Выставка М.И. Курилко (1880–1969) читать ~3 мин.
с 17 Марта
по 1 АпреляВыставочный зал Союза Художников России
Покровка, 37
Москва
Персональная выставка замечательного русского художника Михаила Ивановича Курилко (1880 – 1969 гг. )– живописца, архитектора, виртуозного мастера станковоий графики, отмеченного богатой фантазией театрального художника, оформлявшего драматические и оперные спектакли в театрах Москвы, Ленинграда, Киева и других городов.
На выставке впервые будут показаны более 200 произведений М. И. Курилко из собрания семьи художника, которые демонстрируют направления его деятельности и охватывают значительный отрезок творческого пути мастера от 1910-х до конца 1940-х годов. Это ранние офорты 1910-х годов, которые обеспечили молодому автору успех в профессиональной среде, драгоценные по своей оригинальной технике работы на пергаменте начала 1920-х годов, живые и эмоциональные рисунки костюмов и декораций для спектаклей «Саломея», «Король забавляется», «Красный мак», «Хованщина», «Дума про Опанаса», «Вражья сила», «Каменный цветок», «Аида». Авторские работы подкреплены рядом редких исторических документов также из архива семьи. Они придают зрительному ряду особую значимость и устанавливают связь времен. Наличие документов в семейном архиве органично творчеству Курилко, так как он сам любил достоверные детали истории и отражал их в своих работах. Как философ-наблюдатель драматических событий того времени он разработал собственную систему пластических решений для своих пронзительных метафорических художественных свидетельств. В его творческом методе сочеталось высокое знание искусства разных эпох, с которыми он находился в постоянном диалоге при обращении к театральным постановкам, и чувство современности. Именно оно позволило ему создать первый советский балет на новую тему – «Красный мак». Это произошло в 1927 году в самом традиционном театре страны – в Большом театре. Новаторское представление об архитектуре здания театра он реализовал, приняв участие в проектировании театра в Новосибирске. Его убедительные монументально-декоративные решения появились в 1938 году в самом знаковом для эпохи экспозиционном комплексе – на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
Представленные работы позволяют проследить стилистическую эволюцию художника и тенденции русского изобразительного искусства того времени. Эта линия восходила в 1910-е годы к традиции романтизма и символизма, в начале 1920-х годов отдала дань периоду фантастического реализма, а в 1930-х годах развивалась параллельно с общеевропейской тенденцией романтического реализма, наполненного так называемым «светом тридцатых». Мировоззрение М. И. Курилко определялось кругом художников, с которыми он принимал участие в самых значительных выставках своего времени. Это – Первая Государственная свободная выставка произведений искусств 1919 года в Петрограде, выставка- конкурс на тему «Великая Русская Революция» 1919 года в залах Академии художеств, 1-я выставка картин Общины художников 1921 года в Петрограде (вместе с О. Бразом, И. Бродским, В. Воиновым, К. Горбатовым, С. Коненковым, Б. Кустодиевым, Д. Митрохиным, С. Чехониным и др. ), выставка живописи и скульптуры в саду Народного дома в 1922 году (вместе с А. Гаушем, П. Наумовым, А. Рыловым, П. Филоновым, Р. Френцем и др. ), Международная книжная выставка 1922 года во Флоренции (среди участников Ю. Анненков, А. Бенуа, М. Бобышов, М. Добужинский, В. Конашевич, В. Лебедев, А. Остроумова-Лебедева, В. Ходасевич и др. ), знаменитая выставка картин петроградских художников всех направлений в 1923 году в Петрограде, выставка картин объединения художников-реалистов (ОХР) в Москве в 1927 году, выставка «Московские театры Октябрьского десятилетия(1917-1927) в 1928 году в Москве, выставка картин Общества им. А. И. Куинджи в Ленинграде в 1930 году и многие другие.
После революции в 1919 году Курилко сотрудничал с В. Татлиным и другими мастерами левых направлений в качестве члена московской Коллегии ИЗО Наркомпроса.
Среди заслуг Курилко перед отечественной культурой остается, прежде всего, заинтересованная, добросовестная передача знаний молодым художникам, отличавшаяся мудростью и энтузиазмом хранителя профессионального мастерства, которой он начал занимался с 1914 года. Поэтому его вклад в отечественное искусство в полной мере можно назвать культурообразующим. Показательно, что эта выставка происходит в выставочном зале Союза художников России, взявшего на себя инициативу по возвращению творческого наследия Мастера.
Выставка будет открыта с 17 марта по 1 апреля 2016 года