Учимся рисовать натюрморт читать ~6 мин.
Начинать рисовать натюрморты приятно потому, что для этого достаточно вашего обычного письменного стола. Кроме того, если вы сейчас все освоите основные приемы рисования, в дальнейшем, это облегчит вам занятия любым видом изобразительного искусства.
Например, научившись правильно рисовать коробку из-под печенья, вы легко справитесь и с любыми аналогичными прямоугольными формами в урбанистическом пейзаже, будь то старинные башни, высокие дома или автобусы.
Зоркий глаз и способность подмечать детали — краеугольный камень, на котором строится классический натюрморт. Развив у себя умение по настоящему глубоко видеть натуру и подмечать все характерные детали, вы сможете считать свой старт успешным. Причем, самая удачная натура — та, которая естественным образом привлекает ваше внимание, вызывая желание её нарисовать.
Когда же интерес к предмету отсутствует, никакие усилия не помогут, никакая техника не спасет ваш рисунок, который получится тусклым и унылым. Поэтому, начните с предметов, которыми вы часто пользуетесь, которые хорошо вам знакомы. Старайтесь подбирать цвета, которые вам нравятся, даже если вы пишите в скудной или вовсе монохромной гамме. Если вы составите композицию из скучных предметов, ваше увлечение рисунком очень быстро пропадет.
Занимаясь в домашней обстановке, вы сможете выбрать вещи, относящиеся к вашей жизни, работе или сфере увлечений. Так у вас появится возможность отразить через них свою личность.
В любой комнате вашего дома, от кухни до чердака вы найдете огромное количество уже законченных композиций, только и ждущих, чтобы их увековечила рука художника. Часто они даже не требуют перестановки и несут в себе прелесть спонтанности.
Но можно составить и новые композиции из самых любимых или интересных вам вещей. Нарисовав детские игрушки, старую швейную машинку или даже ящик с инструментами, вы навсегда запечатлеете в памяти какой-то отрезок своей жизни.
Объекты, наделенные эмоциональным зарядом, позволят вам приступить к работе с большим увлечением, и вы быстро продвинетесь в освоении техники рисования.
Правильно построение композиции
Ряд композиций могут привлечь ваше внимание, так как несут в себе особенную атмосферу вашего родного дома или включают в себя ваши самые любимые вещи. Однако помните, что подбор правильных элементов — ключ к успеху рисунка, и он требует выработки особых навыков.
Внимательно понаблюдайте за тем, как от изменения расположения выбранных предметов меняется общая художественная выразительность композиции. Это связано с тем, что ваш самый первый взгляд охватывает лишь общие очертания группы.
В общих чертах, просторная, растянутая по ширине композиция создает впечатление излишней статичности, тогда как тесно поставленные, угловатые или разновеликие предметы оживляют рисунок и придают ему определенную динамику. Поэтому, непременно включайте в композицию предметы разнообразной формы.
Учтите, что низкие и вытянутые предметы только выиграют от соседства с одним-двумя высокими, которые внесут в композицию вертикальные линии. Наоборот, при обилии высоких вытянутых предметов их полезно «разбавить» широкими, горизонтальными. Возможно, вам нравятся гладкие полированные поверхности или, наоборот, простые, матовые и шероховатые. Быть может, вы предпочитаете округлые формы или наоборот, прямые и угловатые — все равно, главное запомните правило: любая композиция из одинаковых элементов окажется неудачной.
Образно, это можно сравнить с обедом из капустного салата, капустных щей и капустных голубцов. Контраст всегда приятен глазу, поэтому обязательно включайте в композицию нечто противоположное основной теме.
Изменяя формы, оттенки, фактуру и плоскости, добавляя разнообразие и создавая контраст к главным элементам, вы избежите рутины. Даже если вы решили придерживаться традиционных канонов, всегда оставляйте за собой право на выбор формата, масштаба или красящих веществ, которые лучше всего подходят к каждой уникальной комбинации выбранных вами предметов.
Самые удачные рисунки получаются в результате нестандартного и интересного решения: отбирая предметы для натюрморта, руководствуйтесь исключительно своим собственным вкусом и не на кого не оглядывайтесь. Следуйте своим желаниям, но основательно продумывайте все детали.
Вы можете расположить все предметы длинным и узким прямоугольником и добавить в него несколько предметов, контрастирующих с основными, главное – не бойтесь ошибиться, экспериментируйте и у вас обязательно получиться что-то настоящее, только ваше. Меняя освещение или фон, добавляя или убирая предметы, делая эскизы и сравнивая их между собой, вы, в конце концов, найдете наилучший для вас вариант. Помните, что всегда бывает трудно исключить из композиции какой-то предмет. Здесь нужно мысленно убирать отдельные элементы, представляя, что бы вы хотели увидеть на их месте.
Если не можете решиться, скажите себе, что все предметы, попадающие в рамку, вас устраивают. И вскоре вы обнаружите, что тот или иной предмет вы или не хотите или не можете изобразить. Вот тогда переставьте на новое место все, что вас не устраивает, либо загородите эти объекты другими, если уж не можете вовсе исключить их из композиции.
Важность правильного масштаба
Определите формат вашей композиции, сделав предварительные наброски, поскольку лежащее на поверхности решение далеко не всегда оказывается самым удачным. Только обдумав несколько вариантов, вы сможете сделать осознанный выбор между ландшафтным (горизонтальным) и портретным (вертикальным) форматом и точно определить наиболее подходящие пропорции для изображения.
Рисунок нуждается в построении не меньше, чем хорошая песня, или рассказ, так как он должен быть нацелен, в первую очередь, на общий эффект. Визуальные направления вашей работы могут быть двух - и трехмерными, могут пересекать в разных направлениях формируемое вами пространство рисунка или даже уходить в глубь него, но они обязательно должны возвращаться в намеченный вами центр композиции.
Чтобы научиться привлекать внимание зрителя, на первых порах составляйте группы по примеру успешных композиционных схем, всегда четко определяя центр фокусировки для своей работы.
Следующая задача касается масштаба рисунка. Тут самое простое решение — рисовать предмет той же величины, каким вы его видите, проверяя точность рисунка по отметкам, которые вы нанесете прямо на изображаемый объект.
Более крупное или более мелкое изображение, делающееся с той же самой точки, вынуждает художника менять масштаб каждой отметки, что значительно усложняет задачу и не подходит для начинающих рисовальщиков. Более безопасный выход — поменять место, чтобы видеть предмет в том масштабе, в котором вы будете его изображать.
Ищем визуальный акцент
Наиболее важный композиционный фактор - ваш творческий замысел, хотя видоискатель и поможет вам решить, сколько предметов и окружающего пространства включить в рисунок.
Выбор формата и его заполнение существенно меняет визуальное впечатление от рисунка. Проверьте открывающиеся перед вами возможности, тщательно взвесьте, что вам предпочтительней в данном случае — пышность многофигурной композиции или прелесть интимности.
В любом предмете можно либо подчеркнуть массивность или изящность его формы, либо заняться скрупулезной декоративной проработкой деталей. Какая из этих композиций вам больше по вкусу, решать только вам.
Не забывайте, как можно чаще изменять свой подход к натуре. Если вы будете все время пользоваться привычной композицией и масштабом, у вас начнётся творческий застой, и вы утратите способность к гибкости, даже если вам кажется, что вы нашли идеальный для себя вариант.