Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова) Boehm (Endaurova), Elizabeth Merkuryevna (1843-1914)
1843,1914Силуэты и прочее, Елизавета Бём (Эндаурова)
Наверное, не многие интересуются тем, что было до революции 1917 года, то есть в, то время когда ещё была царская Россия. А зря! Там можно многое, что интересного обнаружить. Например, такую мелочь, как кажется, как иллюстрации к книжкам или же простые бумажные открытки, каких было множество. Люди иногда забывают о той красоте, что была когда-то и поражала воображения. А ведь иллюстрации Елизаветы Бём ещё долго красовались на прилавках, уже даже при советской власти. А потом вдруг раз и исчезли. Хотя сама она и не дожила до революции, ушла из жизни в 1914 году, но зато после себя оставила такие раритеты, которые в оригинале нынче стоят бешеных денег.
И это не только силуэты, модное увлечение 18-19 веков, это иллюстрации к книгам великих авторов и конечно же знаменитая «Азбука». Яркая, красочная, да такую азбуку страшно было и детям давать. Настолько она была просто приятна на вид.
А какие художница делала иллюстрации к энциклопедиям. Найдите раритетное издание «Энциклопедий» конца позапрошлого века и почти уверен там будут отличного качества иллюстрации Елизаветы Бём. Особенно она любила рисовать растения и грибы. Когда видишь их – так и хочется потрогать, сорвать. Настолько реалистично получалось у неё изобразить растения и животных, что казалось, что это не рисунок вовсе, а фотография. С такой фотографической точностью она передавала изображение.
А проживала эта великолепная художница в Ярославской области и именно в своём имении создавала свои шедевры. Да, да, она была из высших слоёв, если можно это так назвать. Просто рисование было её увлечением, и она с удовольствием этим занималась. Работы Бём были продемонстрированы на Первых международных выставках в Европе, да и в России её ценили. Особенно тогда, когда её уже не стало, когда не стало и империи. Те, кто успел переселиться в Европу, с удовольствием приобретали потом её работы. Это была своего рода ностальгия.
Между прочим, её работы, а это: наборы открыток для детей, «Азбука» и просто иллюстрации к книгам Толстого и Тургенева, – печатались в очень малом тираже, примерно около 3000 экземпляров. Она сотрудничала и с детскими журналами, вот потому у неё в основном на картинках нарисованы дети. Правда в весьма фривольными текстами. Самое интересное, что на сегодня её рисунки приняли бы как за пропаганду алкоголя среди несовершеннолетних и наверняка запретили к печатанию. Хотя тогда это как раз можно было, и напечатать и смотрелось даже забавно.
Она работала в технике «силуэты». Это довольно сложная и кропотливая работа с ножницами и бумагой. И главное, нужен зоркий глаз художника и до поры до времени у неё это получалось, но вскоре, примерно в 1880-х годах она начала стремительно терять зрение и, увы, ей пришлось перестать использовать эту технику. Хотя она была признанным гением в этом направлении.
Простой Карандаш
КОММЕНТАРИИ: 55 Ответы
Чудно! Необыкновенно! Как будто в детстве побывала, когда читала сказки.
После выставки в Третьяковке зашла на сайт Бём – очаровательные рисунки, в духе своего времени. Жаль Алиску, Аню, Ольку и др., не способных понять прелесть этих работ, к тому же полуграмотных – слово "рассказ" пишется с двумя с! Читали бы лучше, чем всякие гадости писать, грамотеи!
Спасибо! Замечательно! Однако, два из четырех предпоследних рисунка ("Я нарву Вам букет к именинам... " и "Я обеими буду руками... ") не Е. М. Бем, а ее младшей сестры Любови Меркурьевны Эндауровой... Также, возможно, и несколько первых: брусника, одуванчик, грибы....
Такая коллекция только украшение! Спасибо ))) Давно мечтал увидеть работы которым уже более ста лет) Не все понимают ценность этих работ, жаль! Но то что делала эта женщина, стоит одних восхищений )))
Собственно, ничего загадочного в ней нет. Фраза описывает субъективные ощущения, пропускающего подряд несколько рюмок горячительного. Народная пословица. Один из полных вариантов – "первая чарка коломъ, вторая соколомъ, а третью и самъ позовешь" или "первая рюмка колом, вторая соколом, а остальные мелкими пташками". Если говорить о морально-этической стороне, то это, извините, для каждого времени свои нормы. Елизавета Бём, например, скромно стоит в сторонке на фоне отдельных гравюр Хокусая 19 века.
Комментирование недоступно Почему?