Конструктивный рисунок натюрморта из геометрических тел читать ~21 мин.
Форма рисунка - это изображение, начертание на плоскости. Но познаваемый мир - не плоскость, а трехмерное пространство. Все предметы этого мира трехмерны, они объемны, как и сам мир. Цель рисунка - передать в двухмерном пространстве плоскости трехмерный объем. В основе обучения рисунку стоит задача развития у студента способности мыслить объемами в пространстве и видеть сложность мира через простые понятия. Модель пространства и любой формы в этом пространстве - куб. Любая геометрическая форма, вписанная в куб, имеет трехмерность и наличие всех сторон пространства. Без понимания формы предмета как объема шар будет просто кругом, а куб - четырехугольником или шестиугольником.
- Работа над композицией рисунка в пространстве листа
- Работа над пропорциональными отношениями предметов натюрморта
- Конструктивное построение геометрических тел в пространстве листа
- Методы построения геометрических тел в пространстве
- Работа над линиями
- Выбор положения источника света Линейное построение границ света и тени
- Частичное включение тона. Передача объема.
Учебный рисунок
Рисунок, в отличие от эстампа, - продукт оригинальный. Он бывает учебным, творческим, краткосрочным, линейным, тональным.
Работа над учебным рисунком натюрморта из геометрических тел является первой ступенью в познании рисунка как такового. На этой ступени идет формирование нового сознания для понимания объема и пространства. Через рисунок геометрических тел (примитивов) мы учимся видеть окружающий нас мир и понимать, что все предметы этого мира состоят из набора таких простых геометрических тел, как куб, цилиндр, конус и так далее. Недостаточно внимательное отношение к конструктивному рисунку геометрических тел скажется на всех последующих заданиях по рисунку. Ведь нельзя научиться грамматике, если алфавит изучать выборочно? Решая более серьезные, как нам будет казаться, задачи, мы постоянно будем возвращаться к первоначальному источнику.
Для работы над учебным рисунком натюрморта из геометрических тел нам необходимы такие материалы, как карандаш, резинка и бумага.
Карандаши используют твердо-мягкие и остро заточенные. Резинка должна быть мягкая и поделенная на две части по диагонали (эта операция дает две резинки с острыми углами). Резинка является таким же важным инструментом, как и карандаш. Бумага подбирается гладкой и высокой плотности, формата А2, A3.
Карандаши графитовые дифференцируются по твердости и обозначаются буквами Т (Н), ТМ (НВ), М (В) с цифровым показателем перед буквой. Степень мягкости карандашей обозначают буквой М, 2М, ЗМ и так далее. Степень твердости обозначают буквой «Т».
Обычно рисунок начинают карандашом средней мягкости, а затем переходят к более мягким номерам. Выбор карандашей зависит от качества бумаги и от творческой задачи, поставленной художником перед собой. На гладкую бумагу хорошо ложится мягкий карандаш, на шероховатой же поверхности удобней работать карандашом средней мягкости. Наброски лучше делать мягким карандашом, а длительный рисунок начинают карандашом средней мягкости. Рисунки графитным карандашом имеют сероватый тон с легким блеском.
Стержень для карандаша делается из смеси графита и глины, с последующим обжигом. От количества глины в смеси зависит твердость карандаша.
В качестве оборудования используется мольберт, на котором крепится лист бумаги таким образом, чтобы луч вашего зрения был перпендикулярен к центру листа (стороны которого должны быть параллельны сторонам мольберта).
Рисуют стоя и на вытянутую руку. Можно выполнять рисунок и сидя, но тогда вы ограничиваете свои движения в пространстве около рисунка, потому что на рисунок полезно смотреть как можно чаще с расстояния, превышающего расстояние вытянутой руки. Когда вы рисуете с натуры, мольберт не должен перекрывать вам постановку; если рисуете правой рукой, то натюрморт вы должны видеть слева от мольберта.
От положения карандаша в вашей руке зависит многое в рисунке. Начиная работу над рисунком, нельзя держать карандаш в руке, как ручку для письма. Потому что в таком случае при работе с большими пропорциональными отношениями, требующей определенной свободы движений за мольбертом, вам никогда не провести прямую и ровную линию - кисть руки скована и ограничена в движениях.
Необходимо положить карандаш на кончики пальцев со стороны ладони, прижать большим пальцем, отвести мизинец для опоры на лист, расслабить всю руку до плеча и провести линию. Если нужно, можно помочь себе поворотом корпуса. Проводя вертикальную линию, порою достаточно просто расслабить руку, чтобы она под собственной тяжестью скатилась вниз с карандашом, оставив за собой прямую линию. К первому, неизбежному ощущению неудобства нужно привыкнуть, иначе ваша рука никогда не станет раскованной и виртуозной. При переходе к детальной проработке рисунка, когда становится достаточно движений запястья, положение карандаша в руке можно поменять.
Для более удобной работы с листом бумаги его наклеивают на планшет. Пропорциональные отношения сторон планшета должны соответствовать пропорциональным отношениям сторон листа бумаги. Планшет состоит из деревянного каркаса (брус сеч. 20x40 мм) и прямоугольной основы из фанеры, наклеенной на каркас.
Возьмите лист бумаги размером немного больше планшета и намочите его водой с двух сторон. Нанесите кистью клей (ПВА) на торцевые стороны планшета и положите на него лист. Разгладьте бумагу на планшете от его середины к краям так, чтобы подвернутые края листа можно было наклеить на планшет; наклеивание выполняйте от середины торцов к углам. К работе над рисунком приступайте после того, как бумага на планшете высохнет и выровняется. После окончания работы лист бумаги с рисунком просто срезается с планшета, и последний используется повторно.
Далее Работа над композицией рисунка в пространстве листа