Галерея Архив Босх, Иероним Изображений: 124

Иероним Босх (1450-1516)

Bosch, Hieronymus

Имя Иеронима Босха прочно ассоциируется с эпохой Средневековья, со страстями, страданиями, грехами, чертями и демонами, его работы – синоним загадочности, таинственности, это удивительнейшие ребусы, познать смысл которых человечество стремится уже несколько веков. Однако жизнь самого живописца нельзя назвать бурной и полной событий. ... Далее ↓

, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх
, Иероним Босх

Имя Иеронима Босха прочно ассоциируется с эпохой Средневековья, со страстями, страданиями, грехами, чертями и демонами, его работы – синоним загадочности, таинственности, это удивительнейшие ребусы, познать смысл которых человечество стремится уже несколько веков. Однако жизнь самого живописца нельзя назвать бурной и полной событий.

Происхождение

Настоящее имя художника – Ерун Антонисон ван Акен. В своём же псевдониме он увековечил часть названия родного города – Хертогенбоса, который был его домом на протяжении всей жизни. Сейчас это небольшой населённый пункт в Нидерландах, во времена же Босха в его окрестностях лежали охотничьи угодья герцогов Брабантских, за счёт чего город и получил своё название, в переводе означающее «герцогский лес».

Родился будущий гений, как принято считать, в 1450 году, но точную дату ни одни исследователи назвать не могут. Босху повезло появиться на свет в семье, издавна зарабатывающей на жизнь живописью. Так, его дед Ян ван Акен владел художественной мастерской, в которой трудился и отец художника, а также в будущем его братья и он сам. Ничего достоверно не известно о том, где Иероним познавал тонкости своего ремесла, но можно предположить, что при наличии таких искусных родственников ему не пришлось для этого покидать дом. Однако именно принадлежность к известной фамилии и стала причиной того, что со временем, осознав и развив свой талант, художник предпочёл взять псевдоним. Вероятно, он хотел, чтобы его воспринимали как отдельную фигуру с собственным стилем и взглядом на мир.

Братство Богоматери

Обретя новое имя, Босх сохранил все свои старые связи. Самой крепкой из них, прошедшей через всю его жизнь, стало сотрудничество с Братством Богоматери, чьим активным членом он являлся с 1486 года. Ещё дед Босха выполнял для Братства работы по росписи, затем эти обязанности принял на себя отец художника, который умер в 1478 году. С этого момента мастерская Акенов стала принадлежать Босху, а вместе с ней и все заказы Братства. Известно, что художник неоднократно занимался оформлением обрядовых таинств и многочисленных праздничных шествий, ему же была поручена роспись створок алтаря для капеллы собора св. Иоанна. Именно благодаря этому тесному сотрудничеству исследователям удалось обнаружить все те скупые факты биографии художника, которые считаются подлинными и неоспоримыми. Дело в том, что сохранились приходно-расходные книги Братства того периода, в которых имя Босха встречается очень часто. Сами же работы художника для Братства были безвозвратно утеряны.

Семья

Можно с уверенностью утверждать также, что Босх был обеспеченным человеком, о чём говорят весьма существенные суммы налогов, которые он вносил в казну. Женой живописца стала представительница местной знати Алейт Гойартс ван дер Меервене, чьё солидное приданое явилось значительным вкладом в благосостояние семьи, а фамилия позволила вступить в ряды полноправных бюргеров. Однако детей в семье не было, а после смерти живописца оказалось, что и недвижимости он не нажил. Скорее всего, причиной того были существенные денежные пожертвования Братству, а также то, что все работы для него он выполнял совершенно бесплатно.

Отпевали Босха 9 августа 1516 года в им же расписанной капелле. В записях Братства он фигурирует как «выдающийся художник», что говорит о несомненном признании его заслуг.

Творчество

Творчество Босха не знает аналогов, если не говорить о многочисленных последователях и подражателях. Это уникальное явление, которое имело колоссальное влияние на дальнейшее развитие художественной культуры.

Несмотря на то, что жизнь самого Босха была спокойной и размеренной, в обществе рубежа XV-XVI веков кипение и брожение умов вылилось в перелом сознания и пересмотр ценностей. Это не могло не сказаться на творчестве молодого и талантливого художника.

Идеалы Средневековья постепенно сдавали свои позиции, на место восхвалению смирения и благочестия пришло превознесение красоты, ярких чувств, земной любви, что было характерно для эпохи Античности. Жажда жизни и её благ постепенно захватили умы прогрессивной молодёжи. На фоне всего этого Церковь начала терять свой безусловный авторитет. Повсеместно стали распространяться книги, влияние множества из которых явно ощущается в произведениях Босха («Корабль дураков» Бранта, творения Петрарки, Франсуа Вийона), глубоко свои корни запустила астрология. Так постепенно мирское брало верх над священным.

Изменилась и сама роль художника, который из безликого инструмента, призванного восхвалять Бога, превратился в индивидуальность.

Многие произведения Босха посвящены событиям из жизни Иисуса и святых и говорят о борьбе со злом. Однако наибольший интерес представляют сцены, основанные на пословицах о человеческих грехах и причудливых аллегориях, которые ожили под кистью гениального творца. Неправильные пропорции тел, абсолютное равнодушие к перспективе, обилие чертей и иных фантастических существ – это то, что делает произведения Босха самобытными и завораживающими.

Наследие

Наследие Босха немногочисленно. С уверенностью можно говорить, что его перу принадлежат 25 картин (это отдельные картины, триптихи и их фрагменты) и 8 рисунков. Считается, что создал он их намного больше. При жизни художника он был очень популярен, а после смерти слава его просто гремела, находя поклонников не только в лице деятелей культуры, но и среди королей. Однако потом наступил резкий спад и забвение, которые окончились лишь в XIX веке. За эти годы большинство произведений были безвозвратно утеряны.

Ольга Милейко

Картины Иеронима Босха в других альбомах

Босх, Иероним -- Удаление камня безумияБосх, Иероним -- Воз сенаБосх, Иероним -- Искушение святого АнтонияБосх, Иероним -- Поклонение волхвовБосх, Иероним (последователь) - Изгнание торгующих из храмаБосх, Иероним (Хертогенбос ок1450-1516) - Поклонение волхвовИероним Босх - Путь на ГолгофуИероним Босх - Ребенок с ветрякомБосх, Иероним -- Семь смертных греховБосх, Иероним -- Сад наслаждений, триптихБосх (приписывается), Иероним -- Искушение святого АнтонияБосх, Иероним (Хертогенбос ок1450-1516)  --  Корабль дураковБосх, Иероним, последователь (копия утраченного оригинала)  --  Христос среди фарисеевБосх, Иероним (последователь) - Искушение св АнтонияБосх, Иероним (c.1450-1516) - Иоанн Богослов на Патмосе (обратная сторона) - Страсти ХристовыБосх, Иероним (c.1450-1516) - Иоанн Богослов на ПатмосеБОСХ ХИЕРОНИМУС - Корабль дураков.Иероним Босх - Увенчание терниемБосх, Иероним - Смерть и СкупойЛукас Кранах I - Страшный суд (копия картины Босха)Лукас Кранах I - Страшный суд (копия картины Босха)Лукас Кранах I - Страшный суд (копия картины Босха)Иероним Босх - Поклонение волхвовСтиль Иеронима Босха - Сошествие Христа в адBosch, Hieronymus - The Garden of Earthly Delights

Картины великого Босха позволяют иначе взглянуть на жизнь и, пожалуй, увидеть самую её изнанку. В них ярко прослеживается идея вечного поиска человеком своей истинной сути, своего предназначения. Работы таинственного нидерландского мастера завораживали и продолжают завораживать людей благодаря своей удивительной глубине и оригинальности, близости и непостижимости одновременно. С этим связано и огромное влияние творчества Иеронимуса Босха на развитие мировой культуры.

Образы, созданные мастером, воскрешаются и в XX веке. Сюрреалисты (например, Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма) на основе фрейдизма связывали живопись Босха с автоматизмом. Все образы, согласно теории автоматизма – это результат транса или свободной («автоматической») ассоциации. Босха объявили «живописцем бессознательного», то есть предтечей сюрреализма. Линию Босха во многом продолжают художники-сюрреалисты и символисты. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили Босха своим духовным отцом.

Влияние Иеронимуса Босха мы видим и в широком творческом направление «dark art» (от англ. – «темное искусство»), включающее в себя как живопись, дизайн, так и музыку, своеобразную идеологию. К сожалению, дарк-арт часто связывают лишь с жуткими кровавыми картинками, но такой подход несправедлив. Истоки дарк-арта, считающегося современным направлением, стоит искать в творчестве художников конца XIX века Одилона Редона и Эдварда Мунка.

К Босху часто обращаются и мастера современного кино. В фильме венгерского режиссёра Золтана Фарби «Пятая печать» можно то и дело видеть образы, созданные нидерландскими живописцем. Это подчеркивает глубину проблем, поднятых в этой философской притче о противостоянии человека и власти. Образы Босха используются для оформления видео-клипов, например, они вдохновили создателей клипа группы Metallica «Until it Sleeps».


Поиск по фамилии художника:


Комментарии в альбоме

Последние сверху

1) 07/12/2015 павел:

в названии ошибка

2) 26/03/2014 Евгения:

Даже слов нет!♥

3) 29/10/2012 Анна:

Великолептное сочитание картины и стихотворения. У меня это вызывает восторг и восхищение.

4) 28/10/2011 Александр Балтин:

ТЕТРАГРАММАТОН 1 За пределом тайны снова тайна – Мистикою тетраграмматон Манит совершенно не случайно. Сущностью своей прельщает он. Гностиков таинственна пещера, Золотые своды каббалы. Ну а если невозможна вера? Если жизнь – конкретика, углы, Стены темноты, коряги будней? Вычислил мудрец звучащий свод. Жизнь свою питал заботой трудной, И свершил работу всех работ. Мощь открытья мудреца раздавит. Можно лишь немножечко иметь. Нищий счастл

5) 26/10/2011 Александр Балтин:

ДОБРО И ЗЛО Сосуд наполнен до краёв, Зло через край переливает. Грехов достаточно, стихов… Чего на свете не бывает? Добро и зло. Слова, слова… Коль были б ноги у калеки, Прошёл бы мир огнём – едва Ползёт сейчас, краснеют веки. На паперти убога голь. Убога – значит ли у Бога? Насколь свою играешь роль, И сколь ясна тебе дорога? Я добрый! Мягкая душа, Я всех дворняг бы обиходил. Я злой! Не вижу ни шиша Помимо тьмы – её угодий.

6) 26/10/2011 Александр Балтин:

ТАЛЕРЫ Былого сгустки – Материальность дел, И отсвет крепких тел… (Бессмертные моллюски – Не ведают они, Что живы – нам сложнее.) И талер чьи-то дни (дни хуже, чем идеи – Дни утекут) Нам представляет ныне. Удар кинжала лют, Испортил сумму линий По городу удар… Кто бил, представь-ка, в гневе! Правитель явно стар. Понять былое мне ли, Тебе ль, мой дальний друг? Реальности не знаем Той, что вокруг: Живём, лишь краем Ума, поди, Её касаясь. А многие ль пути В душе рождают зав

7) 26/10/2011 Александр Балтин:

НАШ МИР Он пьёт коньяк, сигарой толстой Дымя вовсю – хозяин томный Поместья – розов особняк. И пьётся весело коньяк. Поэт с утра корпит над строчкой, И грезит чёрной жирной точкой, Что не поставить – ох, никак. А он бы тоже пил коньяк. Бродяга день провёл без пищи. Копается в помойке нищий. На службу ксёндз поехал в пять, И чувствует: его опять Сомнения одолевают. И слёзы небеса роняют. А вор планирует грабёж – Пр

8) 27/09/2011 Александр Балтин:

ОЦЕТ Пей оцет жизни – и скажи Спасибо: это не цикута. На небе видишь витражи, Подарит нежная минута. Взлететь хотелось бы тебе – Сколь невозможно – понимаешь. Пустым желаньем сердце маешь, Изведав скверный путь скорбей. Что жив – так оцет не убьёт, Хотелось бы отведать мёду. Но явь таит янтарный мёд, И хорошо! – сложи ей оду.

9) 27/09/2011 Александр Балтин:

ОЦЕТ Пей оцет жизни – и скажи Спасибо: это не цикута. На небе видишь витражи, Подарит нежная минута. Взлететь хотелось бы тебе – Сколь невозможно – понимаешь. Пустым желаньем сердце маешь, Изведав скверный путь скорбей. Что жив – так оцет не убьёт, Хотелось бы отведать мёду. Но явь таит янтарный мёд, И хорошо! – сложи ей оду.

10) 27/09/2011 Александр Балтин:

* * * Отработанные матерьялы Жизни, сваленные в углу – Раз иллюзий было не мало, Вот блестят они на полу. Слёзы детские серебрятся, У обиды кривые бока. Колесато мечты лоснятся – Цель, мол, что же что далека? Отработанные матерьялы Эти мало занятны тебе. Нечто важное сердце искало, Не случилось найти по судьбе.

11) 27/09/2011 Александр Балтин:

ПРЕОДОЛЕНИЕ СМЕРТИ Кипит энергия моя, А для чего не знаю я. Выносят гроб из морга. Лица Стоящих серые вокруг. Не верится в духовный луг, Не верится, что смерть – граница. Жизнь – как преодоленье той Страшащей бездны шаровой. Бурлит энергия моя, Зачем догадываюсь я – Чтоб строчки – хоть какие – смертный Мой прах преодолели, чтоб Не всё унёс, как лодка, гроб. Страх смерти – он земной, он местный. Ег

12) 27/09/2011 Александр Балтин:

АПОСТОЛ ИОАНН Близостью к Иисусу осиян, Слово прозревает Иоанн, Как идею миру световую. Только то, что говорил Иисус, Облегчает дней банальных груз, Обещает жизнь потом иную. Только формы пакибытия Очень слабо представляю я, Вновь к Евангелию припадаю. Есть идея мира. И слова. Есть забвенья мёртвая трава – Я её срезаю, избываю… Иоанн избыл - иль не имел - Гнева, зависти и прочих стрел, Что грех

13) 27/09/2011 Александр Балтин:

БЕСЫ 1 В сто голосов болбочут, и влекут К свершеньям чёрным, волю подчиняя И обольщая ум. Идёт маршрут Провинцией — убогая такая. Заборов кривизна и всюду грязь. И люди строят истовые планы. Стяжать победу адовую тщась, Со властью, полагают, будем — паны. Кириллов спать ложится поздно, он Исследует себя ночной порою. А кто нарушит нравственный закон — На шею лучше камень, я не скрою. Зачем их слушать — бесов? Ну, зачем? Как бу

14) 27/09/2011 Александр Балтин:

АПОКАЛИПТИКА Уравнения решать с набором Черезмерным неизвестных — как? Апокалипсиса текст, в котором Столь сгущён сверхсимволами мрак. Уравненья тех печатей: вскрыты — Что ж…иди, смотри…Сгущён во тьму Косной матерьяльности и быта Жизни сок. Не много я пойму. Лагеря и тюрьмы, войны, казни, Чёрная, убитая земля. В свет пути забиты хламом — разве Этого мы появились для? За другой — печать иная вскрыта, И под пятой каменеет кровь — Пр

15) 22/04/2011 Александр Балтин:

ГРЕХИ Зависть наползает лягушачьим Пузом на твои мозги, герой. Ибо ты тщеславием означен В жизни чрезвычайно непростой. Чреву угождаешь за обедом. Ведаешь, как давит красный гнев. От грехов и жизнь предстанет бредом. Сладу с окаяннейшими нет. Победи их – чёрные, слюнявы, Им душа питанием дана. Шёл по жизни – ямы да канавы, Да и явь окрест захламлена.