Учимся рисовать кошек читать ~20 мин.
Самая распространенная ошибка художников, только начинающих рисовать животных заключается в искажении пропорций между различными частями тела объекта рисования. Поэтому, работая с живой натурой, также как и отображая архитектурные сооружения, очень важно в первую очередь вымерить все части объекта с помощью карандаша.
Держите карандаш в вытянутой руке так, чтобы острие совпадало с верхом измеряемой части объекта, а ноготь большого пальца находился её нижнем уровне. Не отрывая пальца от карандаша, приблизьте его к бумаге и перенесите на нее результат.
Полезный способ при изображении кошек — узнать высоту кошачьей головы и использовать эту величину в качестве единицы измерения. Посчитайте, сколько таких «голов» умещается в кошачьем теле. У взрослых кошек и котят, это значение будет разное.
Ещё способ для проверки вашей точности — проведите вертикальную линию по середине листа. Она станет вертикальной осью кошачьего тела, а расположение остальных частей тела можно будет выверять по этой вертикали. Держа карандаш вертикально, вы поймете, где должны находиться по отношению к этой оси лапы и плечи котенка.
Перед тем, как приступить к рисованию кошек полезно ознакомиться с основными принципами их анатомии. У кошек две задних лапы, две передних, туловище, шея и голова. И, конечно, не надо забывать про хвост, отличительный признак большинства котят. Кошачьи лапы составляют примерно одну треть от длины тела. Обычно, кошка более высокая в бедрах, чем в плечах и высота тела кошки пропорциональна высоте её головы.
Выбираем ракурс
Если вы рисуете сидящую кошку спереди, представьте её голову в виде квадрата, а туловище в виде прямоугольника, пропорционального высоте головы. Уши тоже обязательно пропорциональны голове.
Используйте среднюю вертикаль, как главную ось и рисуйте все тело соответственно этой оси. Постарайтесь заметить все, что вы можете увидеть с этой точки. Обратите внимание на то, сколько лап сидячей кошки вы видите и как они расположены относительно оси. При изображении стоящей кошки, снова представьте её голову в виде квадрата. Туловище животного составляет примерно четыре длины головы, а хвост составляет две – две с половиной головы. Обратите внимание, что задние лапы намного длиннее передних, причем и те и другие короче, чем длина тела.
У маленького котенка голова намного крупней по отношению к туловищу, чем у взрослой кошки, шея короче, а уши кажутся довольно большими. Зато лапы короткие и широкие. Пропорции мордочки маленького котенка тоже не такие, как у кошки: глаза крупнее, а нос и пасть пропорционально меньше.
Придание рисунку объема
Чтобы правдиво изобразить кошку, вам надо придать рисунку объем. Для этого понаблюдайте, как на нее падает и отражается свет. Тело кошки разбивается на обширный диапазон тонов - от очень светлых до полутонов и очень темных, в результате чего огромное количество бликов и теней намечают выпуклые и вогнутые поверхности. Рассмотрите объект повнимательней и постарайтесь выяснить направление и силу света.
При сильном, прямом свете возникают резкие темные тени. Свет, льющийся с нескольких сторон, рождает более мягкие тени, приглушая выразительность объемной формы. Не старайтесь передать сразу все цвета. Начинайте с минимального количества тонов, например, с белого и нескольких оттенков серого. По мере практики вы научитесь использовать более широкий диапазон тонов, передавая все цветовые оттенки.
Наносить тени начинайте учиться с блоков. Первые эскизы выполняйте так, как будто животное сделано из картона, многочисленные плоскости которого повернуты к источнику света под разными углами. Используйте узкий диапазон тонов для изображения теней на всех плоскостях, повернутых от света, и ещё более темные тона понадобятся для таких мест, как брюхо, на которое падает тень с соседних участков тела животного.
Разбиваем сложную форму на ряд простых
Сначала, скорее всего вас испугает сложность кошачьего облика, невероятная пластика животного и характерность его движений. Это особенно касается попыток изобразить кошку в каком-нибудь необычном ракурсе. Однако тело животного, как и любой одушевленный или неодушевленный предмет вашего рисования, можно представить как сумму отдельных частей.
В каждой из таких частей, на которые вы мысленно разбиваете свой объек, постарайтесь увидеть простую и знакомую вам геометрическую форму — круг, квадрат, овал или треугольник. Благодаря этому вы сможете справиться даже с самой сложной позой кошки или другого животного.
Постоянно тренируйтесь в применении форм. Всегда выполняйте рисунок по этапам. Начните с грубого наброска, запечатлевшего основную форму и позу. Потом, поэтапно добавляйте все новые детали, начиная с глаз и мордочки, а затем переходите к проработке всего тела.
Упражняться в передаче позы и фигуры проще на короткошерстных кошках. А когда уже почувствуете себя уверенней, попытайтесь нарисовать длинношерстную кошку, вроде персидской, используя те же основные контуры. Разглядеть кошачью фигуру под пышной шубкой намного трудней, поэтому отталкивайтесь от приобретенного опыта в изображении короткошерстных собратьев.
Прорисовываем голову
Мордочки всех кошек состоят из глаз, ушей, носа, пасти, усов, причем, все соотношения длин между ними совершенно одинаковые (с небольшими изменениями, в зависимости от породы и возраста кошки). Если смотреть спереди, это соотношение длин можно передать, разделив мордочку несложным образом.
Нарисуйте центральную вертикальную линию, делящую мордочку пополам. Затем добавьте горизонтальные линии, проходящие через равные промежутки: кончики ушей, лоб, верх глаз, нос. Получается нечто вроде лестницы, у которой каждая ступенька расположена на равном расстоянии от соседних. Нанесите ещё две вертикальные линии, проходящие через внешние уголки глаз, а затем две диагонали, пересекающие эту центральную сетку и расходящиеся лучами от носа к самым краям мордочки. Эти соотношения всегда одинаковы.
Такую сетку можно использовать как базовую модель для всех фронтальных изображений кошачьей мордочки, независимо от небольших различий, которые существуют. Индивидуальные особенности животного вы сможете нанести потом, когда основные пропорции и формы будут определены.
Все черты мордочки кажутся неизменными, но, если смотреть на кошку под углом, то кажется, что они перемещаются. Например, на кошачьей мордочке, повернутой в три четверти, все главные черты видны в перспективе и более удаленный глаз, естественно, кажется меньше того, который ближе к вам. У кошки, повернутой в профиль, вы не видите всю мордочку, но вы всегда должны додумывать то, что не можете увидеть в данный момент, чтобы сохранить логику рисунка.
Научиться рисовать кошачью голову проще всего методом блоков. Представьте себе голову животного в виде плоскостей, расположенных под разным углом друг к другу. Параллельные плоскости всегда останутся параллельными, не зависимо от угла, под которым вы на них смотрите. Более близкие к вам черты покажутся укороченными – это тоже результат перспективы.
Чтобы не ошибиться, нанесите карандашом (едва заметно) вспомогательные линии в тех местах, где они вам нужны, — потом их всегда можно убрать. И постоянно во время работы уточняйте правильность пропорций между отдельными элементами мордочки. Прежде чем браться за изображение кошачьей морды, полезно запомнить следующие советы.
Во-первых, применяйте геометрические формы. Спереди кошачья мордочка кажется или круглой, или клинообразной. Глаза тоже круглые, а нос и уши треугольные.
Во-вторых, учитывайте симметрию. Мордочка кошки, как и наше собственное лицо, обладает почти полной симметрией. Важно помнить про нее, когда вы намечаете положение глаз, ушей и щек на таком рисунке, который не является прямым видом анфас.
В-третьих, используйте вспомогательную сетку. Наносите все линии мягким карандашом (ЗВ или 2В), чтобы они получились совсем слабыми и их потом можно было легко стереть или спрятать под другими деталями и штриховкой.
Начинайте рисунок с простого произвольного круга, разделенного на равные четверти вертикальной и горизонтальной линиями, проведёнными через центр. На перекрещивающихся линиях можно наметить положение глаз, носа и пасти. Помните о том, что глаза всегда кажутся расположенными на середине мордочки. Нарисуйте их на линии, проходящей через центр, первоначально в виде кругов, а затем добавьте диагональные линии, чтобы определить, где начинаются брови. Помните, что нос имеет форму треугольника и находится посредине между центром морды и подбородком. Пасть животного поместите приблизительно на середине между носом и подбородком. Напоминаем, это эти пропорции верны для большинства животных семейства кошачьих.
«Оживляем» рисунок, при помощи фактуры
Важнейший аспект при изображении кошек – создание реалистичной фактуры шерсти животного. К тому же это одна из самых интересных и приятных задач, поскольку огромное разнообразие типов кошачьей шерсти — длинной и короткой, мягкой и проволочной — создает возможности для эксперимента и поиска новых выразительных средств. Перед тем, как приступить к созданию фактуры, внимательно рассмотрите кошку, которую вы собираетесь рисовать.
Сумеете ли вы с первого взгляда определить, на что похожа шерсть кошки? Обратите также внимание, что у одной кошки сразу несколько разных типов фактуры: воротник может быть пышным, лапы достаточно оголенными, щеки, лоб и живот мягкими и пушистыми, глаза прозрачными и блестящими.
Различные типы фактур можно передать по-разному. Смажьте карандашную линию пальцем, создавая мягкий и нежный эффект, лишенный резкости. Возьмите гладкую или грубую бумагу, чтобы подчеркнуть специфику фактуры шерсти, например, лоснящуюся гладкость сиамской кошки, чью шерсть можно подчеркнуть, смазывая линий пальцем и выявляя, таким образом, фактуру бумаги. Передавая длинношерстную фактуру, обязательно наносите штрихи по направлению роста волосков кошачьей шерсти.
Обратите внимание, что волоски не всегда лежат в одном и том же направлении: шерсть на мордочке кошки расходится от носа во все стороны, так же как и на груди. Фактура вашего рисунка не обязательно должна точно передавать фактуру животного.
Для создания интересного и неожиданного эффекта вы можете сами придумать необычную фактуру, к примеру, положив лист бумаги на какую-нибудь неровную поверхность — вроде наждачной бумаги или деревянной доски, — а затем осторожно потерев бумагу обратным кончиком карандаша. Грубая фактура оживит ваш рисунок, главное - не перестарайтесь, а то повредите бумагу. Обязательно экспериментируйте и ищите разные способы передачи фактуры.
Рисунок на мехе
Разные породы кошек можно отличить по рисунку на шкурке и типу самой шерсти. Разница бывает весьма значительная — коренастая длинношерстная представительница персидской породы резко отличается от стройной короткошерстной сиамской кошки. У некоторых животных волосяной покров состоит и из коротких и из длинных шерстинок.
Помимо длины шерсти, кошки отличаются по окрасу и рисунку на шкурке. Их цветовой диапазон очень широк — от лилового, серого и голубого, до кремового, оранжевого, красного, шоколадного и черного с огромным множеством промежуточных оттенков и полутонов.
Изображать кошек очень занятно, ведь они бывают очень разные: с четкими или расплывчатыми пятнами, мелкими или крупными полосками, даже так называемого черепахового окраса — сочетание черного, белого и оранжевого. Внимательно присматривайтесь к рисунку на шкуре — часто он покрывает не все тело кошки, а только его часть, тогда как другая часть может быть однотонной или иметь отличный рисунок.
Хорошо экспериментировать с фактурой и цветом шерсти кошки, нарисовав кошачий силуэт и сделав его несколько копий. Затем изобразите на нём различные полоски и отметины, длинную или короткую шерсть и сравните полученный визуальный эффект.
Добавим немного эмоций
Сложнее всего уловить выражение кошачьей мордочки. А ведь у каждой особи не только свои неповторимые черты, но и индивидуальное выражение. У некоторых кошек взгляд настороженный, или испуганный, другие смотрят на мир с любопытством, третьи имеют необычный окрас «бровей», придающий им смешное или строгое выражение. Поэтому, справиться с этой нелегкой задачей можно лишь с помощью быстрых зарисовок всех выражений на мордочке кошки, какие только вы сможете заметить.
Постарайтесь уловить кошачьи эмоции и обращайте внимание, как при этом изменяется мордочка животного. Даже в мимолетных набросках можно многое рассказать о характере кошки. Уделяйте большое внимание форме глаз, ушей и пасти.
Часто перемены настроений животного очень тонкие. Так, если кошка слегка наклонила голову, это может говорить о её неуверенности или задумчивости: она пока не знает, кто этот новый человек — друг или враг. Опущенная вниз голова в сочетании с полузакрытыми глазами может быть признаком удовольствия от ласки или сытости. У кошек и маленьких котят разная мимика. Котенок чаще смотрит на окружающий мир с глуповатым любопытством, тогда как у взрослых кошек мордочка более мудрая и очень сдержанная. Эту разницу можно заметить и у крупных диких представителей семейства кошачьих.
Создание набросков
Живые кошки — непоседливые натурщицы, они все время меняют позу, если только не спят. Так что вам, скорее всего не удастся за один раз выполнить подробный рисунок, запасайтесь терпением и постоянно практикуйтесь. Только большая практика позволит вам со временем быстро и точно изображать этих пластичных животных.
Довольно удобно упражняться в изображении кошек в небольшом блокноте. И не переживайте, если его листы будут заполнены незаконченными зарисовками; вы всегда сможете к ним вернуться, если появится желание. Рисуйте кошку с разных точек, чтобы лучше понять, как движется её тело и как работают мышцы.
Главное, на этом этапе - не завязнуть в изображении второстепенных деталей, лучше добавить их позже. Постарайтесь сосредоточиться на одном выборочном аспекте кошки: её форме, шерсти, движениях или мимике.
Учтите, что вам придется делать много очень быстрых зарисовок, чтобы успеть передать форму и энергию кошки, пока она не сменила позу. Всегда держите при себе блокнот, пополняя запас разнообразных кошачьих образов.
Позже, на основании нескольких зарисовок вы сможете выполнить один качественный рисунок. Правда, зарисовку тоже иногда приходится делать в несколько последовательных этапов. Начинайте с самой основной формы, стараясь изобразить как можно больше, пока кошка не начала вновь двигаться. Затем можно добавить что-то по памяти, проработать отдельную позу и наметить конкретные детали, например выражение мордочки. Можете сразу нарисовать несколько кошек, пользуясь эскизами из своего блокнота. Разместите их максимально естественно, создавая впечатление, как будто вы рисовали их всех в одно и то же время.
Компоновка фигуры
Мы подошли важнейшему аспекту изобразительного искусства – построению композиции. Композиция — это размещение и группировка отдельных элементов на поверхности рисунка. Как построить свой рисунок вы решаете сами, и он не обязательно должен в точности отражать то, что вы видите. Делая рисунок, как и в случае с фотографией, вы выбираете одну композицию из множества вариантов.
При выборе объекта изображения думайте о том, какое именно впечатление вы хотите произвести своим рисунком. Кошку можно изобразить одну или в группе. А может, вам захочется для выразительности нарисовать её не целиком, а одну только голову, но зато передав при этом её выражение и индивидуальный характер.
Чтобы облегчить свою задачу, воспользуйтесь методом рамки: из куска картона или плотной бумаги вырежьте две угловых фигуры, составьте из них рамку и наведите её на предмет и его различные части. Перемещайте рамку, меняйте её размер и форму от квадрата до прямоугольника, пока не найдете тот вид, который будет смотреться наиболее эффектно.
Профессиональные художники часто делают такую рамку руками, составляя её из двух ладоней, с перпендикулярно отогнутыми большими пальцами. Обязательно учитывайте равновесие элементов вашего рисунка. Изображая группу кошек, расположите животных так, чтобы улучшить общие контуры вашей композиции. Тщательно продумайте точку фокусировки внимания зрителя.
Маленькие хитрости
Быть может, вы захотите сначала сделать черновой эскиз и рассчитать, как лучше расположить объект изображения. После этого набросайте на поверхности бумаги сетку из чуть заметных карандашных линий. С помощью этой сетки вы точно перенесете на окончательный рисунок отдельные элементы своих набросков, сохраняя все запланированные пропорции и четкое композиционное равновесие.
Если взять в качестве справочного материала фотографии, вы получите обширный доступ к объекту изображения, так как не все животные, которых вам хочется изобразить, смогут или захотят вам позировать.
Используйте фотографии из журналов, книг и семейных альбомов. Главное, помните, что рисунок по фотографии вовсе не означает точное копирование.
В конечном итоге, вы можете и должны улучшить на своем рисунке то, что видите на фотографии, подчеркивая определенные выразительные аспекты — такие, как полоски на шкурке или мимика мордочки. Не забывайте о том, что вы рисуете цельные, округлые предметы, а не простые плоские поверхности, и старайтесь внести в свою работу живость, которой, возможно, нет на фотографии, послужившей вам оригиналом.
Рисование по фотографии - хорошее упражнение, помогающее справляться с довольно трудными задачами. Благодаря этому вы научитесь точнее передавать кошачью мимику и пластику, выполняя рисунки с натуры.
Внесите разнообразие
Домашние кошки делятся на длинношерстных и короткошерстных, но внутри этих двух групп существует множество пород, а у каждой породы есть свои разновидности. Хотя большинство кошек выглядят в основном похоже и у них достаточно общих черт, например, любопытство или независимость, все они обнаруживают различия в облике и манере себя вести.
Например, персидские кошки коренасты и плотно сложены, они добрые и контактные. Короткошерстные кошки из Северной Америки спокойны и выносливы, а у абиссинских кошечек очень тонкие кости скелета и довольно необычный, живой взгляд. Интересуйтесь всеми породами и типами кошек. Вскоре вы сможете легко улавливать между ними разницу, благодаря чему ваши рисунки станут более точными и естественными.
Разнообразные дикие кошки отличаются ещё более обширным диапазоном видов, чем домашние. Как правило, их делят на крупных, например, лев, ягуар, леопард и тигр, и мелких кошек (рысь, пума), при этом гепард образует собственную группу.
У каких то видов, скажем у льва, крепкий и тяжелый скелет, у других – совсем мелкий. Так, оцелот всего лишь в два раза крупней обычной домашней кошки.
У диких кошек, как и у домашних, на шкуре можно увидеть множество разнообразных рисунков: мелкие и крупные пятна, полосы или даже, как у ягуара, большие розетки. Обычно, рисунком покрыто не все тело животного. Кроме того, в природе не бывает двух диких кошек с одинаковым рисунком на шкуре. Перелистайте журналы о природе, там вы найдете изображения диких кошек, или же ступайте в зоопарк и нарисуйте их в движении, если получится.
Основные позы
Две трети своей жизни кошки спят, и вам рано или поздно захочется нарисовать и спящую кошку. К тому же это прекрасная возможность для отработки навыков рисования кошачьей фигуры, поскольку животное наверняка полежит неподвижно хотя бы некоторое время. Впрочем, у вас не всегда найдется время для подробных экспериментов. Обычно кошки дремлют несколько раз в день совсем понемногу, поэтому и здесь важно успеть сделать быстрые наброски, пока она не изменила позу.
Главная трудность в изображении спящих кошек состоит в том, что они часто сворачиваются уютным клубком и становятся похожи на бесформенный комок меха. Вспоминайте о том, что вы знаете о строении кошки, даже ест в этот момент ничего конкретного не видно. Осуществляя переход от изображения спящих к рисованию движущихся кошек весьма тяжело. Облегчить задачу можно, делая наброски кошек, которые умываются или едят, то есть выполняют неспешные и многократно повторяющиеся движения. Их легче изобразить, при этом линии вашего рисунка обретут необходимую динамику.
Движение и пластика
Всегда приятно смотреть, как кошки движутся. Однако точно передать их грациозность, проявляющуюся даже в самых резких прыжках, очень трудно. Постарайтесь понять, как именно работает тело животного в данный момент.
Понаблюдайте за тем, как кошка идет, как и в какой последовательности ставит лапы. Тогда ваши рисунки станут более реальными и убедительными. Кошки движутся различным образом: они подкрадываются, прыгают, пятятся, бегают и просто ходят. Вот что полезно запомнить - при ходьбе кошка движется так: правая задняя нога, правая передняя нога, левая задняя нога, левая передняя нога и далее в той же последовательности. И у идущей и у бегущей кошки две лапы всегда твердо опираются о землю. Даже при прыжке кошки часто четко стоят задними лапами на земле. Кошачий след на снегу выглядит почти как прямая линия, так как это животное аккуратно ставит одну лапу впереди другой. Запечатлеть последовательность - один из способов передачи движения.
Создав серию рисунков, последовательно демонстрирующих поступь кошки шаг за шагом, вы навсегда запомните принцип работы её тела, а значит, сможете легко изображать её в самые разные моменты жизни.
Но создание такой серии потребует точности и быстроты – вам придется очень быстро делать наброски, лишь мельком намечая положение каждой части её тела. Времени на завершение этих эскизов и дополнение их деталями у вас не будет. Вместо этого уделяйте основное внимание передаче формы и самой сути движения. Фактуру и светотень вы добавите позже.
Влияние окружения
Хороший способ для передачи зрителю дополнительной информации - изображение кошек в определенной обстановке. Помещая животное в соответствующий контекст, вы можете описать её привычки или просто её поведение.
Например, некоторые представители семейства кошачьих хорошо чувствуют себя только дома, другие - охотно бродят по саду или прилегающим территориям. Кошки очень независимые существа. Днем они много времени проводят в одиночестве, лежат где-нибудь на солнышке или гордо наблюдают за происходящим на улице из своего облюбованного окна.
Однако по ночам кошки, гуляющие на улице, часто собираются группами. Но даже тогда они остаются верны своей тяге к персональному пространству — у каждой есть своя особая территория. Понаблюдав за этими животными в их естественной обстановке, вы обязательно заметите их самые характерные особенности.
У кошек гибкий скелет, позволяющий им в случае опасности протиснуться даже в очень узкую щель. Хвосты кошек играют роль балансировочного шеста, позволяя им гулять на большой высоте даже по очень узкой дорожке. Возможно, вам захочется нарисовать уютную корзинку или другую кошачью постель, чтобы сделать изображение спящей кошки более интересным.
Другие предметы, которые органично дополнят изображение вашей домашней кошки: столбик, о который она точит коготки, её любимый солнечный подоконник или уютный уголок, облюбованный ей для сна. Изображая кошку в привычной обстановке, выстраивайте её окружение точно так же, как вы «строите» саму кошку.
Начинайте с простых форм и постепенно детализируйте их, причем одновременно и саму кошку, и все, что её окружает, чтобы наглядно видеть пропорции между ними. Прямые штрихи длинного меха персидского котенка составят приятный контраст с цветочным узором на стеганой подстилке. Нет необходимости досконально прорисовывать детали до последнего волоска или лепестка цветочка, часто достаточно лишь слегка наметить узор - так вы убережете свой рисунок от перегруженности и сможете правильно расставить нужные вам акценты.
- Сказки на лесной полянке. Детский спектакль (от 3-х лет)
- Прогулки по городу
- Детский мюзикл «Брысь! или Истории кота Филофея!»
- КУКОЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ (3+). РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА
- Выставка московских художников в галерее Agora Gallery
- «Театр кошек» Юрия Куклачёва отметил новоселье после капитального ремонта
- Первый журнал комиксов про Бэтмена продан за $850,000
- Андрей Смирнов «Тень белой розы»