деловой партнёр Гэтсби. Он глубоко вовлечён в организованную преступность и даже приписывает себе заслугу в организации мировой серии 1919 года. Его характер, как и взгляд Фицджеральда на Ревущие двадцатые в целом, представляет собой любопытную смесь варварства и утончённости (его запонки сделаны из человеческих коренных зубов). Однако после убийства Гэтсби Вольфсхайм – один из единственных, кто выражает свою скорбь или соболезнования; напротив, социально возвышенные Бьюкены не присутствуют на похоронах Гэтсби.
Дэн Коди
Дэн – несколько грубоватый человек, разбогатевший во время Золотой лихорадки. Он был наставником Гэтсби, когда тот был молодым человеком, и дал ему почувствовать вкус элитного общества. Хотя после своей смерти он оставил Гэтсби некоторую сумму денег, позже она была конфискована его бывшей женой.
Михаэлис
Сосед Уилсона; пытается утешить Уилсона после смерти Миртл.
Кэтрин
Сестра Миртл Уилсон. Том, Миртл и Ник навещают её и её соседей Макки в Нью-Йорке.
Макки
Соседи Кэтрин. Эта пара поверхностна и сплетничает, их волнует только статус и мода.
Юинг Клипспрингер
Беспорядочный халявщик, который почти живёт в особняке Гэтсби. Хотя он пользуется богатством и щедростью Гэтсби, Клипспрингер не присутствует на его похоронах.
«Совиные глаза» (Owl Eyes)
Эксцентричный, безбородый мужчина, которого Ник встречает на одной из вечеринок Гэтсби. Он один из немногих, кто присутствовал на похоронах Гэтсби.
Темы
Честность
Честность, похоже, не определяет, какие персонажи вызывают симпатию, а какие нет в этом романе в той же мере, что и в других. Ник способен восхищаться Гэтсби, несмотря на то, что знает о его незаконных сделках и бутлегерстве. По иронии судьбы, именно продажная Дэйзи недовольна грязным прошлым Гэтсби. Ее возмущение его «нечестностью», однако, не столько моральное, сколько классовое. Ее представление о том, почему Гэтсби не должен вести себя аморально, основано на том, чего она ожидает от представителей своей среды, а не на том, что она считает правильным по своей сути. Стандарты честности и морали в этом романе, похоже, зависят от класса и пола. Том считает неверность своей жены невыносимой, однако он без колебаний лжёт ей о своей собственной измене.
Распад
Распад – это слово постоянно встречается в «Великом Гэтсби», что вполне уместно в романе, в центре которого – смерть американской мечты. Распад наиболее очевиден в так называемой «долине пепла». С большой виртуозностью Фицджеральд описывает бесплодную пустошь, которая, вероятно, имеет мало общего с нью-йоркским пейзажем, а вместо этого служит комментарием к упадку американского общества. Кажется, что американская мечта была извращена, перевёрнута.
Гэтсби живёт в Вест-Эгге, а Дейзи – в Ист-Эгге; поэтому Гэтсби с тоской смотрит на Восток, а не на Запад, традиционное направление американских пограничных амбиций. Фицджеральд изображает шовиниста и расиста Тома в очень негативном свете, явно насмехаясь над его апокалиптическим видением скрещивания рас. Подтекст Фицджеральда, похоже, заключается в том, что общество уже достаточно разложилось и не требует новых поворотов.
Гендерные роли
В некоторых отношениях Фицджеральд пишет о гендерных ролях в довольно консервативной манере. В его романе мужчины работают, чтобы заработать деньги на содержание женщин. Мужчины доминируют над женщинами, особенно в случае Тома, который использует свою физическую силу, чтобы подчинить их себе. Единственный намёк на изменение ролей – в паре Ника и Джордан. Андрогинное имя Джордан и её холодный, собранный стиль маскулинизируют её больше, чем любой другой женский персонаж. Однако в конце концов Ник все-таки доминирует над ней, прекращая отношения.
Женщины в романе представляют собой интересную группу, потому что они не делятся на традиционные группы фигур Марии Магдалины и Мадонны, напротив, ни одна из них не является чистой. Миртл наиболее явно чувственна, но тот факт, что Джордан и Дейзи носят белые платья, только подчёркивает их порочность.
Насилие
Насилие является ключевой темой «Великого Гэтсби», и наиболее ярко оно проявляется в характере Тома. Бывший футболист, он использует свою огромную физическую силу, чтобы запугивать окружающих. Когда Миртл насмехается над ним, называя имя его жены, он бьёт её по лицу. Другим источником насилия в романе, помимо Тома, являются автомобили. Будучи новым товаром в то время, когда был опубликован «Великий Гэтсби», Фицджеральд использует автомобили, чтобы символизировать опасности современности и богатства.
Кульминация романа, авария, в которой погибает Миртл, предвосхищена разговором Ника и Джордан о том, что плохое вождение может привести к взрывному насилию. Конец романа, конечно же, состоит из насилия над Гэтсби. Выбор пистолета в качестве оружия указывает на сомнительное прошлое Гэтсби, но символично, что в конце концов Гэтсби убивает его любовная связь, а не деловая жизнь.
Классовость
Класс – необычная тема для американского романа. Чаще всего упоминания о нём встречаются в европейских, особенно британских романах. Однако общества Восточного и Западного Эгга глубоко разделены различием между нуворишами и более старыми состоятельными семьями. Гэтсби знает о существовании классовой структуры в Америке, поскольку истинная меритократия позволила бы ему общаться с самыми лучшими людьми, но при существующем положении вещей его держат на расстоянии вытянутой руки. Гэтсби отчаянно пытается подделать свой статус, даже покупает британские рубашки и утверждает, что учился в Оксфорде, пытаясь оправдать своё положение в обществе. Однако в конечном итоге именно классовая пропасть разделяет Гэтсби и Дейзи и закрепляет отношения последней с мужем, который принадлежит к тому же классу, что и она.
Религия
Интересно, что Фицджеральд решил использовать некоторые религиозные тропы в романе, посвящённом американской мечте, концепции, которая не оставляет места для религии, за исключением доктрины индивидуализма. Наиболее очевидным является образ «долины пепла», который служит примером морального состояния Америки в «Ревущие двадцатые». Над этой пустошью возвышаются пустые глаза рекламы. Фицджеральд решительно намекает, что это глаза Бога. Это уравнение религии с рекламой и материальной выгодой становится ещё страшнее от того, что глаза ничего не видят и никому не могут помочь (например, этот «Бог» ничего не может сделать, чтобы предотвратить смерть Миртл или Гэтсби).
Первая мировая война
Поскольку действие «Великого Гэтсби» происходит в «ревущие двадцатые», тема Великой войны неизбежна. Война сыграла решающую роль в развитии Гэтсби, обеспечив ему краткий период социальной мобильности, который, как утверждает Фицджеральд, быстро закончился после войны.
Гэтсби вступил в контакт с такой стильной молодой дебютанткой, как Дейзи, только в результате того, что он был солдатом и никто не мог поручиться, принадлежит ли он к высшему классу или нет. Война предоставила ему дополнительные возможности повидать мир и заработать немного денег на службе у миллионера. Однако возможности Гэтсби закрылись после окончания войны, когда по возвращении в Америку он обнаружил, что социальная структура здесь такая же жёсткая, как и в Европе. Не сумев никого убедить в том, что он действительно принадлежит к высшему классу (хотя участие в войне давало ему некоторую свободу действий в отношении лжи), Гэтсби оказывается не в состоянии пробиться в высшее общество.
- «Прекрасные и проклятые» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- «Ночь нежна» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- «По эту сторону рая» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- «Зимние мечты» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание
- Найден ранее неизвестный рассказ Фитцджеральда
- «Макинтош» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Маг» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Луна и грош» Сомерсета Моэма, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?