Пьер Огюст Ренуар Renoir, Pierre-Auguste (1841-1919)
1841,1919Однажды Огюст Ренуар сравнил себя с пробкой, которую несет по волнам. Именно так он ощущал себя во время создания очередного произведения. С манящей страстью и нежностью он полностью отдавался бушующим «волнам», которые несли его по незыблемым просторам художественного мира.
Картины Пьера Огюста Ренуара в других альбомах
Биография Пьера Огюста Ренуара
Боль проходит, а красота остаётся
В заголовке выписаны слова великого французского художника Пьера Огюста Ренуара. Это ещё один последователь направления импрессионистов, правда, в этом направлении он писал совсем не долго. Но и этого хватило, чтобы вписать его в анналы великих французов. Он потрясающий художник, с великолепным ощущением пространства, света и цвета, что не маловажно для любого художника. Кроме того, он был графиком и скульптором. И так же, как и все, работал не покладая рук, его наследство огромно. Но вот как он работал? Про это и стоит рассказать.
Вообще-то Ренуару с детства прочили славу отличного певца, у него был превосходный голос. Но Огюст петь то пел, но всё же больше его притягивало к себе умение рисовать. И вот чтобы помочь своей семье он устраивается в мастерскую для раскраски фарфоровых тарелок, а вот по вечерам он обязательно посещал школу живописи. Потом он стал расти и, подрастая, всё больше прославлялся на линии творчества. Став взрослым он женился, появились дети. Его творчество оценивалось вполне хорошо, да и работалось постоянно. Но вся эта идиллия была перечёркнута одним падением с велосипеда. Упав с него Огюст сломал себе правую руку. Казалось бы, обычная травма при падении, но именно она послужила толчком для возникновения более страшной болезни – ревматизм. И ему стало практически уже не до творчества. так казалось многим, но не ему самому. Превозмогая боль он продолжал работать над полотнами. В Париже он уже не жил, его семья переехала в провинцию, и он стал работать там. Но вскоре случилось ещё более страшное – припадок паралича. И вот теперь если раньше он еле – еле ходил, то теперь он просто напросто был прикован к креслу или к постеле.
Его искусство давно уже расписано всеми известными критиками и искусствоведами. И условно его творчество поделено на три периода: энгровский («кислый», так его назвал сам художник), перламутровый (в этот период он писал полотна под впечатлением Веласкеса, Рембрандта и Вермеера; этот период отличался переливчатыми красками) и наконец, красный период (почти все полотна этого периода – красного или розового оттенка). Что самое интересное, что все полотна, написанные в эти три периода совершенно разного жанра, реально разного и потому постоянно вызывает интерес.
Анри Матисс, знаменитый французский художник был сильно дружен с Ренуаром и посещал его практически каждый день. Каждый день он видел как превозмогая боль Огюст писал свои полотна. Он практически постоянно морщился от боли и даже плакал, но всё же рисовал. Пока он ещё мог ходить, и был в более-менее нормальном состоянии его успели наградить Орденом Почётного Легиона, это высшая награда французского государства. Но сейчас он не был в состоянии хорошо держать в руках кисть и всё же творил. Слова в заголовке были сказаны в ответ на вопрос Матисса: «Зачем тебе всё это? Оставь творчество, тебе же тяжело». Ренуар по-другому то ответить не мог. Каждое утро сиделка вкладывала ему в застывшие руки кисть и придвигала его к полотну, и он рисовал. Для многих – это подвиг, кому то это кажется показухой, а вот для Ренуара это был способ выживать или точнее жить. Картина «Зонтики», которую он создал в 1917 году, была удостоена чести своего появления в Лувре. И художник смог это увидеть, тогда он ещё ходил. Но умер великий художник вовсе не от ревматизма, а от воспаления лёгких, которое он случайно подхватил.
За достаточно большую жизнь он успел сотворить большое количество полотен, скульптур. И это всё теперь выставлено не только в Лувре, но и в других не менее знаменитых музеях мира.
Алексей Васин
КОММЕНТАРИИ: 64 Ответы
Ренуар, Ренуар! Тебя носило как пробку по волнам океана искусства!
Пришёл сюда после просмотра фильма "Ренуар" 2012 года. Ну что могу сказать, фильм может и не плохой, но атмосфера в фильме совершенно не вяжется с его картинами. Там именно картины обошли немного стороной, не стали излишне уточнять, в результате что получилось – глядя на картины это совсем другой человек.
Один из пятерых сыновей бедного портного Леонара Ренаура, Пьер Огюст Ренуар появился на свет 25 февраля 1841 года в Лиможе. Через три года семья переехала в Париж. Обнаруживая у Огюста наклонности к рисованию, отец в 13 лет устроил его на фабрику фарфора. Мальчик настолько хорошо расписывал тарелки и чашки, что его прозвали господином Рубенсом. Впоследствии создавая картины, Ренуар применял навыки, приобретенные за четыре года работы на фабрике и потому его полотна порой производят впечатление сияющей фарфоровой глади. Когда с появлением машин необходимость в ручной росписи отпала, Огюст подрядился раскрашивать веера, а затем шторы, пока не накопил деньги на учебу.
В 21 год Ренуар поступил в школу изящных искусств. Он уже тогда для себя решил, что нельзя стать хорошим художником, не овладев всеми правилами и приемами этого ремесла. Он усердно занимался, не участвуя ни в каких шалостях учеников, на всем экономил, поскольку сам платил за свое образование, не стыдился поднимать тюбики с остатками краски, выброшенные другими учениками. Когда сбережения иссякли, Огюст стал писать портреты на заказ и снова с удовольствием раскрашивал тарелки и шторы. «Заниматься росписью для меня ни с чем несравнимое наслаждение» – говорил он.
В школе Ренуар познакомился и на всю жизнь подружился с Клодом Моне. Оба долгое время испытывавшие нужду, они поддерживали друг друга на протяжении всей жизни. Начиная со студенческих лет, Ренуар и Моне часто писали картины на одни и те же сюжеты, в одном и том же стиле. Затем вместе проповедовали импрессионизм – новое направление, предполагавшее работу на открытом воздухе, создание картины за один сеанс под впечатлением от увиденного, отвергавшего черные линии и черные краски. Публика не приняла новую живопись, она её не понимала и не покупала. Ренуар, как и его собратья, еле сводил концы с концами.
Его финансовые дела стали только налаживаться, когда живописцу было уже далеко за тридцать. У него появилось несколько состоятельных почитателей, среди них Маргарита Шарпантье, жена парижского издателя, которая сама заказывала у художника портреты и рекомендовала его друзьям. В это время Огюст часто бывал в танцевальном зале на Монмартре, который недавно был пригородом Парижа и все еще сохранял деревенский дух. Здесь художник подыскивал натурщиц. Чтобы заинтересовать девушек Ренуар купил несколько модных соломенных шляп и стал раздавать их. По Монмартру поползли слухи о богатом художнике и матери стали сами приводить в мастерскую Огюста своих дочерей, расхваливая их достоинства. Ренуар был неравнодушен женской красоте, но любви предпочитал живопись. Актриса Жанна Сомари, которая была влюблена в художника, говорила о нем: «Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых он пишет, через прикосновение кисти». За свою жизнь он создал сотни женских портретов, часто писал обнаженную натуру и при этом со всеми натурщицами сохранял исключительно дружеские или творческие отношения.
Все же в 39 лет он встретил девушку, которую не смог забыть, как ни старался. В надежде обрести покой Ренуар даже отправился в путешествие по Италии и Алжиру. Вернувшись спустя несколько месяцев, живописец предложил Алине Шериго, которая была младше его на 18 лет, стать его женой. Она подарила художнику троих сыновей, а вместе с ними неиссякаемый источник вдохновения. После итальянского путешествия и посещения музеев Ренуар проникся, как он сам говорил, ненавистью к импрессионизму. Он стал помногу рисовать, стараясь максимально точно передать форму, стал больше внимания уделять композиции, его палитра потемнела. Художника одолевали сомнения, знает ли он свое ремесло, тем ли он занимается. Ренуар уничтожил несколько старых полотен, а, работая над новыми, каждый раз пробует новую манеру. Его обвиняли в том, что он мечется от одного стиля к другому, а художник и не спорил. Он сам всегда сравнивал себя с поплавком, который плывет по течению. Глядя на последние работы Ренуара, трудно себе представить, что их писал практически парализованный человек. Ревматизм, первые признаки которого появились еще в молодости, в конце концов приковал художника к креслу, изуродовал его руки. Он не мог самостоятельно брать кисть, ему просовывали её между указательным и большим пальцами.
Приходивших справиться о его здоровье друзей Ренуар поражал неизменной жизнерадостностью. «В общем, я счастливчик, потому что могу писать» – говорил он. Даже в свои последние часы художник в бреду просил дать ему палитру.
Скончался Пьер Огюст Ренуар 2 декабря 1919 года на 78-ом году жизни. Никогда не думавший о себе, что он великий художник, он однажды сказал: «Мне кажется, что я заслужил капельку успеха, потому что много работал». Ненавидевший слово мыслитель, он признавался: «Я предпочту красивую тарелку, расписанную тремя простыми красками, чем километры нудной живописи». Никогда не стремившийся раскрывать души своих моделей, Ренуар говорил: «Я всегда старался писать людей, точно прекрасные плоды».
Комментирование недоступно Почему?