Будущее виртуальных музеев в свете необходимости страхования культурных ценностей читать ~3 мин.
В 1985 году признанный позже душевно больным Бронюс Майгис облил картину кисти Рембранта «Даная», находящуюся до сих пор в Эрмитаже, серной кислотой. Через 12 лет восстановительных работ картина вновь заняла свое место в экспозиции питерского музея за бронированным стеклом и красочный слой стал почти не виден (опосредован стеклянной перегородкой) для посетителей, желающих рассмотреть «с натуры перо» (технику) прославленного голландского мастера.
Копия картины «Даная» присутствует в экспозиции Омского музея ИЗО имени Врубеля. И, с точки зрения искусствоведения, почти нет никакой разницы где взглянуть на картину: в Эрмитаже, в Омском музее или на экране широкоформатного монитора, открыв одну из виртуальных галерей, появление которых, по мнению многих экспертов, продлит жизнь оригиналам культурного наследия и позволит сэкономить на страховании перевозимых на выставки полотен или скульптур существенные средства.
С появлением полноценных виртуальных галерей у музеев отпадет необходимость иметь в собственности специализированный автотранспорт, который требует обслуживания и страхования. Рассчитать ОСАГО онлайн может каждый и убедиться, что «автогражданка» – не такая уж затратная статья расходов музеев. Но кроме ОСАГО существует и комплексное автострахование. Полис каско (в разы дороже ОСАГО) довольно часто приобретается музеями.
Организовав виртуальные 3D-галереи, можно было бы оставить тот же каско калькулятор не у дел и потратить высвободившиеся средства на реставрацию картин или помещений музеев. По прогнозам экспертов, в ближайшее время музеям, расположенным в старинных особняках, придется сократить количество посетителей чтобы избежать разрушения зданий. К примеру Комендантская лестница в Эрмитаже находилась до последней реставрации в плачевном состоянии. На сколько ее «хватит» в этот раз – неизвестно.
Страхование самих культурных ценностей обязательно на время транспортировки. Об этом Счетная Палата России неоднократно напоминала, в частности, руководству того же Эрмитажа, пока в 2000 году Министерство Культуры РФ не заключило генеральный полис на страхование всех культурных ценностей, находящихся на выставках в России или за рубежом.
Цена вопроса достигает, по разным оценкам, одного миллиарда долларов. В сравнении с этим, цифры на каско калькуляторе, не говоря уже о сервисах позволяющих рассчитать ОСАГО онлайн, просто смешны. Совокупные затраты на страхование позволили бы разработать в России новейшие формы виртуальных музеев, при этом не снизив доходов музеев обычных.
Доходы выставочных галерей едва ли бы сократились за счет уникальности коллекций и способов тактильного и «натурного» восприятия. Идеальные копии на 3D-принтерах позволят дотрагиваться до экспонатов, модуляторы запаха будут создавать атмосферу художественной мастерской, а развитие «культурного» туризма помогло бы не только нашим музеям, но и стране в целом.
Отметим, что российские страховщики едва ли поддержат массовый отказ музеев от выездных выставок. Страховщики теряют весьма солидный куш. Но анализ ситуации на страховом рынке России позволяет сделать иные выводы. Страхование культурных ценностей в России не превышает 1% от совокупных премий всех страховщиков за год. Цифра более чем скромная.
К тому же, по данным Art Consulting, у российских страховщиков нет возможностей «плотно» заниматься страхованием культурных ценностей: нет кадров, способных отличить подделку от оригинала или рассчитать количественные показатели рисков. Так, в мире процент поддельных полотен, к примеру, Айвазовского достигает 20%, тогда как Сомова уже 60%. Дорогостоящие экспертизы, зачастую, просто не устраивают ни страховщиков, ни страхователей.
В 2006 году финансист Рустам Тарико потратил на картину Пикассо «Дора Маар с кошкой» более 90 миллионов долларов и, по некоторым данных, не смог застраховать полотно в России. Место нахождения картины неизвестно и наблюдать ее, как и многие другие предметы искусства из частных коллекций, можно теперь только в виртуальных выставочных залах, которые, впрочем, с легкостью заменяют оригинал фотографией высокого разрешения и богатыми сопроводительными материалами.