«Труп в библиотеке» Агаты Кристи, краткое содержание читать ~19 мин.
Роман начинается в тихой английской деревушке Сент-Мэри-Мид, в имении Госсингтон-Холл, принадлежащем полковнику Артуру Бантри и его жене Долли. Однажды утром их размеренная жизнь нарушается шокирующим событием — горничная Мэри обнаруживает в библиотеке труп неизвестной молодой женщины. Это происшествие ставит в тупик как хозяев дома, так и местную полицию, запуская цепь расследования, полного неожиданных поворотов и скрытых мотивов.
Утро в Госсингтон-Холле
Миссис Бантри пробуждается от странного сообщения горничной Мэри, которая в панике заявляет об обнаружении трупа в библиотеке. Поначалу миссис Бантри считает это сном или галлюцинацией, но настойчивость Мэри и последующее подтверждение дворецкого заставляют её разбудить мужа, полковника Бантри. Полковник с неохотой спускается вниз и убеждается в правдивости слов прислуги — на ковре перед камином действительно лежит тело молодой женщины. Он немедленно связывается с полицией.
Прибытие полиции и мисс Марпл
Констебль Пэлк принимает звонок от полковника Бантри и сообщает о происшествии инспектору Слэку. Тем временем миссис Бантри, известная своей любовью к детективным загадкам, звонит своей подруге — пожилой леди мисс Джейн Марпл, славящейся своей проницательностью и способностью разгадывать тайны. Миссис Бантри настаивает на немедленном приезде мисс Марпл, веря в её талант сыщика. Мисс Марпл прибывает в Госсингтон-Холл как раз перед полицией. Вместе с миссис Бантри они осматривают тело.
Погибшая — молодая блондинка, одетая в атласное вечернее платье, с ярким макияжем. Ее внешний вид кажется неуместным и вызывающим в консервативной обстановке библиотеки Бантри. Мисс Марпл отмечает некоторые детали: юный возраст девушки, плохое качество пошива дорогого платья и некоторое сходство с дочерью местной жительницы, известной своей привычкой грызть ногти.
Начало официального расследования
Прибывают главный констебль графства полковник Мелчетт, инспектор Слэк и судебный врач доктор Хейдок. Мелчетт, друг полковника Бантри, лично берётся за дело из-за его необычности. Полковник Бантри категорически отрицает знакомство с убитой. Осмотр места происшествия показывает, что окно библиотеки было взломано стамеской, вероятно, непрофессионалом. Доктор Хейдок устанавливает предварительное время смерти — между десятью часами вечера и полуночью предыдущего дня. Причина смерти — удушение поясом от платья. Врач также отмечает, что девушке было около семнадцати лет, и она была девственницей.
Версия о Бэзиле Блэйке
Мисс Марпл и миссис Бантри обсуждают возможные связи убитой. Мисс Марпл вспоминает Бэзила Блэйка — молодого человека, связанного с киноиндустрией, живущего неподалёку в современном коттедже и известного своими шумными вечеринками с участием лондонских гостей. У Блэйка часто гостила платиновая блондинка, и мисс Марпл задаётся вопросом, не она ли убитая. Полковник Бантри также упоминает Блэйка в разговоре с Мелчеттом, характеризуя его как сомнительную личность. Мелчетт решает немедленно навестить Блэйка.
Визит к Бэзилу Блэйку
Полковник Мелчетт приезжает на виллу Блэйка. Молодой человек встречает его развязно и недружелюбно. Мелчетт сообщает об убийстве молодой блондинки неподалёку. Блэйк сначала смеётся, находя забавным обнаружение трупа у «зануды Бантри». В этот момент на виллу врывается его подруга — платиновая блондинка Дина Ли, живая и здоровая. Между ней и Блэйком происходит бурная ссора из-за того, что он бросил её на вечеринке. Убедившись, что подруга Блэйка жива, Мелчетт уезжает, раздосадованный поведением молодого человека.
Идентификация жертвы: Руби Кин
Полиция проверяет списки пропавших без вести, но первоначально безрезультатно. Вскоре поступает звонок из полиции графства Гленшир: в отеле «Маджестик» курортного города Дейнмут пропала восемнадцатилетняя Руби Кин, профессиональная танцовщица. Ее описание — платиновая блондинка, стройная, одетая в белое атласное платье — полностью совпадает с внешностью убитой. Дейнмут находится всего в тридцати километрах от Сент-Мэри-Мид. Мелчетт отправляет инспектора Слэка в Дейнмут для дальнейшего расследования и координации с местной полицией под руководством начальника Харпера.
Показания Джозефины Тёрнер
Инспектор Слэк быстро добирается до Дейнмута и привозит в Мач-Бенхэм кузину Руби — Джозефину Тёрнер, также работающую в «Маджестике». Джози опознает тело Руби. Она рассказывает, что Руби временно заменяла её в качестве партнёрши по танцам и хозяйки бридж-стола, пока Джози лечила травму ноги. Руби была симпатичной, но пользовалась слишком яркой косметикой и, по мнению Джози, ей не хватало утончённости для работы в фешенебельном отеле. Последний раз Джози видела Руби около половины одиннадцатого вечера, когда та танцевала с постояльцем отеля Джорджем Бартлеттом.
К полуночи Руби не явилась на своё второе выступление с партнёром Реймондом Старром. Джози, разозлённая безответственностью кузины, сама станцевала с Реймондом. Она не заявляла в полицию, опасаясь скандала и предполагая, что Руби просто загуляла. Заявление сделал пожилой постоялец отеля, мистер Конуэй Джефферсон, который очень беспокоился об исчезновении Руби. Джози утверждает, что не знала о каких-либо знакомых Руби в Сент-Мэри-Мид или о её связи с Бантри. Слэк сообщает Мелчетту, что полковник Бантри ужинал в «Маджестике» на прошлой неделе. Мелчетт решает отвезти Джози в Госсингтон-Холл.
Сплетни в Сент-Мэри-Мид
Тем временем в деревне слухи распространяются со скоростью лесного пожара. Местные жительницы, мисс Везерби, мисс Хартнелл и миссис Прайс Ридли, активно обсуждают убийство, строя догадки и подозревая полковника Бантри и Бэзила Блэйка в причастности к делу. Присутствие мисс Марпл в Госсингтон-Холле также становится предметом пересудов.
Джози в Госсингтон-Холле
В Госсингтон-Холле Мелчетт представляет Джози миссис Бантри и мисс Марпл. Джози осматривает библиотеку, место обнаружения тела, но не может предложить никаких объяснений. Прибывает полковник Бантри; Джози не выказывает никаких признаков узнавания при знакомстве с ним, что снимает часть подозрений Мелчетта. Джози повторяет свой рассказ об исчезновении Руби. Когда речь заходит о Конуэе Джефферсоне, миссис Бантри вспоминает, что он — их старый друг. Джози описывает семью Джефферсона, живущую с ним: его невестку Аделаиду Джефферсон, зятя Марка Гэскелла и пасынка Аделаиды Пита Кармоди. Мисс Марпл замечает некоторую скованность и неприязнь в тоне Джози при упоминании Руби и семьи Джефферсонов.
Решение миссис Бантри
После отъезда полиции миссис Бантри и мисс Марпл обсуждают поведение Джози. Мисс Марпл приходит к выводу, что Джози не любила кузину и её смерть вызывает у неё скорее досаду, возможно, связанную с финансовыми ожиданиями. Миссис Бантри решает поехать в Дейнмут, остановиться в «Маджестике», чтобы самой разобраться в ситуации и навестить старого друга Конуэя Джефферсона. Она уговаривает мисс Марпл поехать с ней. Миссис Бантри рассказывает трагическую историю Джефферсона: потерю жены, сына и дочери в авиакатастрофе, после которой он остался калекой без обеих ног. Мисс Марпл отмечает важность того факта, что именно Джефферсон поднял тревогу из-за исчезновения Руби.
Допрос директора отеля и Аделаиды Джефферсон
В Дейнмуте полковник Мелчетт и начальник полиции Харпер допрашивают директора «Маджестика», мистера Прескотта. Он подтверждает, что Руби много времени проводила с Конуэем Джефферсоном и его семьёй. Джефферсон, будучи инвалидом, любил окружать себя молодёжью и был очень добр к Руби. Директор считает, что именно Джефферсон настоял на обращении в полицию, опасаясь несчастного случая.
Затем полицейские беседуют с Аделаидой Джефферсон, невесткой Конуэя. Она производит впечатление умной и сдержанной женщины. Аделаида подтверждает, что её свёкор был очень привязан к Руби и её исчезновение стало для него ударом. Она повторяет события вечера исчезновения: Руби была с ними, танцевала, затем ушла перед своим вторым выступлением. Аделаида отрицает наличие у Руби каких-либо секретов или врагов, о которых ей было бы известно.
Показания Джорджа Бартлетта
Следующим допрашивают Джорджа Бартлетта, молодого человека, последним танцевавшего с Руби. Он нервничает и путается в показаниях. Бартлетт утверждает, что танцевал с Руби около половины одиннадцатого, она казалась скучающей и ушла наверх. Он отрицает, что знал о её планах или уезжал с ней. Сам Бартлетт, по его словам, после танца пошёл погулять на свежем воздухе, затем зашёл в бар и вернулся в танцевальный зал около полуночи. Его неуверенность и невнятность вызывают подозрения у Мелчетта.
Свидетельство Пита Кармоди и Марка Гэскелла
Маленький Пит Кармоди, пасынок Аделаиды, подкарауливает полицейских. Он с восторгом рассказывает о своей любви к детективам и сообщает, что его мама и дядя Марк недолюбливали Руби и, кажется, рады её смерти. Он слышал, как Марк сказал: «Наконец мы от неё избавились». Полицейских вызывают к Конуэю Джефферсону. По пути они встречают Марка Гэскелла, зятя Джефферсона. Гэскелл предупреждает их не волновать тестя, ссылаясь на его больное сердце. Мелчетту не нравится внешность и манера Гэскелла, он кажется ему человеком беспринципным.
Интервью с Конуэем Джефферсоном: Мотив наследства
Конуэй Джефферсон, несмотря на инвалидность, производит впечатление сильного и умного человека. Он откровенно рассказывает о своей привязанности к Руби, видя в ней отдушину после потери семьи. Джефферсон раскрывает свой план удочерить Руби. На вопрос о реакции семьи он отвечает, что они вели себя корректно, хотя, возможно, и не одобряли его решение. Самое главное — Джефферсон сообщает, что десять дней назад составил новое завещание, по которому Руби Кин должна была получить пятьдесят тысяч фунтов стерлингов после его смерти. Остаток состояния делился поровну между Марком Гэскеллом и Аделаидой Джефферсон (около десяти тысяч фунтов на двоих). Эти деньги Джефферсон заработал сам уже после смерти семьи, удачно играя на бирже. Он утверждает, что не знал о близости имения Бантри и никогда не слышал от Руби упоминаний о них. Джефферсон не может назвать никаких подозреваемых и склоняется к версии о маньяке. После ухода полиции Джефферсон немедленно отправляет своего камердинера Эдуарда за сэром Генри Клиттерингом, отставным комиссаром Скотленд-Ярда.
Исчезновение машины Бартлетта и новая находка
Мелчетт и Харпер обсуждают мотив наследства в пятьдесят тысяч фунтов. Хотя у Марка и Аделаиды есть алиби (игра в бридж), необходимо проверить их финансовое положение. Харпер склоняется к версии о ревнивом поклоннике из прошлого Руби. В этот момент к ним снова подходит Джордж Бартлетт и сообщает, что его автомобиль марки «Миньон-14» пропал со стоянки отеля. Он не уверен, когда именно это произошло. Вскоре приходит известие: в трёх километрах от Дейнмута, в карьере, обнаружен сгоревший автомобиль, похожий на «Миньон-14». Внутри найден обугленный труп.
Осмотр комнаты Руби и допрос Реймонда Старра
Полиция осматривает комнату Руби Кин. Ее расположение в конце коридора с выходом на боковую террасу позволяло легко покинуть отель незамеченной. В комнате находят письма от подруги, упоминающие коллег из танцевального зала, но ничего указывающего на тайного любовника или угрозы. Инспектор Слэк предполагает, что Руби скрывала свои связи ради планов на удочерение. Начальник полиции Харпер допрашивает Реймонда Старра, партнёра Руби по танцам.
Реймонд описывает Руби как простушку, но хитрую. Он утверждает, что не знал о планах удочерения, но подозревает, что Джози была в курсе и, возможно, способствовала этому. Реймонд подтверждает, что Руби не делилась личными делами. Он пересказывает события вечера исчезновения, упоминая беспокойство Джози о реакции Джефферсона. Реймонд также вспоминает, что Джози в панике предположила, не уехала ли Руби с «тем киношником» (Бэзилом Блэйком), хотя сам Реймонд Блэйка в тот вечер не видел.
Сэр Генри Клиттеринг и мисс Марпл объединяют усилия
Сэр Генри Клиттеринг прибывает в «Маджестик» по вызову Джефферсона. Джефферсон излагает ему обстоятельства дела и просит провести неофициальное расследование, ссылаясь на свою ограниченную мобильность. Сэр Генри неохотно соглашается. Проходя по холлу, он узнает мисс Марпл и вспоминает её прошлые успехи в раскрытии преступлений. Он подходит к ней и делится информацией, полученной от Джефферсона, прося её совета.
Мисс Марпл анализирует психологические мотивы Джефферсона, сравнивая его привязанность к Руби с похожими случаями из деревенской жизни. Она предполагает, что Руби скрывала любовника, и что смерть девушки выгодна Марку и Аделаиде, а также вызывает досаду у Джози из-за сорвавшихся планов. Мисс Марпл выражает беспокойство за репутацию Бантри и настаивает на необходимости раскрыть правду, полагая, что подброс тела был частью продуманного, но сорвавшегося плана.
Разговор на террасе
Миссис Бантри знакомит сэра Генри и мисс Марпл с Аделаидой Джефферсон и Марком Гэскеллом. Они собираются на террасе. Марк Гэскелл откровенно говорит о своей неприязни к Руби, называя её «хитрюгой», и признает, что её смерть выгодна ему и Аделаиде, хотя и сожалеет об ударе, нанесённом Джефферсону. Он описывает внешность Руби как «лисью», но соблазнительную после макияжа, с красивыми голубыми глазами и платиновыми волосами, похожими на волосы его покойной жены Розамунды. Аделаида пытается смягчить резкость Марка. В этот момент появляется Хьюго Маклин, давний поклонник Аделаиды, которого она, очевидно, вызвала. Марка вызывают к Джефферсону. После его ухода сэр Генри и мисс Марпл обмениваются мнениями: Аделаида — любящая мать, Марк — обаятельный, но неосторожный и потенциально беспринципный человек. Мисс Марпл обращает внимание на Реймонда Старра, проходящего мимо, и упоминает, что Аделаида играет с ним в теннис. Появляется Пит Кармоди, продолжая расспрашивать сэра Генри о расследовании.
Сгоревшая машина и новое тело
Пока в отеле «Маджестик» продолжались допросы, расследование приняло новый оборот с обнаружением сгоревшего автомобиля «Миньон-14» в карьере неподалёку от Дейнмута. Внутри машины находился обугленный труп. Сержанту Хиггинсу удалось установить по фабричному клейму мотора, что машина принадлежит Джорджу Бартлетту, который ранее заявил о её пропаже. Опознать личность погибшего было невозможно из-за состояния тела. Однако рядом с машиной была найдена сумочка, содержавшая удостоверение личности на имя Памелы Ривз, шестнадцатилетней девушки-скаута, пропавшей накануне вечером. Родители Памелы подтвердили, что сумочка принадлежала их дочери. Возник вопрос: связаны ли эти два убийства?
Расследование мисс Марпл в Сент-Мэри-Мид
Мисс Марпл, обеспокоенная судьбой Бантри, вернулась в Сент-Мэри-Мид, чтобы продолжить своё неофициальное расследование. Она решила поговорить с Флоренс Бланд, подругой погибшей Памелы Ривз. Флоренс рассказала, что Памела была очень взволнована накануне исчезновения. Она хвасталась, что некий джентльмен, связанный с киностудией «Ленвилль», заметил её и обещал устроить кинопробы. Памела описывала его как человека с длинными волосами и упоминала, что он живёт в современном коттедже неподалёку. Описание явно указывало на Бэзила Блэйка. Памела собиралась встретиться с ним поздно вечером после собрания скаутов. Эта информация укрепила подозрения мисс Марпл относительно Блэйка.
Признание Бэзила Блэйка
Мисс Марпл снова навестила Бэзила Блэйка. На этот раз молодой человек был менее развязным и казался подавленным. Под нажимом мисс Марпл и её проницательных замечаний Блэйк сломался и рассказал свою версию событий. Поздно ночью к нему действительно пришла Памела Ривз, мечтавшая о кинокарьере. Блэйк, будучи пьян и раздражён её наивностью, оттолкнул девушку. Она упала, ударилась головой о каминную решётку и умерла. Испугавшись последствий, Блэйк решил избавиться от тела.
Вспомнив о многочисленных детективных романах, где трупы часто находят в библиотеках, он решил подбросить тело Памелы в Госсингтон-Холл, к «зануде Бантри». Он переодел Памелу в старое вечернее платье своей подруги Дины Ли, чтобы сцена выглядела более «театрально», и перенёс тело в библиотеку Бантри через окно.
Путаница с телами
Полиция, получив признание Блэйка, была сбита с толку. Блэйк утверждал, что переместил тело Памелы Ривз, девушки-скаута. Однако в библиотеке Бантри было обнаружено тело Руби Кин, танцовщицы. Более того, Блэйк добавил ещё одну шокирующую деталь: когда он вернулся домой после вечеринки ранее той же ночью (около 2 часов ночи), он обнаружил на ковре перед камином труп неизвестной блондинки — Руби Кин. Он запаниковал ещё больше, спрятал тело Руби за ковром, а когда позже той же ночью (около 3-4 часов ночи) случайно убил Памелу, он решил подбросить её тело Бантри. Инспектор Слэк и полковник Мелчетт поняли, что Блэйк что-то путает или скрывает.
Время смерти Руби Кин, установленное доктором Хейдоком (между 10 вечера и полуночью), не совпадало с рассказом Блэйка, который утверждал, что нашёл её тело около 2 часов ночи. Стало очевидно, что тело в библиотеке — это Руби Кин, а Блэйк, в состоянии опьянения и паники, перенёс тело Памелы Ривз, но полиция нашла именно Руби. Где же тогда тело Памелы? Ответ был очевиден — в сгоревшей машине. Но кто убил Руби Кин и Памелу Ривз? И кто поместил тело Руби в дом Блэйка?
Дедукция мисс Марпл
Мисс Марпл и сэр Генри Клиттеринг снова встретились в отеле «Маджестик». Мисс Марпл, соединив все факты, наблюдения и свои деревенские аналогии, изложила сэру Генри свою версию событий, которая оказалась единственно верной. Она обратила внимание на несколько ключевых моментов:
- Броская внешность убитой Руби: Яркий макияж, платиновые волосы, кричащий наряд — все это казалось чрезмерным и искусственным.
- Привычка грызть ногти: При первом осмотре тела мисс Марпл заметила обкусанные ногти у убитой девушки. Позже, при опознании, Джози Тёрнер подтвердила, что это Руби, но в разговоре с полицией отрицала, что у Руби была такая привычка. Зато эта привычка была характерна для Памелы Ривз, о чем знала вся деревня. Это несоответствие стало ключевым. Блэйк, найдя второе тело (Памелы) и перенося его в библиотеку Бантри, не обратил внимания на детали внешности в своём состоянии. Тело, найденное в библиотеке, действительно было телом Руби Кин, но деталь про обкусанные ногти относилась к Памеле, которую Блэйк по ошибке принял за Руби (или просто запаниковал).
- Финансовый мотив: План Конвея Джефферсона удочерить Руби и оставить ей 50 000 фунтов создавал мощный мотив для убийства. Эти деньги лишали наследства Марка Гэскелла и Аделаиду Джефферсон, а также разрушали планы Джози Тёрнер, которая, вероятно, рассчитывала на долю от наследства кузины.
- Отношения между Марком и Джози: Мисс Марпл заметила скрытую связь и общие интересы между Марком Гэскеллом и Джози Тёрнер. Она предположила, что они были любовниками и планировали пожениться после смерти Конвея Джефферсона, унаследовав его состояние. Удочерение Руби рушило их планы.
- Алиби: Алиби Марка и Аделаиды (игра в бридж) выглядело надёжным, но мисс Марпл заподозрила, что оно могло быть частью продуманного плана.
Реконструкция преступления
Мисс Марпл изложила последовательность событий:
- Убийство Руби Кин: Вечером, около половины одиннадцатого, Джози, имея доступ к комнате кузины, подсыпала ей снотворное в напиток. Когда Руби уснула, Марк Гэскелл проник в её комнату (которая имела удобный выход на боковую террасу) и задушил её поясом от платья. Это произошло до полуночи, что совпадает с заключением доктора Хейдока.
- Транспортировка тела: Марк и Джози спрятали тело Руби. Позже ночью Марк украл машину Джорджа Бартлетта. Они с Джози погрузили тело в машину и поехали в сторону Сент-Мэри-Мид. Их план состоял в том, чтобы подбросить тело в дом Бэзила Блэйка, известного своими скандальными вечеринками, тем самым отводя подозрения от себя.
- Неожиданное препятствие: Подъехав к коттеджу Блэйка, они увидели, что тот возвращается домой с вечеринки в компании Дины Ли. Марку и Джози пришлось срочно спрятать тело Руби на крыльце, под ковриком или за кустами, а самим скрыться. Блэйк, будучи сильно пьян, не заметил тела и вошёл в дом.
- Тело на ковре: Позже, когда Блэйк снова уехал (или уснул), Марк вернулся, занёс тело Руби в дом Блэйка и оставил его на ковре перед камином, надеясь, что Блэйк обнаружит его утром и станет главным подозреваемым.
- Убийство Памелы Ривз: Марк поехал к карьеру, чтобы избавиться от машины Бартлетта. Он облил машину бензином и поджёг её. В этот момент его случайно увидела Памела Ривз, возвращавшаяся домой после встречи скаутов. Узнав Марка (возможно, она видела его ранее в отеле или окрестностях), она стала опасным свидетелем. Марк догнал её, убил (вероятно, ударом по голове или удушением) и решил избавиться и от её тела.
- Второе тело у Блэйка: Марк привёз тело Памелы к коттеджу Блэйка. Зная, что Блэйк снова отсутствует или спит пьяный, он занёс тело Памелы в дом и оставил его там же, где ранее оставил Руби, возможно, инсценировав несчастный случай (падение и удар головой).
- Паника Блэйка: Вернувшись домой под утро, Блэйк обнаружил тело Памелы. В панике и пьяном угаре, возможно, не разглядев толком или перепутав блондинок, он решил, что это та самая девушка, которую он нашёл ранее (Руби), или просто решил избавиться от тела, чтобы не быть обвинённым в убийстве. Он переодел Памелу и перенёс её тело в библиотеку Бантри.
- Ложное опознание: Джози, зная, что тело в библиотеке — это Руби, уверенно опознала её, но намеренно ввела полицию в заблуждение относительно привычки грызть ногти, чтобы скрыть связь с Памелой и отвести подозрения от Марка.
Развязка
Сэр Генри Клиттеринг, потрясённый логикой и проницательностью мисс Марпл, изложил её выводы Конвею Джефферсону. Джефферсон вспомнил, что Марк и Джози действительно недавно спрашивали его благословения на брак после его смерти, что подтверждало их связь и мотив. Сэр Генри и полиция предъявили обвинения Марку Гэскеллу и Джозефине Тёрнер.
Столкнувшись с неопровержимыми уликами и логикой мисс Марпл, Джози созналась во всем. Марк попытался бежать, но был задержан. Репутация полковника и миссис Бантри была полностью восстановлена. Конвей Джефферсон, пережив очередной удар судьбы, решил позаботиться о будущем Аделаиды и её сына Пита.
Комментирование недоступно Почему?