Междисциплинарная «Платформа» читать ~8 мин.
Коммуникационный проект «Платформа», стартовавший на «Винзаводе» год назад, имеет нестандартный формат, во многом определяющий содержание дискуссий. О задачах и сверхзадачах «Платформы» рассказал один из организаторов проекта Алексей Фирсов. Свои комментарии дали также активные участники «Платформы» арт-директор проекта «Галерикс» Сергей Фатеев и художник-шоумен Андрей Шевченко.
- Какова цель создания «Платформы», в чем её новизна и отличие от других коммуникационных площадок профессиональных сообществ?
- Алексей Фирсов: Идея площадки это организация общения, взаимодействия людей, которые занимаются различными общественными практиками. Цель - дать возможность комфортно, свободно обмениваться опытом, компетенциями, тестировать свои собственные идеи и взгляды. Первая аналогия, которая приходит на ум – клуб. Но при всей легкости «подхвата» этого слова такое определение мне не очень нравится, потому что формат клуба не создает проекций на перспективу. Не то чтобы «Платформа» к чему-то существенно обязывала своих участников, но она может претендовать на то, чтобы ставить какие-то проектные цели и задачи, вести к практическому действию и результату. Не только собрались, поговорили и разошлись. Скажем, некоторые культурологические или благотворительные шаги уже вышли за границы клубного формата.
Наверное, определенная популярность, которую начала набирать идея, связана с тем, что люди в существенной мере устали от сетей. И тут возникла площадка для живого общения. Нынешний переизбыток общения в сети как раз говорит о том, что онлайн-общение не решает проблем. Чем больше человек уходит в онлайн-коммуникацию, тем больше, возможно, он чувствует свою изоляцию. Это уже вполне изученный парадокс и на нём можно не останавливаться. Просто констатируем, что возникла тоска по офлайн-коммуникации.
- Тоска, вероятно, возникла. Но офлайн общение более чем на несколько человек предусматривает определенный формализм: повестку, иерархию, «президиум» в конце концов…
- Мы изначально решили избегать формата, который предусматривает официальные «перегородки» - столы, президиумы. Хотелось, чтобы люди общались спокойно и от души, в комфортной атмосфере, с напитками, свободой дискуссии, отсутствием иерархии, деления на подиум и галерку. Действие происходит в атмосфере художественного салона: картины на стенах, деревянные помостки для выступлений, поблескивают бутылки, приглушенный свет… «Гений места» играет свою роль. Стилистически мы возвращаемся к хорошим салонным дискуссиям прошлого, впрочем признавая их ограниченность.
Ещё одна идея, которая возникала на стадии зарождения «Платформы», состоит в том, что есть у нас в стране определенный круг «интеллектуальных селебритиз», который хочется разорвать. Вне зависимости от того, заслуженно или нет эти люди занимают свою позицию, они закупоривают для других выходы в публичное пространство. Есть масса талантливых людей, которые не имеют трибуны. Не то, чтобы мы предоставили такую возможность (мы ведь не СМИ), но по крайней мере создали возможность более широкого общения с ними.
- А чем вызван интерес к этим «новым людям»? «Платформа» ведь не является социальным лифтом?
- Не является. «Платформа» в своем замысле это формат «брейн-сторминга», который работает над какой-то идеей. Поэтому «Платформа» - это история междисциплинарная. Часто горизонты понимания расширяет не диалог внутри своей сферы деятельности, идеи рождаются на стыках дисциплин. К примеру, художник встречается с маркетологом. Художник знает, что он хочет сказать миру. А маркетолог лучше понимает, как ввести современное искусство в корпоративный дизайн или, скажем, в современные архитектурные, индустриальные решения. Здесь возникает живая искра.
Второй аспект вот в чем. Коммуникации часто воспринимают как средство достижения каких-либо целей. Но можно посмотреть по другому и увидеть, что по большому счету помимо коммуникаций человеку ничего и не нужно. Многие вещи мы делаем только для того, чтобы оказаться в ситуации диалога, позволяющей раскрыть себя. «Человеку нужен только человек»: помните эту мысль героя «Соляриса» Тарковского. Нельзя рассматривать общение исключительно как на инструмент. Есть чистое удовольствие от общения.
Возможно, мы изначально подходили к «Платформе» инструментально, но поняли, что чистое взаимодействие людей, которые что-то дают друг другу, «отражаются» друг в друге - тоже большой смысл.
- Но это не противоречит и практической пользе? Вряд ли бы спонсоры проекта давали средства только на интересное общение.
- Да, противоречия нет. Просто, эффект всегда выше, когда есть личная захваченность делом. Всем интересно посмотреть, что делается на уровне других знаковых систем, с которыми не сталкиваешься в повседневности. Это на первом уровне. Далее интересно на базе всего этого обмена создавать новые продукты. Проект может стать инструментом решения каких-то задач, которые важны для многих. Средством объединить усилия для выработки практического действия.
К примеру, сейчас мы обсуждаем программу продвижения молодых художников через аукционы, совмещенные с активным маркетингом самих работ. Вторая тема, которая нам сегодня интересна – контакты с Китаем. Внутри «Платформы» сформировался пул коммуникаторов, работающих с Китаем. Мы нашли друг друга и сейчас пытаемся вырабатывать общие подходы.
- Темы для практического действия появляются по мере развития «Платформы» или есть некий план?
- Конкретного плана нет, потому что «Платформа» не бизнес-структура. Человек может принести на «Платформу» идею, найти единомышленников, организовать их и работать над темой уже вне «Платформы» или со ссылками на нее. Это тоже очень важная история, проект помогает людям не только обменяться практиками и идеями, но и самоорганизоваться и эффективнее работать по своим конкретным задачам. Единой, генеральной задачи нет, но внутри возникают самостоятельные проектные группы.
- Какие люди интересны «Платформе»?
- В принципе, все, кому интересен сам проект. Чистый слушатель, который даже не скажет ни слова, тоже интересен, если он действительно слышит. Потому что у «Платформы» нет коммерческой цели, но есть социальную цель. Если человек, который пришел на мероприятие, вышел после него немного другим, он безусловно интересен, потому что оправдал существование проекта.
Конечно, интересны люди, которые позволяют этому механизму работать - рассказывают, полемизируют. Это среда, как дом, в котором есть основные конструкции, но и интерьерные вещи тоже очень полезны.
- Вы сказали, что «Платформа» не заинтересована в привлечении «селебритиз», которые и без того закупорили общественное пространство. Но может так случиться, что по мере развития «Платформы» знаменитости сами потянутся и отказать будет достаточно сложно. Что тогда?
- Наверное, известные люди повышают вес проекта. А мы люди отчасти тщеславные. С этой точки зрения «селебритиз» полезны. Но они часто бесполезны, когда начинают говорить ex cathedra. Про них уже многое известно, идеи в целом понятны. Блеск новизны, лицо нового человека мне лично и многим моим коллегам приносит большее интеллектуальное наслаждение.
Любое мероприятие «Платформы» носит элемент драматургии. Если появится возможность сталкивать молодое, или свежее, скажем так, поколение с «мастодонтами», эффект драмы будет сильнее. Идея культурологического или статусного конфликта тоже интересна.
- Давайте вспомним уже состоявшиеся мероприятия «Платформы», успехи и провалы, возможно.
- Первая, тестовая тема «Платформы» касалось вопроса о том, как совместить актуальное искусство и корпоративный дизайн. Тема была функциональной, не предполагающей широкого размаха, но она показала, что формат работает.
Два мероприятия по теме Китая вызвали большой интерес. Поступала заявка и на третье мероприятие. Хорошо прошла тема судьбы мегаполисов, организации жизни в современном городе. Интересным было обсуждение кризиса социологии, старых методик. Отличная дискуссия развернулась по теме «Новый консерватизм» как запрос на новый традиционализм.
Сергей Фатеев: После докладов на «Платформе» люди естественным образом разбиваются на группы по каким-то своим признакам, да и расходятся с «Платформы» не по одиночке. Скорее всего, в этих группах вырабатывается какое-то общее мнение, рождаются идеи и люди уходят не только погруженными в тему, но и найдя единомышленников. А дальше на «Платформе», скорее всего, будут рождаться зерна смыслов. Сейчас очень интересная историческая эпоха. Тектоническая плита истории наскочила на другую. На этих разломах будут возникать новые смыслы и идеи.
Я представляю интернет-проект «Галерикс», посвященный популяризации и продвижению изобразительного искусства. Наш проект полностью в онлайне и «Платформа» - наш первый опыт выхода в офлайн. На стыке философии и каких-то прикладных вещей, маркетинга, пиара могут родиться и скорее всего уже рождаются новые стили, новые течения. Возникнут новые имена, новые кумиры. Мы «держим свечку» над рождением этих идей и кумиров.
Андрей Шевченко: В коммуникации очень важна сама коммуникация. Как и в жизни важна сама жизнь. Я стремлюсь общаться с большим количеством людей, в этом моя жажда к жизни. Я жаден до жизни, новых эмоций и подобные встречи для меня очень любопытны. Общаясь с людьми я понимаю, что есть другие мнения, другие настроения, другая жизненная позиция, помимо моей, которую я хорошо знаю. На «Платформе» мы находим ответы на все вопросы, просто ответ должен быть услышан.
Воронина Юлия
- Преимущества обучения у Сергея Хохлова: отзывы учеников о качестве образования в сфере отношений
- RUSSCOART
- Выставочно-лекционный проект «Восток Рувима Мазеля»
- Музей Москвы и галерея «Триумф» открывают «Музей самоизоляции»
- Spotify и многое другое: лучшие бесплатные приложения для потоковой передачи музыки
- «Дни современного искусства» международный фестиваль современного искусства
- «Холодные уравнения» Тома Годвина, краткое содержание
- «Алхимия нас: как люди и материя трансформировали друг друга» Айниссы Рамирес, краткое содержание
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Сергей Фатеев арт-директор галериксЯ представляю интернет-проект «Галерикс», посвященный популяризации и продвижению изобразительного искусства. Наш проект полностью в онлайне и «Платформа» – наш первый опыт выхода в офлайн. На стыке философии и каких-то прикладных вещей, маркетинга, пиара могут родиться и скорее всего уже рождаются новые стили, новые течения. Возникнут новые имена, новые кумиры. Мы «держим свечку» над рождением этих идей и кумиров.___оооо. да.... держите.. господин фатеев.. молодца )))
Комментирование недоступно Почему?