Русские и советские художники Russian and soviet painters
Художники России начала XIX века
Для живописи начала XIX в. классицизм не был столь плодотворен, сколь для архитектуры и скульптуры. Оплотом классицизма в живописи была в то время императорская Санкт-Петербургская Академия художеств, центр художественной жизни страны. Но, общественный подъем начала нового века отразился и здесь. Ещё в 1790-х годах в Академии возникло одно из первых в стране обществ, занимавшихся вопросами «устройства внутреннего бытия России». Многие его члены вступили затем в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», созданное при непосредственном участии радищевцев. В 1802 году в среде художников родился проект и самостоятельного, чисто художественного содружества, которое занималось бы специально вопросами искусства. Влияние «вольного общества» благотворно сказывалось на художественной жизни страны. Им поддерживался интерес к национальной истории, к гражданственным мотивам в искусстве. Академические преподаватели и сам президент её А. С. Строганов были в числе наиболее уважаемых членов Общества.
Постепенный отход Александра I от либерализма первых лет царствования сказался и на жизни Академии. По мере усиления реакционных элементов над академией устанавливается строгий бюрократический контроль. Шаг за шагом теряет она связь с передовыми направлениями в искусстве и лишается роли идейного центра национальной художественной жизни. В известной мере черты догматизма приобрела со временем и её педагогическая система
При Николае I регламентация академической жизни ещё более усилилась. Академия из ведения Министерства народного просвещения переводится в ведение Министерства двора. Личным вмешательством в её дела Николай I утверждал официозное направление в искусстве.
Черты искусства, культивируемого Академией в начале XIX века, можно наблюдать в работах трех её воспитанников и профессоров: Андрея Ивановича Иванова, Алексея Егоровича Егорова и Василия Козьмича Шебуева.
Творчество этих мастеров раскрывает своеобразие проявления в живописи высокого классицизма. В отличие от классицизма XVIII века, оно освобождается от влияния барочного искусства, стремится к предельной простоте и ясности изобразительного языка, к подчеркнутой пластике форм, к строгости рисунка. Безупречная логика в развитии сюжета, строгое соответствие сюжета избранной теме и рационализм построения композиции – становятся альфой и омегой этого направления. Вместе с тем проблемы колорита отступают на второй план, цвет часто тяготеет к локальности.
Иванов, Егоров и Шебуев окончили Академию художеств одновременно в 1797 году как ученики И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова и сразу же начали свою педагогическую деятельность. В 1803 году Егоров и Шебуев уехали в пенсионерскую поездку в Рим, где пробыли до 1807 года, Иванов же остался в России.
Характерные работы А. Иванова – «Подвиг молодого киевлянина» и «Единоборство Мстислава Удалого с Редедею». В них много того гражданственного пафоса, которым проникнуто было сознание передового русского человека начала века и времени Отечественной войны. А. Иванову, как члену «Вольного общества», гражданственно-патриотические идеалы были особенно близки. В обеих картинах образ мужественного, одухотворенного, юного атлета противопоставлен мощному, но грузному и нескладному воину, олицетворяющему грубую физическую сиу.
Обе картины утверждают превосходство возвышенного, героического начала над началом стихийным, не освещенным светом разума. Эпизод из отечественной истории превращен в апофеоз национального духа. Именно в этих произведениях передовые устремления Академии в живописи, выразились языком любимого ею жанра – жанра исторической картины.
Работы А. Иванова ещё во многом близки барочным традициям в русской исторической живописи конца XVIII века. Об этом свидетельствуют аллегорическая фигура Славы, парящая над юношей, особая патетика движения, динамика сцен, черты декоративности в его решении.
Более установившимися принципы высокого классицизма предстают перед нами в творчестве «Русского Рафаэля» Егорова, известного своими превосходными рисунками.
Программное полотно Егорова – картина «Истязание Спасителя». По мнению многих современников, она была лучшим произведением художника. Все здесь характерно для классицизма начала XIX в. Простота и строгая логичность композиции, небольшое число действующих лиц, спокойствие их движений и уравновешенность эмоций, простота поз, нейтральный фон – все это резко отличается от изобразительных средств и приемов русской исторической картины конца XVIII в. Выразительный и правильный рисунок, совершенное знание пластики человеческого тела определяют достоинство картины Егорова. Несомненна некоторая отвлеченность решения её этической проблематики – торжества силы духа над силой физической. Сдержанность цветовой гаммы полотна, построенной на оливково-коричневых и охристых оттенках, граничит с сухостью. Не случайно современникам, отстаивавшим наиболее передовые взгляды на задачи искусства, в этой картине недоставало непосредственности видения мира.
Егоров и Шебуев по возвращении в Петербург из Италии работали главным образом над церковными заказами. Именно им были поручены живописные работы для нового Казанского собора, этого своеобразного символа русского национального достоинства, здания, задуманного, исполненного и украшенного «природными Российскими художниками»
Но церковная живопись была наименее интересной частью искусства обоих художников. Больше индивидуальных черт несут полотна, не связанные с официальными заказчиками: портреты княгини Гоицыной и Суханова работы Егорова.
В работах Егорова наблюдается становление новых тенденций в русской исторической живописи. На первый план выходит религиозная тематика: французские образцы уступают место итальянскому искусству XVI века, более всего Рафаэлю и мастерам болонской школы.
Характерна небольшая картина Егорова «Отдых на пути в Египет». Мотивы, приемы компоновки восходят к высокому Ренессансу. Эта картина не лишена известного изящества. Весь строй её образов несет печать своеобразного гармонического спокойствия, что свидетельствует о большом даровании художника. О том, что чувство гармонии форм и линий могло соединяться у Егорова с живым ощущением натуры, свидетельствует и небольшая «Купальщица»
Для полотен Шебуева характерны романтические искания. Таков его автопортрет с гадалкой, где он представил себя в костюме щеголя XVII века. Интересно и тондо «Иоанн Креститель», где изображен полуобнаженный мальчик, пьющий воду из горного источника. Навеянная творениями французского классицизма XVII века, почитаемого Академией Пуссена, картина привлекает искренностью. Призыв к непосредственности и простоте, одушевляющей передовое искусство начала века звучит и здесь. Более поздняя работа Шебуева, его большое историческое полотно «Подвиг купца Иголкина», принадлежит уже иному периоду развития русской академической живописи. Здесь некоторые традиции классицизма начала века с его твердым рисунком и отчетливой пластичностью выступают в соединении с холодным искусственным пафосом позднего романтизма. Не случайно Андрею Иванову, до конца своей жизни исповедующему классицистические идеалы строгой логической обусловленности всех элементов изображения кажется, что шведские солдаты в этой картине бегут к Иголкину столь стремительною, что непременно должны пробежать мимо него.
Текст: Natalya-51
Детский и женский портрет в России начала XIX века
Детский портрет XVIII века при всем его очаровании ещё очень условен. В сущности, его тема – ребёнок, почти похожий на взрослого или играющий во взрослого. Примеры тому можно найти среди работ А. Вишнякова, Ф. Рокотова и др.
Портрет мальчика работы И. Дрождина несколько более специфичен в понимании художественной задачи. Однако здесь сама «детскость» образа носит ещё несколько умозрительный декларативный характер: это воплощенная «чистая доска» просветительской философии. В портрете очень мало индивидуальных черт, а эмоции отсутствуют.
Детскому портрету работы Кипренского близок тропининский портрет сына Арсения. Образ последнего навеян, скорее сентименталистскими идеалами и сходство здесь не в принадлежности романтизму, от которого Тропинин более далек, чем Кипренский. Однако характерно, что задача создания детского портрета понята и здесь как отражение человеческой ценности юного возраста.
Типично для детского портрета начала XIX в. и более позднее, чем эти портреты, изображение мальчика Томилова работы Александра Григорьевича Варнека. Несмотря на некоторую сухость исполнения, присущую многим произведениям Варнека, здесь подкупает простота замысла художника, непосредственность передачи натуры и серьёзность выражения детского лица, в котором отчетливо выражены особенности возраста: блестящие, будто только что вымытые вишни на блюдце – удачно найденная деталь – сообщает образу своеобразную свежесть.
Художникам этой эпохи не чужда романтичность и в изображении женщин. Чтобы оценить по достоинству всю степень одухотворенности и лирической наполненности женских образов Кипренского, достаточно сравнить их с современными им женскими портретами работы А. Г. Варнека. Например, два превосходных портрета этого живописца: дочерей скульптора И. П. Мартоса и поэтессы Анны Петровны Буниной. Помимо мастерского исполнения мы находим в этих работах верность натуре, простоту композиционного замысла, симпатичность и изящество общего облика девушек, но в них совершенно отсутствует та внутренняя трепетность, которой наделены женщины Кипренского.
Романтическую героизацию мы наблюдаем не только в женских портретах Кипренского, но и в творчестве Варнека. В его ранних автопортретах, при всем эгоцентризме и самолюбовании изображенного в них человека, сквозила радость и полнота жизни: поздний автопортрет изображает художника усталым, небрежно одетым. Холодноватые «дневные» тона не скрывают поблекших красок его слегка обрюзгшего лица. Романтизированный образ уступает место прозаической правде жизни.
Романтическое утверждение поэтической цельности заменяется реалистическим взглядом на личность и её общественные связи, взглядом, порой свидетельствующим об опустошенности внутреннего мира самого художника. Характерен для этого времени интересный групповой портрет Кипренского – «Читатели газеты в Неаполе». Портрет типичен для романтизма своим замыслом. В отличие от группового портрета сентиментализма, который изображал обычно членов одной семьи, романтический групповой портрет объединяет единомышленников, связанных, прежде всего духовными узами. Портрет изображает русских или, по другой версии, поляков, читающих в Неаполе статью о революционных событиях в Польше 1830-1831 годов. Контраст между неподвижной сосредоточенностью слушателей и тем внутренним волнением, которое, несомненно, испытывает каждый из них, придает романтическую напряженность «атмосфере» портрета. Несмотря на то, что изображенные сгруппированы очень тесно и буквально «дышат друг другу в лицо», в каждом из них чувствуется какая-то замкнутость, сосредоточенность на своих собственных мыслях. Они не обмениваются ни словом, ни взглядом. Ощущение разъединенности усиливается ещё и подчеркнутой, почти осязаемой пластикой объемной формы, её замкнутостью. В «читателях газеты» хочется видеть не только людей, оторванных от родины в один из самых трагических периодов её истории, но людей последекабристского времени, выросших на гуманистических и просветительских идеалах начала XIX в. и ощутивших своё бессилие и одиночество в новых для них социальных и политических обстоятельствах.
Новая фаза в творчестве Кипренского как портретиста – и не только Кипренского – отразила черты нового, последекабристского периода русской культуры.
Одной из интереснейших, в большей мере самостоятельных областей портрета в это время был портрет карандашом. Как и пастельный, он сменил начинающие выходить из моды: миниатюру на кости и эмали, силуэт и гравюру. Рисунок был самым ярким явлением расцвета камерного, интимного портретного изображения, чрезвычайно распространенного в первой половине столетия. Именно в камерном портрете, где мысль художника развивается свободнее, наиболее непосредственно отразился и типичный для эпохи интерес к миру человеческих чувств, к духовной жизни человека.
Интересны портретные рисунки Орловского, Кипренского, Венецианова, раннего П. Соколова. Среди них бесспорное первенство принадлежит работам Кипренского. Они очень разнообразные по замыслу и выполнению. Здесь есть тщательно разработанные рисунки, приближающиеся, несмотря на отсутствие цвета, по своей законченности, по характеру трактовки образа к портретам, написанным маслом. Таковы например, «Мать с ребёнком» (портрет Прейс) или портрет П. А. Оленина.
Текст: Natalya-51
КОММЕНТАРИИ: 7393 Ответы
v tbilisi oddan semia u kotorix imeetsia semiradckii Xristos u Marfii i marii prodaiut kartinu. esli kto zainteresovan soobchite
Огромное спасибо Вам за ваши прекрасные картины, за ваш талант! Дай вам Бог здоровья, вдохновения, успехов! Пусть Ваши произведения радуют не одно поколение и приносят каждому душевное тепло, добро и красоту!
Есть набросок Лагорио Тробзонский порт 1905 г. Акварель, карандаш
я разказ на проект моя малая родина
Кажется, нет картины Кустодиева "Портрет графа Н. П. Игнатьева", 1902 года
Михаил, спасибо! Исправлено
Отзовитесь кто слышал о картине Фешина Ия
Жаль, что не указано, в каких картинных галереях эти картины.
Что скрыто в названии "Жёлто – красно – синий"?
Моя версия ответа на странице этой картины.
ВСЕГДА ВОСТОРГ!!.. ВСЕГДА ЯРКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ!!.. БРАВО, МАЭСТРО!!!... НЕИССЯКАЕМОГО ВАМ ВДОХНОВЕНИЯ!!
Ох, не могу читать, когда не понимающее люди вдруг пишут "дерьмо" или еще что-то. Ребят, разберитесь сначала хотя бы. Никто не обязан любить или наоборот не любить этого художника. Но когда пишите комментарий, то полезно иметь понимание. Вдруг кому интересно кстати, есть потрясающая статья на эту тему: https://artifex. ru/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B/
https://artifex. ru/живопись/казимир-малевич-картины/
Прекрасно! Красота мира на холсте.
....
Кокошники у русских красавиц обалденные. Картины Мясоедова удивительны, а образ русской женщины на картинах – удивительно чист
В комменте ошибка правильно Маковский, а не Мясоедов
где названия картин?
у меня есть картина его 1934 года кто заинтересовался пишите скину фото
Понравилось от души! Спасибо!
а где названия?
Не везде названия выведены в альбом. Включили
Собственно, ничего загадочного в ней нет. Фраза описывает субъективные ощущения, пропускающего подряд несколько рюмок горячительного. Народная пословица. Один из полных вариантов – "первая чарка коломъ, вторая соколомъ, а третью и самъ позовешь" или "первая рюмка колом, вторая соколом, а остальные мелкими пташками". Если говорить о морально-этической стороне, то это, извините, для каждого времени свои нормы. Елизавета Бём, например, скромно стоит в сторонке на фоне отдельных гравюр Хокусая 19 века.
Подскажите, как называется картина данного художника, где мальчик в лаптях сидит за партой?
О Серове часто говорили "блестящий". Не менее часто – "суровый", "нелюдимый". Друзья и близкие, ученики и меценаты любили его, но и побаивались. Не беспричинных вспышек гнева – редкой правдивости, бесконечной совестливости. Серов не терпел пошлости, фальши, работы спустя рукава.
Его талант стал заметен очень рано. Учился живописи в детстве у И. Е. Репина, а после в Петербургской академии художеств, у П. П. Чистякова. Ему, казалось, все давалось легко. Невидимым оставался огромный труд этого молчуна. "Надо исполнить так, чтобы труда видно не было" – этому принципу он оставался верен всегда и везде.
"Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем" – работы художника, которому едва минуло двадцать три.
Серов совместил в себе многие "концы и начала". Стал мостом между передвижниками и молодежью. Портретист "милостью божьей", он – продолжатель почти двухсотлетней традиции русской портретной живописи: Лесков и Шаляпин, Горький и Ермолова. И в то же время полные гармонии античные образы. Так кто же он – график, живописец, монументалист? А быть может, мастер бытового жанра? Серов – "крестьянский" существовал так же, как Серов – сценограф, оформитель балетных постановок.
Всемирная выставка 1911 года в Риме стала его триумфом. Выставки его живописи, поездки с труппой С. П. Дягилева по столицам. "В Париж, Рим приезжаю почти как в Москву или Петербург" – это из его письма тех лет. К нему пришла европейская слава. В том же году он умер. Ему было сорок шесть лет.
Поразительно : впервые встречаю художника, картины которого вызывают столь яркие тактильные, термические и обонятельные ассоциации. Ты словно вместе с мастером чувствуешь холод реки и запах талого снега ранней весны, вкус сладкого чая купчихи за чаепитием, бархатистость и пыльность скатерти ее стола, ощущаешь кожей жар летнего полдня, вдыхаешь прелый запах осенней листвы, чувствуешь ласковость весеннего ветерка, холодок клавиш фортепиано – и так в каждой картине, и ассоциации очень сильные.
Как ему это удается? Это очень интересный и своеобычный мастер. В поэзии так ассоциативен Пушкин.
Прелестные работы, одна из них у меня на стене, я очень счастлива что являюсь владельцем.
Прекрасный художник, удивительно мало о нем в сети.
Кто такая Лариса Прядко-тоже художница?
Благодарим Вас, Ирина. Интересно, какая именно работа Юрия у Вас есть? Я мама Юры – Лариса Прядко.
Есть какртина д. м Смирнова осень 1956г как узнать по больше про картину и писателя?
Кто-нибудь находил вообще картину – "Пристань на Севере"? Очень часто вижу в тексте описание про эту картину, но нигде найти ее не могу
Борис Кустодиев выходец из небогатой семьи, не задумывался о живописи и хотел стать священником. Он обучался в семинарии, но затем, неожиданно увлекшись искусством, бросил обучение и отбыл в Петербург для того, чтобы поступить в Академию художеств. В нем открылся талант портретиста, еще в студенчестве он исполнил серию высококлассных портретов Билибина, Мордовцева и Стеллецкого. За свою дипломную работу художник получил золотую медаль и право на поездку заграницу. Кустодиев уехал в Париж, где познакомился с французской живописью, методы которой использовал в красивой картине «Утро».
Самым сокровенным и любимым для него стало воссоздание жизни старой России, что вылилось в великое множество акварелей, картин и рисунков. Жизнелюбие и энергия художника были поразительны. Он посещал премьеры в театрах, совершал дальние поездки по стране, не смотря на то, что находился в инвалидном кресле из-за тяжелой формы болезни. Однако его заболевание прогрессировало, и в последнее время Кустодиев был вынужден работать на близко, подвешенном горизонтально холсте, которое находилось настолько близко, что художник не мог видеть в целом своей картины. Однако его физические силы иссякли, обычная легкая простуда переросла в воспаление легких, с которым его сердце не справилось.
Увлечение художественным искусством зародилось у Васнецова в Вятской губернии, которая славилась своими мастерами. Обучаясь в семинарии, он каждую свободную минуту проводил за рисованием и вскоре он почувствовал, что это не просто увлечение, а цель его жизни.
Для того чтобы уехать в Петербург для поступления в Академию художеств он выполнил две картины: «Жница» и «Молочница» и разыграл их в лотерею.
В его первых картинах, которые были выставлены в Обществе поощрения художеств, проявились черты, которые были свойственны ему на протяжении его всей творческой работы: огромное увлечение жизнью народа и недюжинная наблюдательность. Следующие картины окончательно закрепили его как художника жанрового стиля, который понимает жизнь и умеет ярко и выразительно ее произвести.
Позже художник уезжает за границу, где неистово работает на натуре. Его увлекает жизнь простого сословия – крестьян, рабочих, зарисовки которых он постоянно делает в свой альбом.
Но лучшее свое произведение на мотив русской сказки «Аленушка», Васнецов написал в Абрамцеве. В ней выражена вся трогательность и нежность сказочного сюжета, художник проник в самую глубину эмоционального строя сюжета. Эта работа была и остается самой популярной и узнаваемой в современном мире.
Не подскажите общее количество картин Сурикова?
Не подскажите общее количество картин Сурикова?
ккккллллаааасссс
А где его работа портрет Л Толстого
Мечтаю о фотокопиях картин Сильвстра Феодосиевича. Не посоветуете, как бы их сотворить?
Илья, вот вам совет: проследуйте в гугол и напишите там примерно так:
"печать на холсте город". Вместо слова город напишите название вашего города. Далее просто кидаете им (тем, о ком гугол напишет вам в ответ) ссылки на картины и наслаждаетесь выбором вариантов багетов, размеров, фактурных лаков и т.п.
Душа отдыхает
Мне очень нравится
тут одной картины не хватает.
Нет портрета Л Н Толстого
He is my favorite Russian painter. I still remember the day I saw First green, May. I couldn’t hold my tears back. Thank you.
Здравствуйте, где можно посмотреть и приобрести работы Юрия?
Спасибо, Татьяна. Зайдите на фейсбук. Вот ссылка на страничку: https://www.facebook.com/yurlari
Завораживает. Жаль что здесь не все картины. И плохо что названий нет.
"Красный квадрат"
("Женщина в двух измерениях")
Взглядом окинул картины несмелым:
"Чёрный" и "Красный", "Белый на белом" –
Полный набор разноцветных квадратов
В рамках фигурных различных форматов.
"Красный квадрат" – это в двух измерениях
Женщина в красном, нет и сомнения!
Квадратная попа, такие же сиси...
Или в искусстве я что-то не смыслю?
Ноги и руки тоже все в красном
Нарисовал их квадратными маслом.
Не рассмотрел только глаз и улыбки,
На красном лице квадраты все зыбки.
Намалевал нам Малевич загадку –
То ли квадрат, то ли женщину гадкую.
Что измерял и какою рулеткой...
Видимо, дал где-то маху с разметкой.
Сотню уж лет не стихают дебаты.
Критика форм, истерия, фанаты...
Споры, оценки, шумиха, возня...
Скажу откровенно: всё это – мазня!
А возможно такое, что Виноградов сделал репродукцию картины Васнецова "Алёнушка"?
Просто недавно видел у одного человека эту картину с подписью "Winogradov" и по его словам досталась ему ещё от его деда.
А где же известная работа Владимира Амоссовича портрет Толстого Л. Н.
Очень понравилось, но не хватает работы В А Амосова – портрет Толстого Л. Н.
Странно, почему одного из величайших русских художников нет в алфавитном списке.
Ррряя не исскуство!!
Картины яркие и привлекательные. В честь выдающегося художника, я пишу копии.
Не нашёл Татьяну Яблонскую! Редакторы – такое дерьмо как малевич присутствует!?....
Ель примо бебра
А где Михаил Александрович Врубель?
Это Музыка ))
Как же приятно и волнующие смотреть на картины двоюродного брата моего прадеда. Жаль, что нет возможности посетить их лично.
Досталась, мне от дедушки одна его картина. Жаль что не разбираюсь в искусстве
ты неправильно написал...
Шикарный Художник, снимаю шляпу! 💯
Недавно была на выставке Куинджи и там была одна картина, сюжет которой меня заинтересовал, но я нигде не могу найти информацию про эту картину, да и саму картину тоже! Если кто-то знает стоит про его этюд «Фантастическая сцена», поделитесь, пожалуйста
🖐️Классные картинки как фото Мне они понравились больше всех такие красивые Левитан передают как на фото🦄🙂👍
🖐️Классные картинки как фото Мне они понравились больше всех такие красивые Левитан передают как на фото🦄🙂👍
👍😠😈😡👹👺😩👍
Как скачать весь альбом в максимальном качестве? Спасибо
Тайнопись и мистицизм в работах Архипа Куинджи.
Куинджи (настоящее фамилия Куюнджи, а имя Ахим) писал не просто пейзажи, а изображал слияние двух миров. Анализ его картин, с точки зрения отображения двух миров, читать полностью здесь https://vk.com/@5635355-tainopis-i-misticizm-v-rabotah-arhipa-kuindzhi
прекрасно
Комментирование недоступно Почему?