Средневековые граффити Сионской горницы расшифрованы при помощи новых технологий читать ~12 мин.
Международная группа исследователей успешно расшифровала десятки средневековых граффити, обнаруженных на стенах Сионской горницы в Иерусалиме — места, где согласно христианской традиции произошла Тайная вечеря. Учёные выявили богатое разнообразие надписей, фамильных гербов и рисунков, датируемых XIV-XVI веками, которые прежде оставались невидимыми для посетителей этого исторического памятника.
.jpg)
Сокровищница исторических свидетельств под слоями штукатурки
На протяжении веков прямоугольная комната на вершине горы Сион притягивала христианских крестоносцев и паломников. Расположенная на верхнем этаже здания за городскими стенами Иерусалима, Сионская горница (Cenacle) считается местом последней трапезы Иисуса Христа с двенадцатью апостолами перед его арестом и распятием.
Согласно историческим данным, Сионская горница находится над предполагаемым местом захоронения царя Давида и остаётся местом паломничества до наших дней. Современные посетители могут увидеть каменную комнату с мраморными элементами и готическими ребристыми сводами, построенную, вероятно, в конце XII века.
Долгое время стены горницы хранили тайну — многочисленные граффити, оставленные христианскими паломниками между концом XIV и началом XVI века, когда это помещение входило в состав францисканского монастыря горы Сион. После изгнания францисканцев из Иерусалима вследствие захвата города османами в 1517 году, стены были покрыты толстым слоем белой штукатурки, которая сохранялась до реставрационных работ середины 1990-х годов.
Передовые технологии на службе археологии
В первой части всестороннего исследования учёные из Израильского управления древностей и Австрийской академии наук задокументировали и проанализировали 30 надписей и 9 изображений, нанесённых на стены Сионской горницы. Результаты работы опубликованы в журнале Liber Annuus, специализирующемся на теологии и библейской археологии.
Для выявления и расшифровки древних надписей исследователи применили ряд современных технологий. После тщательного визуального обследования помещения с использованием ультрафиолетовых и инфракрасных фильтров, учёные преимущественно полагались на две фотографические техники. Первая — Reflectance Transformation Imaging (RTI) — подчеркнула физическую поверхность стен и помогла выявить стёртые метки. Вторая — мультиспектральная фотография — позволила определить конкретные химические вещества, использованные в чернилах, угле и краске. Полученные данные были цифровым образом обработаны и проанализированы лингвистическими экспертами.
Эти методы позволили увидеть то, что невозможно заметить невооружённым глазом, и восстановить фрагменты истории, которые казались безвозвратно утраченными.
География паломничества: разнообразие средневековых посетителей
В совокупности обнаруженные метки представляют яркую картину разнообразия христиан, посещавших Сионскую горницу. Среди них Иоганнес Полонер, немецкий паломник, чьи записки о посещении Святой земли в начале 1420-х годов сохранились до наших дней; Адриан I фон Бубенберг, швейцарский рыцарь, прославившийся защитой Берна в 1476 году (20 лет спустя его сын также оставил свою метку); Якомо Кверини, принадлежавший к одной из венецианских патрицианских семей; и Лампрехт фон Зеккендорф, франконский граф.
Это лишь некоторые посетители, которые сделали себя узнаваемыми по слову или нарисованному семейному гербу. Надписи на латыни, армянском, кириллице и арабском языках указывают на широкий круг христиан, посещавших это место.
“Вместе взятые, надписи дают уникальное представление о географическом происхождении паломников”, — сказал Илья Беркович, один из авторов исследования. “Оно было гораздо разнообразнее, чем заставляла нас думать современная западно-ориентированная исследовательская перспектива”. Эта группа включала армян, чехов, сербов и арабоязычных христиан, живших на Востоке.
Особые находки: гербы, рисунки и символы
Среди наиболее интересных находок — идентификация герба, принадлежащего дворянской семье Тристрама фон Тойффенбаха, изначально из региона Мурау в Штирии, Австрия. Вероятно, он был вырезан на одной из стен спутником во время паломничества 1436 года. В этом году будущий император Священной Римской империи, эрцгерцог Фридрих Габсбург, совершил паломничество в Святую землю в сопровождении большой свиты примерно из 100 австрийских дворян.
Другая находка — герб, напоминающий современный герб немецкого города Альтбах, принадлежащий семье швабского рыцаря Альберта фон Альтбаха. Над этим гербом исследователи обнаружили изображения кубка с вином, тарелки с едой и хлеба с отверстием посередине, возможно, представляющего иерусалимский бублик. По мнению авторов исследования, эти предметы могли быть нарисованы как отсылка к Тайной вечере.
Армянская надпись, гласящая «Рождество 1300», могла быть оставлена солдатом, сражавшимся за армянского короля Хетума II в битве в Сирии 22 декабря 1299 года.
Особый интерес представляет изображение скорпиона, которое, вероятно, является отсылкой к суфийской традиции, в которой верующие входят в особое состояние транса и обращаются с ядовитыми животными. Авторы исследования полагают, что рисунок был сделан в честь шейха Ахмада аль-Аджами (прозванного Персом), который сыграл важную роль в конфискации Сионской горницы у францисканцев и превращении её в мечеть.
Исторический контекст: францисканский монастырь и османское завоевание
Сионская горница, которая неоднократно разрушалась и восстанавливалась, расположена к югу от Сионских ворот внутри стен Старого города Иерусалима. Большинство обнаруженных граффити относятся к позднему Средневековью, когда горница функционировала как центр францисканского монастыря, помогавшего католическим паломникам, хотя посетители различных вероисповеданий также часто бывали на этом месте.
В 1517 году, вскоре после османского завоевания, францисканцы были изгнаны из Сионской горницы, которая оставалась под мусульманским контролем до 1948 года. Следы этого периода очевидны в надписях на стенах. Исламские граффити, выявленные в ходе проекта, включают надпись и рисунок скорпиона, почитающие аль-Аджами, первого религиозного деятеля Иерусалима при османах.
“Мы точно не знаем, когда стены Сионской горницы были оштукатурены, но предполагаем, что это произошло вскоре после мусульманского захвата, поскольку маловероятно, что новые владельцы оставили бы на виду многочисленные христианские надписи, геральдические символы и записи паломников”, — пишут исследователи.
“В отличие от своих христианских аналогов, которые в основном были написаны или нарисованы углём, все мусульманские надписи, а также изображение скорпиона, были вырезаны в поверхности стены”, — добавляют они. “По-видимому, это было сделано как заявление о собственности, гарантирующее, что мусульманские надписи не будут стёрты, если здание когда-либо вернётся в христианские руки”.
Граффити в священных местах: вандализм или традиция?
Хотя исследователи были взволнованы богатством информации, которую им удалось извлечь из стен, оставался загадочный вопрос: почему паломникам разрешалось портить место, которое считалось одной из важнейших святынь Иерусалима? Фактически, учитывая, что некоторые более сложные надписи потребовали бы многих часов работы, представляется возможным, что францисканцы одобряли граффити.
“Отношение францисканцев к этому вопросу было неоднозначным”, — написали авторы. “Ситуация в Сионской горнице соответствует тому, что известно о феномене церковных граффити в Западной Европе”.
В современную эпоху идея «граффити» рядом с «церковью» вызывает беспокойство, а те, кто портит исторические места, сталкиваются с юридическими последствиями. Однако в средневековый период такие метки не были редкостью. Авторы исследования отмечают, что “Граффити в западноевропейских церквях стали распространёнными в конце XIII века” и привлекли значительное научное внимание в последние поколения.
Хотя многие из расшифрованных надписей выглядят наспех нацарапанными углём или ножом, другие демонстрируют уровень художественного мастерства и, вероятно, были созданы с ведома монастыря, если не с его одобрения.
Значение исследования для исторической науки
Эти недавно обнаруженные древние надписи существенно расширяют наши знания о паломничестве в средневековый Иерусалим. Они представляют собой редкие материальные свидетельства, которые дополняют письменные источники и позволяют узнать больше о людях, совершавших долгие и опасные путешествия к святыням.
Особенно важно то, что граффити показывают гораздо более широкое географическое и культурное разнообразие паломников, чем считалось ранее. Как отмечают исследователи: “В то время как научная литература преимущественно фокусируется на опыте паломников из Западной Европы, надписи в Сионской горнице служат жизненно важным напоминанием о богатом разнообразии среди позднесредневековых христианских паломников в Иерусалим”.
Результаты исследования также проливают свет на сложную религиозную и политическую историю Иерусалима, где христианские, иудейские и мусульманские традиции переплетаются и накладываются друг на друга. Противостояние между религиозными общинами и смена власти над святыми местами отражены в самих стенах Сионской горницы, где христианские надписи, сделанные углём или чернилами, соседствуют с мусульманскими надписями, высеченными в камне.
Технологический прорыв в исторических исследованиях
Успех проекта по расшифровке граффити в Сионской горнице демонстрирует потенциал современных технологий для исторических и археологических исследований. Методы, которые были разработаны для изучения свитков Мёртвого моря в Кумране, теперь применяются для выявления скрытых надписей на стенах исторических зданий.
“Эти новые открытия стали возможны благодаря новым технологическим возможностям, разработанным Управлением древностей в рамках исследования свитков Иудейской пустыни (на месте Кумрана). Метод использует мультиспектральную фотографию для выявления надписей, которые выцвели за годы и стали невидимыми для человеческого глаза”, — пояснили руководители проекта Михаэль Чернин и Шай Халеви из Израильского управления древностей.
Подобные технологии могут революционизировать наше понимание прошлого, делая видимым то, что прежде оставалось скрытым. Они позволяют исследователям «прочитать» стены исторических зданий как своего рода архив, в котором записана их сложная история и история людей, которые их посещали.
Сионская горница — место священное для трёх религий
Сионская горница имеет особое значение не только для христианства, но и для других монотеистических религий. Евреи и мусульмане почитают это место как гробницу библейского царя Давида, которая, по преданию, находится в подвале здания. Христиане же почитают его как место Тайной вечери.
Это место обладает исключительной религиозной значимостью для иудаизма, христианства и ислама, причём евреи и мусульмане почитают его как гробницу царя Давида, которая, согласно преданию, находится в подвале.
Такое наложение различных религиозных традиций характерно для Иерусалима в целом и приводит к тому, что многие места в городе имеют сложную историю переходов из рук в руки, разрушений и восстановлений, переосмыслений и реинтерпретаций.
Дальнейшие перспективы исследования
Опубликованное исследование является лишь первой частью всестороннего изучения Сионской горницы. Можно ожидать, что дальнейшая работа выявит ещё больше надписей и рисунков, а также позволит глубже проанализировать уже обнаруженные.
Кроме того, методы, успешно применённые в этом проекте, могут быть использованы для исследования других исторических зданий в Иерусалиме и за его пределами. Тысячи исторических стен потенциально хранят скрытые надписи, которые могут быть выявлены с помощью мультиспектральной фотографии и других современных технологий.
Эти исследования могут существенно обогатить наши знания о прошлом, предоставляя уникальную возможность услышать голоса обычных людей из далёких эпох, чьи имена редко появляются в официальных исторических хрониках.
Вклад международного сотрудничества в историческую науку
Успех проекта по расшифровке граффити в Сионской горнице стал возможен благодаря международному сотрудничеству учёных из разных стран. Исследовательская группа, возглавляемая Шаем Халеви и Михаэлем Черниным, включала учёных из Австрийской академии наук (ÖAW) и Израильского управления древностей (IAA).
Такое сотрудничество особенно важно при изучении места, которое имеет значение для разных культур и религий. Различные перспективы и экспертные знания, которые привносят учёные из разных стран, позволяют создать более полную и сбалансированную картину прошлого.
Кроме того, международное сотрудничество способствует обмену технологиями и методологиями, что ускоряет прогресс в исторических и археологических исследованиях.
Значение междисциплинарного подхода
Проект по расшифровке граффити в Сионской горнице также демонстрирует важность междисциплинарного подхода в современной науке. Успех исследования стал возможен благодаря сотрудничеству археологов, историков, лингвистов, экспертов по цифровым технологиям и специалистов по консервации памятников.
Археологи и историки определили исторический контекст и значение находок, лингвисты помогли расшифровать надписи на разных языках, эксперты по цифровым технологиям применили передовые методы для выявления скрытых изображений, а специалисты по консервации обеспечили сохранность хрупких следов прошлого.
Такое междисциплинарное сотрудничество становится все более распространённым и необходимым в современной науке, поскольку сложные проблемы часто требуют различных типов экспертных знаний для их решения.
Наследие прошлого в настоящем
История Сионской горницы с её сложным переплетением христианских и мусульманских граффити является микрокосмом истории Иерусалима и Ближнего Востока в целом. Она напоминает нам о сложных взаимоотношениях между различными религиозными и культурными традициями в регионе, которые продолжаются до наших дней.
В то же время граффити паломников напоминают нам об универсальной человеческой потребности оставить след, свидетельство своего существования и своей веры. От средневековых паломников до современных туристов, люди стремятся каким-то образом связать себя с местами, которые они считают священными или исторически значимыми.
Исследование граффити в Сионской горнице позволяет нам лучше понять эти аспекты человеческого опыта и того, как они проявлялись в конкретном историческом контексте позднего Средневековья и раннего Нового времени.
Место паломничества через века
История Сионской горницы как места паломничества продолжается и в наши дни. Хотя религиозный и политический контекст изменился, люди со всего мира продолжают посещать это место, привлечённые его историческим и духовным значением.
Исследование средневековых граффити показывает, что такое паломничество имеет долгую и разнообразную историю, и что паломники всегда приходили из разных стран и культур. Это напоминает нам о том, что Иерусалим всегда был международным городом, местом встречи различных культур и традиций.
Возможно, одна из наиболее ценных вещей, которые мы можем извлечь из этого исследования, — это понимание того, что даже в эпоху религиозных конфликтов и крестовых походов люди из разных культур могли мирно посещать одни и те же святые места, оставляя свои метки рядом друг с другом на стенах Сионской горницы.
Сохранение и изучение культурного наследия
Исследование граффити в Сионской горнице подчёркивает важность сохранения и изучения культурного наследия. Эти надписи и рисунки могли быть навсегда утрачены, если бы не работа по реставрации в 1990-х годах и последующее научное исследование.
Это напоминает нам о необходимости бережного отношения к историческим памятникам и инвестиций в их сохранение и изучение. Каждое историческое здание, каждая древняя стена потенциально содержит бесценные свидетельства прошлого, которые могут быть выявлены с помощью современных технологий.
Кроме того, это подчёркивает ценность архивов и исторических записей, которые позволили исследователям идентифицировать некоторых авторов граффити и контекстуализировать их находки. Без сохранившихся записей о паломничестве Иоганнеса Полонера или известных гербов дворянских семей многие из этих надписей остались бы анонимными и их значение было бы утрачено.
Комментирование недоступно Почему?