Учимся рисовать птиц читать ~15 мин.
Многообразие и красота мира пернатых — великолепный материал для любого художника. Если вам по настоящему нравится рисовать птиц, вы никогда не останетесь без работы. Птицы повсюду окружают нас, воробьи - на соседней крыше, голуби и дрозды в садах и парках, пустельга в лесу, тупики и бакланы на берегу моря, орлы и коршуны в горах небе.
Что ни птица, то чудо, но это чудо надо уметь видеть. Чтобы понять совершенство и неповторимость каждой птахи, посмотрите, как нежится на солнышке чёрный дрозд, распластав свои крылья, как повисла вниз головой на кормушке маленькая юркая синица.
Формы и пропорции
Как и в случае с любым объектом для рисования, прежде чем вы научитесь рисовать птиц, вам сначала придется разглядеть геометрические фигуры, лежащие в основе любых птичьих силуэтов. Большинству птиц присуща форма капли смолы, хотя вариантов есть великое множество.
Рассмотрим для начала одну из самых мелких птичек — зимородка. У него остренький короткий хвостик, его маленькие лапки почти не видны, так что вам остается нарисовать лишь его тельце, похожее на каплю смолы.
Зато у дятла голова кажется маленькой по сравнению с его туловищем, а хвост более длинный и острый — им дятел опирается на дерево, взбираясь по стволу. На вашем рисунке хвост птицы всегда должен быть плавным продолжением её тела.
Гуси, утки и лебеди обладают широкими, как лопата, клювами, перепончатыми лапами и прилегающим к телу оперением. Они часто совершают долгие перелеты, поэтому у них мускулистое тело обтекаемой формы и широкая грудь с развитыми мышцами. Эти птицы питаются травой и зернами, которые попадают в зоб. Туго набитый зоб ещё больше подчеркивает стремительность их тела.
Одна из самых маленьких уток – чирок. Ее можно опознать по величине её головы. Есть неписанное правило — чем меньше птица, тем крупней её голова по отношению к телу.
Взгляните на лебедя, чья небольшая маленькая голова говорит о весьма крупном туловище. Гуси по величине и форме образуют как бы мост между утками и лебедями. И опять же, пропорции головы и тела этой птицы красноречиво говорят о её размере.
Великолепные натурщицы для художников – совы. Их характерная форма, большие глаза и неуловимое сходство с кошкой делают их весьма интересными. Сова - сплюшка кажется приземистой. У нее явственно выделенные «брови» (опахало), придающие голове почти прямоугольную форму. Лицевой диск сипухи можно представить в форме сердцевидной плоскости, разделенной по середине.
Излюбленной темой художников является журавль, считающийся символом благосостояния и долголетия на Дальнем Востоке. Эта птица поражает своей горделивой осанкой. Журавль все время пребывает в движении, но иногда замирает в определенной позе, давая вам шанс сделать зарисовку. Плавные формы журавля превосходно сочетаются с акварельными мазками. Попробуйте каллиграфическую методику, работая рукой от запястья и локтя и держа кисть свободно, без напряжения, — или даже держите кисть совершенно вертикально, по манере китайских художников.
Строение тела птиц
Если вам поначалу трудно рисовать перья, для облегчения этой задачи представьте, что их можно разделить на различные участки. Все птицы обладают обтекаемой формой, необходимой для полета, а это значит, что перья должны плотно перекрывать друг друга, начиная от передней части темени вниз по зашейку, затем по спине, верхним кроющим перьям хвоста и, наконец, по хвосту. Но на голове перья всегда окружают глаза.
Перья перекрывают друг друга таким же образом, как черепица на кровле. При полете, когда крылья поднимаются, перья на них разрыхляются и пропускают воздух через себя, а затем, когда крылья опускаются, перья смыкаются между собой и ударяя по воздуху и выталкивая птицу вперед.
Определять участки оперения и физические черты птиц вам помогут знания основных терминов. Анатомию птицы легче понять, если вспомнить историю эволюции, в частности, что крылья развились из передних конечностей, а стоит птица на «задних» ногах, будто лошадь, вставшая на дыбы.
Цевка - часть ноги ниже голени, на самом деле представляет собой вытянутую часть ступни, а сама ступня состоит из одних пальцев. Настоящее колено у птиц видно редко — оно скрыто под перьями и плотно прижато к телу для равновесия. Сами ноги у птиц состоят из трех крупных костей, благодаря чему они могут легко складываться зигзагом.
Крыло птицы соответствует нашему плечу, предплечью и запястью, а «кистью руки» является место, откуда растут первые маховые перья.
Крылья, как и ноги, состоят из трех основных частей, что позволяет им раскрываться на полную длину или же складываться зигзагом, прижимаясь к телу пернатого.
При рисовании птиц важно учитывать также пропорции и перспективу. Пропорция — величина различных частей по отношению друг к другу. Пропорция сильно зависит от перспективы — оптической иллюзии, заставляющей объекты и их части казаться меньше или уже по мере их удаления.
Например, если посмотреть на самочку фазана спереди, её тело кажется довольно коротким, намного короче, чем при виде сбоку. Это происходит потому, что перспектива как бы «сгущает» форму. Такой эффект перспективы называется «укорачиванием». Хвост птицы также всегда укорачивается перспективой. Ещё одним фактором, влияющим на пропорции, является возраст птицы. Как и у всех живых существ, молодые особи отличаются более крупной головой по сравнению со своим телом.
Освещение и блики
Освещение всегда играет важную роль при создании натуралистичного рисунка. Вам надо запомнить, что когда свет, падающий на объект, слабеет, на нём появляются тени. Но не нужно думать, что тени сплошные: свет, отражающийся от расположенных рядом других поверхностей, уменьшает их плотность и создает блики внутри самой тени.
Эффект светотени можно хорошо увидеть на изображении любой белой птицы. Как правило, такие рисунки имеют сильный тональный контраст, однако, поскольку свет в естественной обстановке падает с разных сторон, тени и отраженный свет распределяются всегда по-разному.
Птица любой раскраски, освещенная сзади, будет казаться темной или даже черной. Заднее освещение создает светлый ореол вокруг головы и иногда под подбородком. Разноцветные птицы, такие как петух или фазан, кажутся при заднем освещении совсем темными, но их силуэт всегда окружен светлой каймой. Любые перья птиц, независимо от цвета и узора, прекрасно отражают свет. Помните ,что на блестящих перьях могут появляться блики и это ещё более усложнит вашу задачу.
Учимся правильно изображать детали
Одна из самых важных черт на рисунках птиц – глаза. Их величина, форма, угол и цвет помогают определить особенности каждого вида. Глаза у хищных птиц обычно крупные. Ястребы и орлы обладают бинокулярным зрением, и их глаза расположены прямо, чтобы они могли лучше оценивать расстояние. Глаза голубей, уток, гусей и лебедей расположены по обеим сторонам головы, обеспечивая им круговой обзор. Глаза всех птиц окружены орбитальным кольцом, а далее концентрическими кругами перьев, которые затем переходят в кроющие перья уха и в опахала, называемые «бровями» птиц.
Вторая видовая особенность – клюв. Птичьи клювы бывают загнутые и острые, как у сокола, большие, словно садовые ножницы, как у тукана, бывает клюв-ложка, как у утки и клюв-щипцы, как у шилоклювки. Но все клювы являются роговыми выростами черепа.
Клюв помогает подчеркнуть характер птицы, добавляет выразительности каждому виду пернатых. Важно правильно нарисовать ноздри птицы. Так, у сокола они защищены восковиной — желтоватой оболочкой, покрывающей его клюв. Ноздри утки расположены высоко, чтобы она могла погружать клюв в воду и дышать одновременно. Ноздри шилоклювки выглядят как простая бороздка вдоль её надклювья.
Птичьи лапы обычно построены так: три пальца смотрят вперед и один назад. Но бывают и исключения, например, у дятла два пальца направлены вперед и два назад. Птичью лапу, которая цепко держится за ветку, легче всего нарисовать, представив её в виде маленького кулака и очертив его всего парой линий.
Надо учесть и строение перьев птиц, причем не только самого пера но и того, как оно крепиться к тому или иному участку её тела. Дело в том, что к каждому перу или массе перьев различных птиц прикреплены мышцы, благодаря чему они способны двигаться отдельно от других. Когда птице холодно, она просто поднимает перья, чтобы окутать себя ими. Подниматься перья могут и от испуга, как, например, у какаду и дрофы. Интересно рассматривать у птиц и их веерообразные хвосты. Среднее перо всегда лежит выше всех, но когда птица разворачивает хвост веером, оно последнее оказывается вровень с другими.
Придаем фактуру
Разные птицы преуспели кто в искусстве создания красочных нарядов, кто превосходного камуфляжа. Стараясь заинтересовать самку, самцы некоторых видов, таких как павлины и фазаны, носят поразительно красивое оперение. Другие же самцы создают красивый декоративный эффект при помощи определенных масс перьев.
Серповидные хвостовые перья петуха представляют собой всего лишь верхние кроющие перья хвоста, но не сам хвост, который их поддерживает. То же можно сказать и о красивых перьях павлина - его настоящий хвост, весьма скромный, спрятан под всем известными роскошными перьями с «глазками».
Самочки же этих видов, наоборот, тщательно маскируются и в своих очень скромных пятнистых нарядах буквально сливаются с окружающей природой. Другие виды, например, козодой — с удивительно тонким рисунком на перьях, — делают то же самое, исчезая на фоне лесной растительности. Пятнышки на сойке, крупной лесной птице с довольно ярким оперением, на самом деле сливаются с яркими солнечными бликами на листве деревьев. Такой камуфляж называют «взрывным».
Красота и сложность полета
Одна из наиболее трудных задач - рисовать птиц в полете. Птицы разных видов летают по-разному, а характер полета соответствует их роли в природе. Легче всего наблюдать и рисовать свободно парящих птиц, чьи крылья сохраняют относительную неподвижность. Например, чайки могут следовать за паромами долгое время в парящем состоянии. Цапли летают медленно и плавно, что дает вам время на зарисовки. Хищные птицы часто парят на воздушных потоках, широко распластав свои огромные крылья. Ритм и манера полета птиц зависят от длины и ширины их крыльев.
У цапли широкие крылья, поэтому она способна без труда преодолевать большие расстояния. Клушица любит играть с воздушными потоками, поднимающимися от скал. Ее крылья также широкие, но они оснащены длинными первостепенными маховыми перьями, позволяющими ей улавливать самые слабые потоки воздуха. Клушица может складывать свои крылья и резко нырять вниз вдоль вертикальной стены утеса.
А вот у тупика пропорционально небольшие крылья, по сравнению с его тучным пухлым телом, поэтому, он машет ими чаще, чем другие птицы. Это стремительное мельканье крыльев можно передать лишь несколькими карандашными штрихами. Кстати, некоторые птицы превосходно скользят под водой, гоняясь за своей добычей - рыбой. Пингвин не умеет летать, но он прекрасно приспособился к плаванию, и его красота и элегантность под поверхностью воды является полной противоположностью. Его неуклюжести на суше.
Выразительными моментами являются взлеты и посадки птиц. Запомните, что у взлетающей птицы голова поднята кверху, а шея максимально вытянута вперед, тогда как у садящейся птицы голова наклонена вниз.
Повседневная жизнь пернатых
Походка птиц, зачастую бывает не менее интересна для художника, чем их полет. Необычайно длинные ноги ходулочника делают его наилучшим объектом для изучения движений идущей птицы. Мы уже упоминали о том, что ноги птицы — на самом деле являются её задними конечностями. Колено птицы, как правило, спрятано под её боковыми перьями, оно более гибкое, чем зачастую кажется на первый взгляд. Когда же птица бежит или идет по воде, позиции её ног могут быть и более «экстремальными».
В целом, при ходьбе и беге, наблюдается общее правило — задняя нога остается сзади и поднимается, тогда как голова и шея втягиваются вперед, готовые снова резко выдвинуться. Голова птицы выдвигается вперед каждый раз, когда она переставляет вперед свою ногу.
От физического строения тела птицы, зависит то, как она занимаются своими обычными делами: ест, спит и чистит перья. Например, длинный хвост попугая, который позволяет ему с легкостью лавировать в густых джунглях, требует совершенно иного ухода, чем короткий хвост кроншнепа.
Все птицы тщательно следят за чистотой своих когтей, крыльев и головы – от этого зависит их жизнь и здоровье. Всегда интересно наблюдать за птицами, когда те расслаблены и спокойны. Так, кроншнеп умеет подолгу балансировать на одной ноге и тереть другой ногой свою голову и длинный клюв. Цапля эффектно смотреться, когда вытягивает шею, в поисках рыбы, а крачка хороша, когда издает свои знаменитые пронзительные крики.
Создание набросков
Наброски и зарисовки являются жизненной необходимостью для художника, посвятившего своё творчество птицам. Несколько быстрых штрихов могут обозначить движение, форму птицы и её повадки лучше, чем более детальный рисунок.
Когда вы видите что-то интересное, отбрасывайте всякую осторожность и старайтесь сделать как можно больше набросков движений и поз птиц. Не бойтесь того, что они будут несовершенными: главная цель зарисовок —подготовить информацию для дальнейшей, более детальной работы и обогатить вашу память. Вашим первым штрихам, возможно, не удастся точно запечатлеть всю птицу целиком, но этого будет достаточно, чтобы вы потом вспомнили её позу. Когда-нибудь птица опять примет эту позу, и вы дополните свою зарисовку.
Наброски позволят вам устроить целый банк информации, а также запечатлеть большое количество счастливых воспоминаний о местах, где вы побывали, и о разнообразии увиденных там птиц. Мимолетные встречи с птицами часто требуют зарисовок, выполняемых в большой спешке. Вот почему полезно знать заранее что-нибудь о каждой птице. Зарисовка смешанной группы птиц поможет осознать разницу в их формах, строении и оперении, а также в повадках.
Правильное создание композиции можно рассматривать как самоцель всей работы, в которой объединятся все ваши эскизы, зарисовки и собранная информация. Наши советы по организации отдельных элементов в картине помогут вам выразить то, что вы хотите сказать наиболее эффективным образом.
Перед определением окончательной композиции, сделайте несколько небольших эскизов, испробовав, таким образом, различные варианты расположения деталей. Только запомните один важный момент — никогда не размещайте своих персонажей по центру страницы, поскольку это выглядит слишком скучно, тогда как ассиметричная композиция выглядит гораздо интересней.
Используя ранние зарисовки, вы поймете, насколько важно знать, где начинается и заканчивается ваша картина. Именно в этом состоит роль рамки. Вы можете сократить или расширить задний план работы, срезав рамку или, наоборот, расширив её. Пробуйте различную форму, не вписывающуюся в привычные стандарты, например, вертикальную картину или панораму.
Живая натура и среда обитания
Изображать птиц намного интересней, если вы распространите своё внимание на мир, в котором они обитают и к которому приспосабливаются. Часто достаточно лишь чуть-чуть наметить фон, чтобы хорошо передать образ жизни изображенной вами птицы. Так, рваная линия, проведённая углем, может означать скалу на берегу моря, на которой сидит парочка бакланов.
Увлекательно рисовать птиц за едой. Щеглы любят головки ворсянки за их вкусные семена, поэтому этих птичек часто можно встретить сидящих на них. К тому же это растение красиво само по себе. Такой рисунок послужит также тренировкой масштаба изображения: величина головки растения такая же, как у щегла, то есть оно подчеркивает крохотность этой птички.
Птиц, сидящих на гнездах рисовать не следует — испуганная самка может бросить гнездо, и тогда птенцы не выведутся. Хотя семейство поганок обычно гнездится на реке, и их можно нарисовать с моста. Эти птицы привыкли к шуму машин, поэтому и на вас внимания не обратят. А красивое оформление их гнезда можно создать ветвями ивы.
Учитывайте, что каждый вид птиц адаптирован к определенной среде обитания. Желтый певун ловит насекомых среди листьев, а чибис кормится на берегах рек и на лугах.
Также важно обозначить время суток. Это можно сделать при помощи освещения и фона изображения, а окружающие погодные условия передать различными штрихами. Частые косые штрихи, сделанные карандашом или углем, говорят о дождливой погоде, а диагональные штрихи могут обозначить направление ветра, тогда как резкий контраст светотени создаст видимость солнечной погоды.
Удобное подспорье
Каждый художник, рисующий птиц, должен использовать любую возможность углубить свои знания. Первым подспорьем в этом деле станут фотографии птиц в книгах или журналах — это бесценный кладезь информации.
Фотографии позволят вам изучить подробности строения пера разных видов птиц, их повадки, распределение светотени на их телах. Желательно использовать собственные фотографии и брать с собой фотоаппарат на прогулку. Главное, не забывайте, что съемка не может заменить тот опыт, который дают живые зарисовки.
Используйте любые доступные материалы — ручку, карандаш, фломастер. Тренируйтесь рисовать эскизы, пока не будете удовлетворены результатами, а потом перенесите их на хорошую бумагу и дополните подробностями.
Видеоматериалы, посвященные жизни птиц, также могут стать неиссякаемым источником идей. Видеозаписи можно останавливать в нужный момент и делать зарисовки не спеша. Благодаря такому подспорью вы сможете уловить такие сложные движения, как полет или брачные танцы некоторых видов птиц.