«Зеркало треснуло» Агаты Кристи, краткое содержание читать ~11 мин.
Детективный роман Агаты Кристи «Зеркало треснуло» (The Mirror Crack’d from Side to Side) был впервые опубликован в Великобритании в 1962 году. Произведение возвращает читателя к мисс Джейн Марпл, которая, несмотря на возраст и немощь, вновь оказывается вовлечённой в расследование загадочного убийства, произошедшего в её родной деревне Сент-Мери-Мид, изменившейся под влиянием времени.
Роман был неоднократно экранизирован. Наиболее известной является киноверсия 1980 года с Анджелой Лэнсбери в роли мисс Марпл, Элизабет Тейлор в роли Марины Грегг и другими звёздами Голливуда. Также существуют телевизионные адаптации в рамках сериалов BBC с Джоан Хиксон (1992) и ITV с Джулией Маккензи (2010) в главной роли.
Мисс Марпл, ограниченная в своих физических возможностях из-за возраста и недавнего бронхита, проводит дни у окна, с сожалением наблюдая за упадком своего некогда прекрасного сада и размышляя об изменениях в родной деревне Сент-Мери-Мид. Хотя центр деревни сохранил свой облик — церковь, паб «Голубой кабан», старинные дома — окраины преобразились. Появился новый жилой район, именуемый Жилмассивом, с современными домами и супермаркетом, чуждым старым жителям. Улицы Жилмассива носят странные названия вроде «клоус», что вызывает недоумение у мисс Марпл, знающей истинное значение этого слова.
Её повседневную жизнь скрашивает приходящая помощница Черри Бейкер, жительница Жилмассива — типичная представительница нового поколения, энергичная, но не слишком аккуратная в хозяйстве. Однако постоянное присутствие компаньонки, мисс Найт, нанятой племянником Реймондом, тяготит мисс Марпл. Мисс Найт — добросердечная, но чрезмерно заботливая и раздражающая своей манерой общения, обращается с мисс Марпл как с неразумным ребёнком. Однажды, желая побыть в одиночестве, мисс Марпл придумывает для мисс Найт множество поручений в деревне и сама тайно отправляется на прогулку.
2 Новые хозяева Госсингтон-холла
3 Приём в Госсингтон-холле
4 Смерть на празднике
5 Первые известия и подозрения
6 Расследование начинается: версия Артура Бедкока
7 Вмешательство Скотленд-Ярда
Прогулка в Новый Свет и встреча с Хесей Бедкок
Испытывая дух авантюризма, мисс Марпл направляется в Жилмассив, который она воспринимает как «Новый Свет». Она наблюдает за его обитателями — молодыми женщинами с колясками, подростками, мужчинами — и приходит к выводу, что, несмотря на внешние изменения (одежда, манеры, жилье), человеческая природа остаётся прежней. Она по привычке сравнивает встреченных людей с типажами, знакомыми ей по долгой жизни в деревне.
Случайно мисс Марпл становится свидетельницей сцены между молодой парой, Лили и Гарри, в строящемся доме. Девушка едва не падает из окна, а её спутник остаётся безучастным. Повинуясь внезапному порыву, мисс Марпл предостерегает Лили от брака с этим молодым человеком. Спеша уйти, она спотыкается и падает. На помощь ей приходит энергичная и дружелюбная женщина — Хеся Бедкок. Она приглашает мисс Марпл к себе домой отдохнуть и угощает её чаем.
В разговоре выясняется, что миссис Бедкок — страстная поклонница знаменитой киноактрисы Марины Грегг. Она с восторгом рассказывает, как много лет назад на Бермудах, будучи больной, сбежала из полевого госпиталя, чтобы встретиться со своим кумиром и получить автограф. Муж Хеси, Артур Бедкок, подтверждает её решительный характер. Мисс Марпл узнает, что именно Марина Грегг с мужем недавно купили Госсингтон-холл — поместье, где когда-то произошло другое известное мисс Марпл дело (связанное с трупом в библиотеке).
Хеся упоминает, что Марина Грегг собирается устроить в Госсингтон-холле праздник в пользу Ассоциации госпиталя Святого Джона. Мисс Марпл узнает в Хесе Бедкок черты своей давней знакомой, Элисон Уайлд — доброй, но эгоцентричной натуры, неспособной видеть мир глазами других людей. Такие люди, по мнению мисс Марпл, часто неосознанно подвергают себя опасности.
Новые хозяева Госсингтон-холла
Подруга мисс Марпл, миссис Бантри, бывшая владелица Госсингтон-холла, возвращается из-за границы и делится новостями. Поместье, сменившее нескольких хозяев после её отъезда, куплено кинозвездой Мариной Грегг и её мужем, кинорежиссёром Джейсоном Раддом. Подруги вспоминают прошлые роли Марины, её бурную личную жизнь (несколько мужей, усыновление детей, нервный срыв). Нынешний муж, Джейсон Радд, по слухам, давно был в неё влюблён. Они приобрели Госсингтон-холл, так как он расположен недалеко от новой киностудии «Хеллингфорс», где планируются съёмки фильма о королеве Елизавете с Мариной в главной роли.
Миссис Бантри рассказывает, что Марина Грегг устраивает в поместье большой праздник в пользу госпиталя Святого Джона. Дом был значительно перестроен: добавлены ванные комнаты, бассейн, музыкальный салон на месте библиотеки и кабинета полковника Бантри. Миссис Бантри упоминает о своей недавней встрече с Мариной в Калифорнии и делится впечатлениями: Марина очаровательна, но её естественность кажется наигранной. Она также рассказывает мисс Марпл о падении последней в Жилмассиве, о котором узнала от своей подёнщицы из того же района.
Вскоре мисс Марпл навещает доктор Хейдок. Узнав о её недавнем падении и о том, что она скучает без активной деятельности, он в шутку советует ей заняться «распутыванием» — намекая на её способности к раскрытию тайн — и прописывает ей «хитроумное и запутанное убийство». Мисс Марпл воспринимает это как шутку, но замечает, что убийство может произойти где угодно.
Приём в Госсингтон-холле
Миссис Бантри получает личное приглашение от Марины Грегг на чашку чая перед заседанием комитета по организации праздника. Она посещает Госсингтон-холл и поражена изменениями. Музыкальный салон, созданный из бывшей библиотеки и кабинета, выглядит впечатляюще. Марина Грегг встречает её с присущим ей очарованием. Она выражает восторг по поводу нового дома, говоря, что обрела здесь покой и хочет остаться навсегда. Её муж, Джейсон Радд, человек с неординарной внешностью, но приятным голосом, относится к её словам со снисходительной нежностью, но и с некоторым скепсисом. Миссис Бантри поражена его очевидной глубокой любовью к жене.
К чаю присоединяется секретарь Радда, Элла Зилински — деловая и самоуверенная молодая женщина. Разговор заходит о переделках в доме, о трудностях с местными мастерами и о жизни в английской провинции. Когда Марина и Джейсон ненадолго выходят, Элла расспрашивает миссис Бантри об убийстве, труп которого был найден в библиотеке много лет назад. Миссис Бантри подтверждает факт находки тела, но уточняет, что само убийство произошло не в доме. Элла просит не рассказывать об этом Марине, объясняя, что та недавно перенесла серьёзное нервное расстройство и очень ранима. Она также замечает, что счастье Марины в этом доме вряд ли продлится долго, и что Джейсону Радду очень важно её душевное состояние.
Смерть на празднике
Наступает день праздника в Госсингтон-холле. Мероприятие привлекает огромное количество людей, желающих увидеть обновлённое поместье и знаменитую хозяйку. Публика осматривает сад, бассейн и часть дома, открытую для посещения. Миссис Бантри прибывает позже и отмечает успех мероприятия.
Для избранных гостей — местных знаменитостей, организаторов из госпиталя Святого Джона, друзей хозяев и прессы — Марина Грегг и Джейсон Радд устраивают отдельный приём на втором этаже, в переоборудованном зале у лестничной площадки. Гостей встречают хозяева, дворецкий Джузеппе разносит напитки. Среди приглашённых — миссис Бантри, викарий, советник Оллкок с женой и Хеся Бедкок с мужем Артуром.
Хеся Бедкок, представленная как неутомимый секретарь Ассоциации госпиталя, взволнованно обращается к Марине Грегг. Она начинает долгий и восторженный рассказ о своей встрече с актрисой много лет назад на Бермудах, о том, как она, будучи больной, сбежала из госпиталя ради этого события. Во время её рассказа миссис Бантри замечает странную перемену в Марине Грегг. Актриса внезапно застывает, её взгляд становится отсутствующим, полным ужаса. Она смотрит не на Хесю, а куда-то за её спину, на стену или на лестницу, где в этот момент поднимаются новые гости. Её лицо выражает смертельный страх и отчаяние — миссис Бантри вспоминает строки из поэмы Теннисона о волшебнице Шалот, увидевшей своё проклятие в зеркале.
Этот момент длится недолго. Джейсон Радд, заметив состояние жены, или просто по ходу приёма, приносит два бокала с коктейлем Дайкири — один для Марины, другой для Хеси. Марина приходит в себя, любезно завершает разговор с миссис Бедкок и предлагает ей выпить. Хеся берет свой бокал.
Позже миссис Бантри с другими дамами отправляется осматривать ванные комнаты. Вернувшись, она узнает от Эллы Зилински, что одной из гостей стало плохо — миссис Бедкок. Вскоре Джейсон Радд сообщает страшную новость: Хеся Бедкок скончалась.
Первые известия и подозрения
На следующее утро мисс Марпл узнает о случившемся сначала от Черри Бейкер, а затем от миссис Бантри, которая звонит ей рано утром. Черри сообщает, что миссис Бедкок умерла внезапно после того, как что-то выпила на приёме, и что врач назначил вскрытие, так как причина смерти неясна. Миссис Бантри подтверждает это и добавляет важную деталь: деревенская «система связи» донесла, что доктор Сэндфорд после осмотра тела звонил в полицию. Это укрепляет подозрения в убийстве.
Мисс Марпл и миссис Бантри обсуждают возможные версии. Самоубийство кажется маловероятным для такой жизнерадостной женщины, как Хеся. Мисс Марпл сомневается и в виновности мужа, Артура Бедкока, хотя и отмечает, что его вряд ли тяготит её отсутствие. Шантаж тоже исключается — Хеся была честной женщиной. Мисс Марпл вспоминает свою характеристику Хеси как «Элисон Уайльд» — человека эгоцентричного, не замечающего окружающих и потому уязвимого. Она высказывает предположение: возможно, Хеся Бедкок стала жертвой по ошибке? Не предназначался ли яд кому-то другому?
Визит доктора Хейдока подтверждает их догадки — он прямо говорит, что дело пахнет убийством, и снова призывает мисс Марпл заняться «распутыванием». Миссис Бантри подробно пересказывает события приёма, уделяя особое внимание странному «замороженному» взгляду Марины Грегг перед тем, как Джейсон Радд принёс коктейли. Они пытаются вспомнить, кто именно поднимался по лестнице в тот момент, когда Марина так странно посмотрела — мэр с женой, журналист, загорелый мужчина с актрисой, генерал Барнстепл, фермеры Грайсы, фотографы. Ключевым моментом рассказа миссис Бантри становится то, что Джейсон Радд принёс два одинаковых коктейля — один для Марины, другой для Хеси.
Расследование начинается: версия Артура Бедкока
Состоявшееся дознание устанавливает причину смерти Хеси Бедкок: отравление большой дозой диэтилдексилбарбоквинделоритата (торговое название — Кальмовит), успокоительного средства, более распространённого в Америке. Дознание отложено.
Инспектор местной полиции Фрэнк Корниш беседует с Артуром Бедкоком. Вдовец потрясён результатами вскрытия. Он утверждает, что его жена никогда не принимала никаких успокоительных, была совершенно здорова и жизнерадостна. Он подробно описывает события на приёме: они с Хесей выпили чай в палатке, затем их пригласили наверх к Марине Грегг. Хеся рассказала актрисе свою историю. Джейсон Радд принёс два коктейля Дайкири. Хеся взяла свой бокал, но почти сразу кто-то её толкнул, и она пролила напиток, сделав, возможно, лишь один глоток. Несколько капель попало на платье Марины Грегг. Тогда Марина, проявив любезность, отдала Хесе свой собственный, нетронутый бокал Дайкири, сказав, что сама уже выпила достаточно. Хеся сначала отказывалась, но потом взяла предложенный коктейль и быстро выпила его. Вскоре после этого ей стало плохо, и она умерла. Эта информация кардинально меняет картину: получается, Хеся Бедкок выпила коктейль, который предназначался Марине Грегг.
Во время визита к Бедкоку инспектор Корниш встречает его соседку, Мэри Бэйн, которая пришла приготовить Артуру чай. Инспектор отмечает её нервозность и подозрительность, предполагая, что у неё могли быть проблемы с законом в прошлом.
Вмешательство Скотленд-Ярда
Дело передают в Скотленд-Ярд. Старший инспектор Дермот Крэддок, которому поручают расследование, узнает, что место действия — Сент-Мери-Мид. Он вспоминает, что в этой деревне живёт его старая знакомая — мисс Марпл. Помощник комиссара одобряет идею использовать её знание местной жизни.
Крэддоку излагают суть дела: смерть Хеси Бедкок на приёме у кинозвезды Марины Грегг от яда (Кальмовита), который, вероятно, был в коктейле. Основной вопрос: почему убийца выбрал такое рискованное место и время? Местная полиция не считает мужа главным подозреваемым. Крэддок берет с собой сержанта Тиддлера, знатока кино.
Крэддок навещает мисс Марпл. Она рада его видеть. Он уже знает о её встрече с жертвой незадолго до убийства. Мисс Марпл подтверждает своё мнение о характере Хеси и Артура Бедкоков. Она не может предложить конкретных версий, но советует Крэддоку поговорить с миссис Бантри и передать ей кодовые слова: «волшебница Шалот».
Инспектор встречается с миссис Бантри. Та подтверждает, что считает произошедшее убийством, но не видит ни мотива, ни очевидного подозреваемого. Она повторяет свой рассказ о приёме, делая акцент на странном, испуганном взгляде Марины Грегг — взгляде «волшебницы Шалот» — брошенном поверх головы Хеси Бедкок в сторону лестницы или стены за ней за мгновения до того, как были принесены коктейли. Миссис Бантри перечисляет тех, кого она помнит на лестнице в тот момент, включая фотографов. Она подтверждает, что Марина смотрела именно в ту сторону. Рассказ миссис Бантри убеждает Крэддока, что этот момент — ключевой для понимания событий.
Комментирование недоступно Почему?