Как сделать точный (подробный) рисунок читать ~9 мин.
Ознакомившись с различными материалами для рисования и увидев многообразие эффектов, которые можно достичь с их помощью, следует затем научиться, как использовать их, чтобы рисунок воспроизводил выбранный вами объект с требуемой степенью точности и выглядел «как настоящий». Точное рисование не нужно путать с подробным рисованием: несколько линий могут обеспечить большую похожесть лица, фигуры или пейзажа, чем любое количество точных деталей. Зависит это главным образом от понимания формы, пропорции и относительного масштаба. Все это требует в первую очередь внимательного наблюдения и постоянной проверки.
Обучение рисованию похоже на обучение письму — основным умением нужно овладеть до того, как вы заставите его работать на себя. При первых ошибках можно отвратиться от рисования и решить, что у вас просто нет «дара», но вы можете свести к минимуму эти неудачи, следуя простой стратегии, по крайней мере на раннем этапе.
Рисование видимых масштабов
Большинство художников при рисовании используют разные системы измерений, проще всего это сделать, если вы рисуете тот размер, который видите. Термин «в видимых масштабах» объясняет сам себя, и многие люди, естественно, рисуют именно так. Другие поступают иначе: они пытаются рисовать как можно ближе к настоящему размеру и должны заставлять себя уменьшать свои рисунки.
Вы легко можете проверить размер на глаз, поставив какой-нибудь предмет, например кружку, на стол и подняв перед ней альбом — именно с этой позиции вы будете рисовать. Затем закройте один глаз и сделайте две отметки на бумаге, одну с каждой стороны кружки. Если вы на пленэре и рисуете пейзаж или городскую сцену, то можете сделать серию таких отметок вверху листа бумаги. Это можно сделать, либо подняв карандаш на уровень своего рисунка и двигая большой палец вверх и вниз, или используя линейку и считывая ее показания.
Может показаться, что это механический способ рисования, но он очень помогает, когда требуется точность. Если вы делаете предварительный эскиз для картины, а не просто рисуете ради самого рисунка, аккуратность важнее, чем выразительность, и вам не придется вносить поправки, работая красками.
Измерение путем сравнения
Вы можете проверить это, как раньше, но на этот раз сначала поднесите альбом как можно ближе к кружке, а затем отойдите от него на метр: кружка станет очень маленькой по отношению к листу бумаги. Такие маленькие размеры могут затруднить работу; например, если вы рисуете человека с натуры, модель может находиться на некотором расстоянии от вас, и если вы хотите сделать смелый рисунок углем, то такой подход повлечет за собой массу ненужных ограничений. В подобных случаях все же можно использовать системы измерения, но следует выбрать один «ключевой размер» и подгонять под него всю остальную работу. При изображении фигуры единицей измерения считается голова — о пропорциях человеческого тела мы поговорим позднее, — но в любом рисунке какая-либо основная деталь поможет вам определить и прочие размеры. В изображении интерьера, к примеру, это может быть стол или какой-нибудь другой предмет мебели, играющий существенную роль в композиции. Если вначале вы делаете легкий набросок, то можно определить размеры остальных деталей, к примеру, высоту и ширину окна на заднем плане, опять-таки при помощи поднятого карандаша. Для начала еще раз поэкспериментируйте с кружкой на столе: измерьте высоту и сверьте ее с шириной. Если же вы рисуете иным способом, следует периодически проверять размер, вытягивая вперед руку с карандашом: достаточно вам слегка согнуть руку или переместиться — и размеры изменяются.
РИСОВАНИЕ ОЧЕРТАНИЙ
Рисование включает в себя, кроме иных аспектов, определение формы путем фиксации очертаний предмета. Это подразумевает своего рода фальшь, поскольку ни один предмет не бывает плоским и в природе нет настоящих очертаний. И все же нам приходится придумывать очертания, потому что они создают форму.
Абрис
Неплохо прочувствовать формы, создав простой натюрморт из нескольких предметов — кружки, тарелки и бутылки, — и подойти к ним с точки зрения двухмерных форм, наметив только их абрис. Таким способом хороший рисунок не сделать, потому что хотя он и может быть точным с точки зрения абриса, но форму предмета вы не постигнете, к тому же он не будет казаться осязаемым. И все же это полезное упражнение, поскольку оно заставляет внимательно посмотреть на абрис и проанализировать его.
Сравнения
Рисование очертаний станет гораздо легче, когда вы начнете сравнивать одну форму с другой и проверять относительные размеры, как это объяснялось на предыдущих страницах. Посмотрите, например, на то, как очертания относятся друг к другу. Если вы их расположите так, что они будут налагаться друг на друга, как и в какой точке это произойдет? Спросите себя, насколько больше, выше или шире одно очертание, чем другое, а в случае с высоким предметом — с бутылкой — каково отношение ее ширины к высоте? Общая ошибка: заниматься каждой частью рисунка отдельно. Яблоко идеального очертания, лежащее на слишком маленькой относительно
Негативы
Еще один полезный способ проверки точности рисунка — посмотреть на очертания между предметами и за ними. Это называется негативное очертание, или негативное пространство. Если вы рисуете кружку с ручкой, забудьте о ручке и попытайтесь оценить очертания участка пространства между ней и краем кружки. Порой полезно нарисовать эти очертания до того, как вы сделаете позитивный рисунок; иногда вам вовсе не потребуется рисовать настоящие предметы. Рисование негативных очертаний — это еще одно упражнение, которое часто дают преподаватели. Хотя оно и покажется немного надуманным, но заставляет оттачивать наблюдательность. Кроме того, оно доставляет удовольствие, поскольку позволяет посмотреть на вещи совершенно по-иному и таким образом отказаться от предубеждений. Когда ваш рисунок станет более уверенным, вы можете продолжать использовать системы проверок и сравнений. Негативные формы очень полезны для рисования фигуры в тех случаях, когда что-то пошло неправильно, а вы не знаете, в чем именно заключается ошибка. Над стоящей фигурой придется долго биться, чтобы изобразить трудные формы конечностей, которые вы не смогли правильно соотнести с телом. Часто удается обнаружить ошибку, проверив очертания пространства между руками и телом.
РИСОВАНИЕ ФОРМЫ
До сих пор мы рассматривали системы измерений и проверок для обеспечения четких очертаний, контуров и пропорций, но на самом деле нам нужно не только это. Рисование — это создание иллюзий: вы изображаете объемный мир в двух измерениях, а хороший рисунок должен давать убедительное впечатление объемной формы предмета и его очертаний.
Определение света и тени
К сожалению, ни одна система измерений не поможет вам воспроизвести твердость предмета. Тут вы должны полагаться на прямое наблюдение, а это не так-то просто. Форма изображается светом, падающим на предмет, который создает светлые и темные участки, и их очертания зависят от характера предмета. относительно просто оценить эти различия в тоне (светлый или темный цвет), но почти все предметы и объекты, которые вы хотите нарисовать, — будь то лицо или яблоко на тарелке — имеют свой цвет. Это сбивает с толку, потому что наши глаза замечают скорее цвет, чем тон, отчего бывает трудно разместить светлые и темные участки. Имеет смысл прищуриться, отчего цвет станет неясным, большая часть деталей обретет рельефность, и вы более четко увидите тона.
Форма и очертания
Очертания могут быть совершенно бесполезны при воспроизведении формы, потому что жесткие контуры уплощают ее. Очертание круглого или цилиндрического предмета, например яблока или кружки, обозначает границы, за которыми предмет скрывается от вашего взгляда. Если вы усилите эту часть предмета больше, чем ту, что находится ближе к вам, иллюзия твердости разрушится.
Хороший способ попрактиковаться в рисовании формы — использовать тон с самого начала, по возможности полностью избегая очертаний, или набросать только едва видимый контур. Старайтесь работать широким инструментом, например боковой стороной угля, или попробуйте метод выявления светлых пятен. Использовать уголь совсем не обязательно. Форму можно безупречно изобразить карандашом или даже пером и тушью, но уголь позволит вам избежать линеарного подхода.
РИСОВАНИЕ ЛИНИЕЙ
Мы только что объяснили, как выстроить форму при помощи тона. Наверное, вам покажется противоречивым, если мы скажем, что можно создать впечатление объема посредством одних только линий. Все зависит от качества линий и от того, как вы будете варьировать их в картине. Линия может быть сплошной и темной, светлой и тонкой или мягкой и едва заметной.
Потерянные и обретенные границы
Как мы видели, нарисовав твердые очертания вокруг чего-нибудь, вы разрушаете единство предмета, ибо в действительности он не имеет твердых очертаний. Одни границы можно определить по линии отбрасываемой тени, но другие будут очень мягкими и иногда едва различимыми. Эти «потерянные и обретенные границы» — очень важное понятие в рисовании, поскольку они определяют объем. Вы можете увидеть этот эффект даже на самом простом предмете. Более сложные объекты — цветы или человеческое лицо – это множество твердых и мягких границ, определенных различными характеристиками форм, а также тем, как они отворачиваются от света. Внимательно следя за различиями в качестве линии, вы можете передать на рисунке форму без использования растушевки. Хотя это довольно трудно, имеет смысл сделать такую попытку, поскольку результат может быть очень выразительным.
Контуры
Существует еще один способ использования линии для изображения формы. Контуры — это то же самое, что очертания. Это линии, которые следуют за абрисом. Можно привести очевидный пример: кайма, обрамляющая фарфоровое изделие; менее очевидные контуры создает одежда: складки рукава передают форму руки под ними, перекрестье шнурков в ботинках обрисовывает подъем. И в самом деле, одежда часто помогает изобразить особенности человеческой фигуры: линия на поясе передает изгиб тела, манжета на рукаве или ремешок часов подчеркивают очертания запястья. Конечно, не у всех объектов есть такие удобные «ключи» к форме (яблоко довольно трудно изобразить контуром). Но если такие возможности имеются, старайтесь использовать их в своей картине, при этом неважно, рисуете ли вы только при помощи линий или же используете тон.