Gallerix Logo

Галерея Буонарроти, Микеланджело Изображений: 96

Микеланджело Буонарроти (1475-1564)

Buonarroti, Michelangelo

↓ Список

Высокое Возрождение, или Чинквеченто, которое дало человечеству таких великих мастеров как Донато Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Джорджоне, Тициан, охватывает сравнительно короткий период – от конца ХV до конца второго десятилетия ХVI в. ... Далее ↓

Тондо Дони, Микеланджело Буонарроти
Тондо Дони
Обращение святого Павла, Микеланджело Буонарроти
Обращение святого Павла
Тондо Дони , Микеланджело Буонарроти
Тондо Дони
Распятие святого Петра, Микеланджело Буонарроти
Распятие святого Петра
Манчестерская Мадонна, Микеланджело Буонарроти
Манчестерская Мадонна
Положение во гроб, Микеланджело Буонарроти
Положение во гроб
Мучения святого Антония , Микеланджело Буонарроти
Мучения святого Антония

Фрески в Сикстинской капелле (1508-1512)

В 1508 году, когда Микеланджело Буонарроти приступил к реставрации росписей Сикстинской капеллы и нанесению новых фресок, ему было 33 года. Возраст Христа… Мастеру предстояло овладеть новой для него техникой, ведь славился он как умелый зодчий, и разработать «летящие леса», чтобы под крышей капеллы кипела работа, а внизу не прерывалось богослужение. В результате трудов четырёх лет по сей день своды памятника архитектуры украшают фрески Микеланджело. Чтобы потолок капеллы огромной площади не создавал гнетущего настроения, Буонарроти искусно разделил его на 47 составляющих и заключил миниатюры в рамки из тавертина.

Общий вид потолка Сикстинской капеллы , Микеланджело Буонарроти
Общий вид потолка Сикстинской капеллы
Общий вид потолка Сикстинской капеллы , Микеланджело Буонарроти
Общий вид потолка Сикстинской капеллы
Путто, Микеланджело Буонарроти
Путто
Путти, Микеланджело Буонарроти
Путти
Медальон - Разрушение статуи Ваала, Микеланджело Буонарроти
Медальон - Разрушение статуи Ваала
Схема потолочной фрески Сикстинской капеллы, Микеланджело Буонарроти
Схема потолочной фрески Сикстинской капеллы
Схема потолочной фрески Сикстинской капеллы, Микеланджело Буонарроти
Схема потолочной фрески Сикстинской капеллы

Девять сцен из Книги Бытия

В Сикстинской капелле итальянский мастер Микеланджело Буонарроти создал 9 сцен, описанных в первой книге Библии – в Книге Бытия. Все картины тематически разделены на три сюжетные линии, в каждой из которых по три фрески: сотворение Мира Богом, создание прародителей рода человеческого – первого мужчины Адама и первой женщины Евы, жизнь Ноя и испытания человечества. Первая группа строится на сюжетах мироздания: свет отделяется от тьмы, появляются светила и растения, создаётся твердь. Вторая сюжетная линия предстаёт в виде картин, посвящённых сотворению мужчины и женщины, их согрешению и изгнанию за проступок из рая. В третьей триаде предстают сцены жертвоприношения, опьянения Ноя, Всемирного потопа.

Сотворение Адама , Микеланджело Буонарроти
Сотворение Адама
Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти
Сотворение Адама
Сотворение Адама , Микеланджело Буонарроти
Сотворение Адама
Опьянение Ноя, Микеланджело Буонарроти
Опьянение Ноя
Всемирный потоп , Микеланджело Буонарроти
Всемирный потоп
Сотворение Евы , Микеланджело Буонарроти
Сотворение Евы
Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти
Сотворение Адама
Сотворение солнца и луны , Микеланджело Буонарроти
Сотворение солнца и луны
Грехопадение и Изгнание из рая, Микеланджело Буонарроти
Грехопадение и Изгнание из рая
Жертвоприношение Ноя, Микеланджело Буонарроти
Жертвоприношение Ноя
Сотворение солнца и луны , Микеланджело Буонарроти
Сотворение солнца и луны
Сотворение Евы , Микеланджело Буонарроти
Сотворение Евы
Грехопадение и Изгнание из рая , Микеланджело Буонарроти
Грехопадение и Изгнание из рая
Всемирный потоп , Микеланджело Буонарроти
Всемирный потоп
Отделение земли от вод, Микеланджело Буонарроти
Отделение земли от вод
Отделение света от тьмы, Микеланджело Буонарроти
Отделение света от тьмы
Сотворение Адама , Микеланджело Буонарроти
Сотворение Адама
Опьянение Ноя , Микеланджело Буонарроти
Опьянение Ноя
Отделение света от тьмы , Микеланджело Буонарроти
Отделение света от тьмы

Пророки и сивиллы

Своды и торцы капеллы украшены двенадцатью фигурами творчества Микеланджело. Это изображения семи пророков (четырёх Главных Пророков, трёх – Малых) и пяти сивилл (предсказательниц). Они олицетворяют собой будущее Спасение человечества независимо от вероисповедания, положения в обществе и толщины кошелька отдельно взятого человека. Первые выступают как представители христианства, вторые – язычества. Пророкам и сивиллам суждено было предсказать рождение Иисуса Христа. Имя каждого персонажа высечено на табличках.

Дельфийская Сивилла, Микеланджело Буонарроти
Дельфийская Сивилла
Ливийская сивилла, Микеланджело Буонарроти
Ливийская сивилла
Иезекииль, Микеланджело Буонарроти
Иезекииль
Иона, Микеланджело Буонарроти
Иона
Кумская сивилла, Микеланджело Буонарроти
Кумская сивилла
Иоиль, Микеланджело Буонарроти
Иоиль
Иеремия, Микеланджело Буонарроти
Иеремия
Захария, Микеланджело Буонарроти
Захария
Даниил, Микеланджело Буонарроти
Даниил
Исайя, Микеланджело Буонарроти
Исайя
Эритрейская сивилла, Микеланджело Буонарроти
Эритрейская сивилла
Персидская сивилла, Микеланджело Буонарроти
Персидская сивилла

Предки Христа и распалубки сводов с четырьмя библейскими сценами

На четырёх угловых распалубках капеллы Микеланджело изобразил четыре эпизода, объединённые одной темой: чудесное спасение израильтян («Давид и Голиаф» (противоборство юного героя Давида с великаном Голиафом), «Юдифь и Олоферн» (молодая вдова Юдифь спасает свой народ, обезглавив военачальника Олоферна), «Распятие Амана» (Аман планировал погубить иудейский народ, но его замыслы были вскрыты), «Медный змий» (Моисей спасает евреев от ядовитых змей, которых Бог послал им за роптание и утрату веры после 40 лет кочевания по Аравии). Фрески «Предков Христа» Микеланджело размещает в треугольных распалубках. Они символизируют непрерывную последовательность поколений.

Давид и Голиаф, Микеланджело Буонарроти
Давид и Голиаф
Юдифь и Олоферн , Микеланджело Буонарроти
Юдифь и Олоферн
Медный змий, Микеланджело Буонарроти
Медный змий
Зоровавель со своими родителями и братом, Микеланджело Буонарроти
Зоровавель со своими родителями и братом
Семья Иехонии с его сыном Салафиилем, Микеланджело Буонарроти
Семья Иехонии с его сыном Салафиилем
Юдифь и Олоферн, Микеланджело Буонарроти
Юдифь и Олоферн
Езекия с матерью и отцом Ахазом, Микеланджело Буонарроти
Езекия с матерью и отцом Ахазом
Салмон с родителями, Микеланджело Буонарроти
Салмон с родителями
Соломон с родителями, Микеланджело Буонарроти
Соломон с родителями
Аса с родителями, Микеланджело Буонарроти
Аса с родителями
Озия, его мать, отец Амасия и один из братьев, Микеланджело Буонарроти
Озия, его мать, отец Амасия и один из братьев
Наказание Амана, Микеланджело Буонарроти
Наказание Амана
Иессей с родителями, Микеланджело Буонарроти
Иессей с родителями

Люнеты с генеалогией Иисуса Христа

Генеалогия Иисуса Христа насчитывает 40 поколений. Микеланджело Буонарроти изобразил образы предков Христа в люнетах полными таинственного ожидания. Фигуры мрачные, семьи выглядят разобщёнными. Они олицетворяют ужас и безнадёжность бытия до появления Иисуса Христа. Всего в Сикстинской капелле за время работы Микеланджело создал 14 люнетов. Считается, что первоначально были изображены две семьи. Над их созданием мастер работал наиболее детально, прорисовав каждую линию, внимательно подбирая цвета.

Азор - Садок, Микеланджело Буонарроти
Азор - Садок
Иессей - Давид - Соломон, Микеланджело Буонарроти
Иессей - Давид - Соломон
Аминадав, Микеланджело Буонарроти
Аминадав
Аса - Иосафат - Иорам, Микеланджело Буонарроти
Аса - Иосафат - Иорам
Елеазар - Матфан, Микеланджело Буонарроти
Елеазар - Матфан
Ровоам - Авия, Микеланджело Буонарроти
Ровоам - Авия
Салмон - Боаз - Авид, Микеланджело Буонарроти
Салмон - Боаз - Авид
Езекия - Манассия - Амон, Микеланджело Буонарроти
Езекия - Манассия - Амон
Иосия - Иехония - Салафииль, Микеланджело Буонарроти
Иосия - Иехония - Салафииль
Зоровавель - Авиуд - Елиаким, Микеланджело Буонарроти
Зоровавель - Авиуд - Елиаким
Ахим - Елиуд, Микеланджело Буонарроти
Ахим - Елиуд
Иаков - Иосиф, Микеланджело Буонарроти
Иаков - Иосиф
Наассон, Микеланджело Буонарроти
Наассон

Иньюди (Обнаженные фигуры)

Двадцать обнажённых фигур юношей (иньюди) обрамляют потолок капеллы. Замысел о создании фигур созрел у Микеланджело Буонарроти при проектировании гробницы для Папы Римского Юлия II. Поскольку от услуг мастера отказались, все наработки художник перенёс в капеллу, значительно усложнив и совершенствовав образы. До сих пор искусствоведы дискутируют: рабы это или ангелы. Бесспорно одно, Микеланджело в двадцати иньюди воспел человека и его тело как лучшее божественное творение.

Иньюди , Микеланджело Буонарроти
Иньюди
Иньюди, Микеланджело Буонарроти
Иньюди
Иньюди , Микеланджело Буонарроти
Иньюди
Иньюди , Микеланджело Буонарроти
Иньюди
Иньюди , Микеланджело Буонарроти
Иньюди
Иньюди , Микеланджело Буонарроти
Иньюди
Иньюди , Микеланджело Буонарроти
Иньюди
Иньюди , Микеланджело Буонарроти
Иньюди
Иньюди , Микеланджело Буонарроти
Иньюди
Иньюди , Микеланджело Буонарроти
Иньюди
Иньюди , Микеланджело Буонарроти
Иньюди
Иньюди , Микеланджело Буонарроти
Иньюди
Иньюди , Микеланджело Буонарроти
Иньюди

Страшный суд

Фреска «Страшный суд» создана Микеланджело Буонарроти на стенах Сикстинской капеллы спустя почти 30 лет после того, как в первый раз он был приглашён украшать своды этого величественного сооружения. Мастер уже был пожилым человеком, переосмыслившим бытие. Он сам полон страхов и подчинён судьбе, и «Страшный суд» его творения передаёт катастрофу вселенского масштаба. Христос изображён в образе карающего, который каждому воздаёт по его заслугам. Он – статичная центральная фигура, все остальные будто находятся в круговороте. Иллюзия настолько реальная, что возникает каждый раз, если пристально приглядеться в центр монументального творения.

Страшный суд , Микеланджело Буонарроти
Страшный суд
Страшный суд , Микеланджело Буонарроти
Страшный суд
Страшный суд , Микеланджело Буонарроти
Страшный суд
Страшный суд , Микеланджело Буонарроти
Страшный суд
Страшный суд , Микеланджело Буонарроти
Страшный суд
Страшный суд , Микеланджело Буонарроти
Страшный суд
Страшный суд , Микеланджело Буонарроти
Страшный суд
Страшный суд , Микеланджело Буонарроти
Страшный суд
Страшный суд , Микеланджело Буонарроти
Страшный суд
Страшный суд , Микеланджело Буонарроти
Страшный суд
Страшный суд , Микеланджело Буонарроти
Страшный суд
Страшный суд , Микеланджело Буонарроти
Страшный суд

Искусство Высокого и Позднего Возрождения: Микеланджело Буонарроти

Высокое Возрождение, или Чинквеченто, которое дало человечеству таких великих мастеров как Донато Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Джорджоне, Тициан, охватывает сравнительно короткий период – от конца ХV до конца второго десятилетия ХVI в.

Коренные сдвиги, связанные с решающими событиями мировой истории, успехами передовой научной мысли, бесконечно расширили представления людей о мире – не только о земле, но и о Космосе. Восприятие людей и человеческой личности как будто укрупнилось; в художественном творчестве это отразилось в величественных масштабах архитектурных сооружений, монументов, торжественных фресковых циклов и картин, но и в их содержании, выразительности образов.

Искусство Высокого Возрождения характеризуется через такие понятия, как синтез, итог. Ему присущи умудрённая зрелость, сосредоточенность на общем и главном; изобразительный язык стал обобщённым и сдержанным. Искусство Высокого Возрождения представляет собой живой и сложный художественный процесс с ослепительно яркими взлётами и последовавшем кризисом – Поздним Возрождением.

Во второй половине ХVI в. в Италии нарастал упадок экономики и торговли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой, культура переживала глубокий кризис, разочарование в идеях Возрождения. Под влиянием внешних обстоятельств, произошло понимание бренности всего человеческого, ограниченности его возможностей.

Расцвет Высокого Возрождения и переход в Позднему можно проследить на одной человеческой жизни – жизни Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело

Микеланджело был скульптор, архитектор, живописец и поэт, но более всего – скульптор. Скульптуру он ставил выше всех других искусств и был в этом антагонистом Леонардо. Ваяние – это высекание путём откалывания и обтёсывания камня; ваятель мысленным взором видит в каменной глыбе искомый облик и «прорубается» к нему вглубь камня, отсекая то, что не есть облик. Это тяжёлый труд, – не говоря уже о большом физическом напряжении, он требует от скульптора безошибочности руки: неправильно отколотое уже нельзя снова приставить, и особой зоркости внутреннего видения. Так работал Микеланджело. В качестве предварительного этапа он делал рисунки и эскизы из воска, приблизительно намечая образ, а потом вступал в единоборство с мраморным блоком. В «высвобождении» образа из скрывающей его каменной глыбы Микеланджело видел сокровенную поэзию труда скульптора.

Освобождённые от «оболочки», его статуи хранят свою каменную природу; они всегда отличаются монолитностью объёма: знаменито высказывание Микеланджело Буонарроти, что хороша та статуя, которую можно скатить с горы, и у неё не отколется ни одна часть. Поэтому почти нигде у его статуй нет свободно отведённых, отделённых от корпуса рук.

Другая отличительная черта статуй Микеланджело – их титаничность, которая впоследствии перешла и к человеческим фигурам в живописи. Бугры их мускулов преувеличены, утолщена шея, уподобляемая могучему стволу, несущему голову, округлости бёдер тяжелы и массивны, подчёркивается глыбистость фигуры. Это титаны, которых твёрдый камень одарил своими свойствами.

Также для Буонарроти характерно нарастание чувства трагического противоречия, которое заметно и в его скульптуре. Движения «титанов» сильны, страстны, но вместе с тем как бы скованы.

Излюбленным приёмом Микеланджело является идущий из ранней классики контрапост («Дискобол» Мирона), реформированный в приём serpentinato ( от латин. змеиный): завинченность фигуры в пружину вокруг себя через резкий поворот верхней части торса. Но контрапост Микеланджело не похож на лёгкое, волнообразное движение греческих статуй, скорее он напоминает готический изгиб, если бы не могучая телесность.

Хотя итальянское Возрождение и было возрождением античности, мы не найдём там прямого копирования древности. Новое говорило с древностью на равных, как мастер с мастером. Первым импульсом стало восхищённое подражание, конечным итогом – небывалый синтез. Начавшись с попытки возродить античность, Ренессанс создаёт что-то совершенно иное.

Маньеристы также будут использовать приём serpentinata, змеиные повороты фигур, но вне микеланджеловского гуманистического пафоса эти повороты являются не более чем вычурностью.

Другой часто используемый Микеланджело античный приём – хиазм, подвижное равновесие («Дорифор» Поликлета), получивший новое название: ponderatio – взвешивание, уравновешенность. Он состоит в соразмерном распределении напряжённости сил по двум перекрещивающимся диагоналям фигуры. Например, рука с предметом соответствует противоположной опорной ноге, а расслабленная нога – свободной руке.

Говоря о развитии скульптуры Высокого Возрождения, самым важным его достижением можно назвать окончательную эмансипацию скульптуры от архитектуры: статуя больше не зависти от архитектурной ячейки.

Пьета


«Пьета», Собор Святого Петра, Ватикан

Одно из самых известных произведений Микеланджело Буонарроти — скульптурная компоиция «Пьета» («Оплакивание Христа») (от итальянского pieta – милосердие). Она была выполнена в 1498–1501 гг. для капеллы собора Св. Петра в Риме и относится к первому римскому периоду творчества Микеланджело.

Сам сюжет изображения Марии с телом мёртвого Сына на руках пришёл из северных стран и был к тому моменту широко распространён в Италии. Происхождение своё он ведёт от немецкой иконографической традиции Versperbilder («образ вечери»), которая существовала в виде небольших деревянных церковных изображений. Оплакивание Марией Своего Сына – чрезвычайно важный момент для католицизма. Своими непомерными страданиями (ибо страдания матери, видящей мучения сына неизмеримы) она возвышена и превознесена. Поэтому для католичества характерен культ Богоматери, выступающей как Заступница людей перед Богом.

Мария изображена Микеланджело совсем юной девушкой, слишком юной для такого взрослого сына. Она словно бы совсем не имеет возраста, находится вне времени. Это подчёркивает вечную значимость оплакивания и страдания. Горе матери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплёскивается наружу душевное страдание.

Тело Христа безжизненно лежит на руках Матери. Эта скульптура совсем не похожа не другие у Микеланджело. Здесь нет титаничности, силы, мускулистости: тело Христа изображено тонким, слабым, почти безмускульным, в нём нет той каменности и массивности. Не использовано также и незавершённое движение контрапоста; наоборот, композиция полна статичности, но эта статика не та, про которую можно сказать, что в ней нет жизни, нет мысли. Кажется, Мария будет сидеть так вечно, и её вечное «статичное» страдание впечатляет более всякой динамики.

Микеланджело выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения.

Осмысление

Конфликты Буонарроти с папами, выступление на стороне осаждённой папой и королём Флоренции, гибель и ссылки друзей и сподвижников, неудача с многими архитектурными и скульптурными задумками – всё это подрывало его мироощущение, веру в людей и их возможности, способствовало эсхатологическому настроению. Микеланджело ощущал закат большой эпохи. Даже в его поклонении человеческой красоте великий восторг сопряжён со страхом, с сознанием конца, который неумолимо должен последовать за воплощением идеала.

В скульптуре это проявилось в приёме non finita – незаконченности. Она проявляется в незавершённой обработке камня и служит эффекту необъяснимой пластичности фигуры, не до конца вышедшей из камня. Этот приём у Микеланджело можно трактовать по-разному, и вряд ли одно их объяснений станет окончательным; скорее, правы все объяснения, так как своей множественностью они отражают многогранность употребления приёма.

С одной стороны, человек в скульптуре позднего Микеланджело (а значит, и Позднего Возрождения) стремится вырваться из камня, из материи, стать завершённым; это означает его стремление вырваться из уз своей телесности, человеческой несовершенности, греховности. Мы помним, что проблема эта проблема невозможности ухода из рамок, установленных для человека природой, была центральной для кризиса Возрождения.

С другой стороны, незавершённость скульптуры – это признание автора в своей неспособности выразить до конца свою идею. Любое завершённое произведение теряет первоначальную идеальность замысла, идеи, поэтому лучше не заканчивать творение, а только наметить направление стремления. Эта проблема не сводится только к проблеме творчества: трансформируясь, она идёт Платона и Аристотеля (от мира идей и мира вещей, где материя «портит» идеи), через кризис Возрождения, через Шеллинга и романтиков к символистам и декадентам конца ХIХ в. Приём non finita даёт эффект творческого порыва, краткого, не доведённого до конца, но сильного и экспрессивного; если зритель подхватит этот порыв, он поймёт, чем должна стать фигура по воплощении.

Картины Микеланджело Буонарроти в других альбомах

Michelangelo Buonarroti - Tondo Doni

Текст к разделам галереи: Анна Евграфова


Поиск по фамилии художника:


Комментарии в альбоме

Последние сверху

1) 11/11/2016 shuraken:

Изумрудные волосы и тени выглядят необычно, возможно это ошибка баланса белого на фотографии.

2) 05/10/2016 Гость:

... А Я НАПИШУ ТВОЙ ПОРТРЕТ И ВЫЗОВУ У ОБЩЕСТВА, ТЕМ, ЛЮБОПЫТСТВО...

3) 02/10/2016 Александр Лихтерман:

Грандиозно по замыслу, - потрясающе по исполнению! Восторг

4) 29/12/2015 Денис:

бога нет. Мыша, не несите чушь.

5) 29/10/2015 Зоя (гость):

Полностью согласна с Екатериной

6) 29/10/2015 Екатерина:

Жаль, что на сайте нет описания под картинами. Было бы невероятно удобно и полезно!

7) 03/08/2015 Мыша:

Как бы жили сейчас люди, если бы не искушение с яблоком!!! Но в истории нет сослагательного наклонения, получилось так, как есть сейчас, Бог это знал,но ничего не предотвратил, почему? Сейчас без Его помощи сами из болота (наш мир) не выйдем, сил не хватит

8) 03/08/2015 Мыша:

Балтин - молодец,а уж об Микельанджело умолчу, не описать его, как и Бога

9) 03/08/2015 Мыша:

Гений! Да, были люди в "ихо" время, не то,что нынешнее племя, богатыри - не мы!!!!

10) 28/06/2015 evelina:

и хочется его подхватить

11) 28/06/2015 evelina:

ДАЖЕ КАК-ТО ДАВИТ.. ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ДАВИТ

12) 28/01/2015 crystal-light:

Спасибо, koschey!

13) 28/01/2015 koschey:

О технике канджанте (Cangiante) есть в википедии, правда на инглише.

14) 26/01/2015 crystal-light:

Да, Дмитрий. Нашла, что это должно быть похоже на скульптуру. А как этот эффект изобразить? Видела на картинах светящуюся кожу. Вообще не понимаю как это можно сделать. И где можно найти описание техник?

15) 24/01/2015 defs:

Это когда люди выглядят как статуи? Ну именно тут вроде этого нет.