«Динамический Карбон» Светы Самсон читать ~6 мин.
В Москву с персональной выставкой приехала русско-американская художница Света Самсон. А чуть раньше, нам удалось пообщаться со Светой и мы записали интервью, которое предлагаем вашему вниманию.
— Ты занимаешься живописью с раннего детства. Профессиональную карьеру начала в 2006 году как дизайнер изделий из кожи. В 2008 увлеклась современным искусством. С 2012 продвигаешь инновационную карбоновую технологию. Расскажи поподробнее, что же такое «Динамический Карбон» и откуда появилось такое название?
Изобретённая мной техника, называется «Динамический Карбон» (Dynamic Carbon). Суть её заключается в том, что карбоновые волокна меняют своё направление, за счёт чего на поверхности материала возникают динамические абстракции. Карбоновые волокна, по сути, заменяют мне краски. К этой технике я пришла после длительных экспериментов с разными материалами: льном, хлопком, синтетикой. Достаточно долго пыталась работать с винилом, но результат меня не устроил. Первой работой, выполненной в «карбоновой» технике в конце 2013 года, оказалась картина «Непрозрачно». Коллеги-художники и арт-критики отнеслись к ней очень благосклонно, она получила премию ArtSlant в категории «смешанная техника». В данный момент я много экспериментирую с формами, текстурой, композицией и фактурой, смешиваю карбон с акрилом и другими материалами. Объяснить, что это, не так уж просто, ведь публика раньше ни с чем подобным ранее не сталкивалась. Вспоминается забавный случай, когда известный американский художник Рой Довелл (Roy Dowell) посетил мою студию и попросил рассказать о процессе. Я очень долго объясняла, он кивал, и в конце отметил: «Я все равно так и не понял, как ты это делаешь».
— Это уникальная история, ведь до тебя никому в голову не приходило деформировать и разрушать карбон. Напротив, насколько мне известно, этот материал ценится за свою монолитность. Какие идеи и мысли вдохновляют тебя на творчество и выбор материала?
Видишь ли, в данном случае разрушение — лишь промежуточная стадия на пути открытия новых свойств. Материалы и техники, по сути, становятся отражением текущего момента, передают дух времени. Например, пластик стал по-настоящему доступен лишь в середине 20-го века. Альберто Бурри (Alberto Burri) и другие художники использовали его в своей практике наряду со всевозможными субстанциями. Такими, как брезент, ПВА и иные синтетические материалы, что приводило к переосмыслению понятия «картина» как такового. В какой-то степени мои работы поднимают подобные вопросы, тестируя трансформацию канонов живописи при использовании традиционных и инновационных материалов. В новом веке остроактуальным оказался карбон, хотя уже в 70-х годах прошлого столетия его начали применять в авиационно-космической отрасли, используя его прочность при изгибе.
— Можно ли говорить о рождении совершенно нового языка в изобразительном искусстве?
Безусловно. Эксперименты с высокотехнологичными материалами позволили сделать плоское изображение визуально объёмным, работать с разными стилями. Я проводила немало исследований в области цвета, света, звука, сенсорных ощущений и их взаимодействия. Технология изготовления карбона позволяет создавать оригинальный динамичный рисунок с интересными линейными и цветовыми метаморфозами. Исключительно прочное карбоновое волокно в десятки раз тоньше человеческого волоса, что открывает большие возможности в его использовании. Несмотря на статичность применяемых материалов созданные с их помощью картины выглядят очень динамично.
— Какие художники тебя вдохновляют, кто нравится больше всего и почему?
Их множество! Но если выделить несколько, мне очень нравится подход к работе американской художницы Лиз Ларнер. Обожаю её за нескончаемую изобретательность и смелость в выборе материалов и работе с ними, за те качества, которыми обладают её работы: что-то на грани узнаваемого с таинственным. Очень нравятся работы шведской спиритистки и художницы Хильмы Аф Клинт, ставшей одной из первых представительниц абстрактной живописи. И, конечно, Казимир Малевич. Он для меня — источник нескончаемого вдохновения. Мне очень близки идеи супрематизма.
— Я знаю, что твоя работа «100 лет спустя» резонирует с «Чёрным квадратом» Малевича. В чём её концепт?
«Чёрный квадрат» был создан Малевичем ровно 100 лет назад, в 1915 году. Как и любая картина, она подвергается воздействию окружающей среды и распаду. Реставрация, бесспорно, возможна, но, скажем, ещё через столетие эта работа перестанет существовать в своём первозданном виде. Эта мысль меня очень расстроила и в результате сподвигла на создание работы «100 лет спустя». Карбоновый квадрат, размер которого идентичен «Чёрному квадрату», символизирует человеческое стремление к вечности. Над этим квадратом время не властно, что, собственно, и являлось основной идеей.
— Над чем ты сейчас работаешь, чего можно ожидать зрителю в скором будущем?
Помимо подготовки к выставке в S. T. Art-gallery и экспозиции «Абстрактные ландшафты» в московском ЦДХ я работаю над масштабным мультимедийным проектом. Планируется комбинация, состоящая из видео, инсталляции, картин и скульптур. В августе мои работы были представлены на выставке Восток-Запад (East-West) в Москве. После неё поступило предложение о сотрудничестве от киностудии «Лестница» о съёмках документального фильма, посвящённого моему творчеству.
— Зачастую художники сотрудничают с известными брендами, различными домами моды и так далее. Например, Джефф Кунс придумал дизайн для автомобиля БМВ. Как ты к этому относишься, и могли бы тебя заинтересовать подобные предложения?
Все зависит от предложения. На данном этапе я продолжаю развивать начатое направление и готовлю новые работы. Так много разных идей, и для меня сейчас самое главное — материализовать их на совершенно ином уровне. Пробовать новое — всегда интересно. Сложно загадывать наперёд, что будет дальше. Будущее покажет.
— Как тебе работается в Лос-Анджелесе? Реально ли добиться успеха на сверхконкурентоспособном рынке искусства в США, куда рвутся талантливые художники из многих стран?
Мне кажется, выбирая профессию художника, невозможно заранее спланировать и сразу оценить дальность полёта. Среда, в которой много талантливых, креативных и работоспособных людей, вдохновляет на работу, но требует внутренней устойчивости.
Нужно верить в себя и получать удовольствие от самого процесса. Здесь не легче работать и жить, чем в России или Англии. Разве что климат в Калифорнии нас балует (смеётся), да стимулирует атмосфера в творческой среде.
— Планируешь ли ты использовать свою уникальную технику в массовом производстве?
Моя мастерская рассчитана на изготовление лишь ограниченного количества арт-объектов. В основном это выполненные на заказ и предназначенные для выставок работы. К концу 2016 появится возможность выпуска картин из карбона в необходимом объёме.
- Выставка «Ландшафты абстракции»
- Названы победители международного проекта-выставки в ЦДХ «Ландшафты абстракции»
- Света Самсон на выставке «Инсайт» в Галерее «На Каширке»
- Персональная выставка Юрия Самсонова - художника, рисующего с настроением
- Выставка «Эра Самсона», посвященная 100-летию революции
- «На краю», персональная выставка Светы Самсон
- «Вид с моста» Артура Миллера, краткое содержание
- «Как передаётся слово: Примирение с историей рабства по всей Америке» Клинта Смита, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?