Василий Максимов Maksimov, Vasily (1844-1911)
1844,1911Среди художников, писавших на тему крестьянской жизни, Василий Максимович Максимов занимает особое место. Талант Максимова начал проявляться ещё в детском возрасте, когда выходец из бедной семьи стал учеником иконописца в местном монастыре. Благодаря трудолюбию, упорству и огромному желанию заниматься любимым делом, Василий Максимович смог добиться того, что в возрасте 18 лет был принят в Петербургскую Академию Художеств.
Картины Василого Максимова в других альбомах
Максимов Василий Максимович, творческая биография
Среди художников, писавших на тему крестьянской жизни, Василий Максимович Максимов занимает особое место. Талант Максимова начал проявляться ещё в детском возрасте, когда выходец из бедной семьи стал учеником иконописца в местном монастыре. Благодаря трудолюбию, упорству и огромному желанию заниматься любимым делом, Василий Максимович смог добиться того, что в возрасте 18 лет был принят в Петербургскую Академию Художеств. После окончания курсов у талантливого молодого живописца появилась возможность уехать за границу, но он предпочёл остаться на родине, так как изображение русского народного быта было главным смыслом его жизни.
Стремление быть первым среди лучших
Первый рисунок, который Максимов сдал преподавателям на первом курсе, определил художника на 69-е место по уровню мастерства. Любой другой человек мог бы быть сломлен неудачей, но не Василий Максимович – он проявил максимум старания и усердия, чтобы к окончанию учебы считаться одним из лучших выпускников, наряду с Поленовым, Репиным, Савицким. Юноше посчастливилось учиться у таких гениев, как Т.А. Неффа, Ф.А. Бруни, П.М. Шамшин, А.Т. Марков. Каждый из педагогов оказал влияние на творчество Максимова, постаравшегося взять лучшее из того, что давали ему учителя.
Первая работа, позволившая заявить о Максимове, как о серьёзном живописце – «Автопортрет» (1863 год). Колоритный холст дает возможность узнать автора ближе, увидеть скрытые нотки его характера – ранимость, уязвимость и одновременную уверенность в себе, а также стремление к независимости.
Огромную роль в творчестве Василия Максимовича сыграло его участие в свободной артели художников, возглавляемой П.А. Крестоносцевым. Революционное настроение энергичной молодёжи проявлялось в том, что они отказывались от участия в традиционном конкурсе за золотые медали, отдав предпочтение независимой деятельности. Своей главной задачей они, и Максимов, в том числе, видели воспроизведение реальной российской жизни, а также поиск прекрасного в обычных, повседневных явлениях. Меньше чем через год общество распалось, но основные его идеи Василий Максимович сохранил в своем сердце, продолжая работать в выбранном направлении.
Наиболее яркими образцами работ, хранящих «отголосок» пребывания в свободной артели, являются «Дед-судья», «Семейный чай», «По примеру старших», «Мечта о будущем» и другие. Максимов акцентирует внимание зрителя на важных особенностях – деталях интерьера скромных жилищ, выражениях лиц простых людей, объединяя все элементы в единое, целостное ощущение естественности и натуральности.
Знаток крестьянских будней
Картина «Больное дитя», написанная в 1863 году, стала своеобразной «отправной точкой», от которой ведется отсчет серьёзным, «зрелым» работам Максимова. Как и многие его холсты, «Больное дитя» было написано с натуры: в родной деревне, практически на глазах художника умирает его 10-летняя племянница. Смерть девочки настолько взволновала мастера, что он решил запечатлеть то, что врезалось в его сердце.
О народном быте рассказывают и другие работы: «Бабушкины сказки» (1867), «Сборы на гулянье» (1869), «Девушка у амбара» (1874), «Бедный ужин» (1879), «Больной муж (1881). Самые знаменитые полотна Максимова – «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) и «Семейный раздел в крестьянском быту» (1876) выставлены в Государственной Третьяковской галерее в Москве вместе с некоторыми другими картинами мастера.
В конце 19-го века Максимов испытывает творческий и личностный кризис: новое время диктует свои правила, но мастер не может «перестроить» свой внутренний мир для изображения новых реалий. Последние годы своей жизни Василий Максимович занимался, в основном, резьбой по дереву, лишь иногда возвращаясь к любимому занятию – живописи.
Максимов скончался в 1911 году, в родном селе Лопино.
КОММЕНТАРИИ: 17 Ответы
Комментирование недоступно Почему?