Флористика в русских народных промыслах читать ~18 мин.
Растительные мотивы представляют собой фундаментальную часть русской культуры, глубоко укоренившуюся в народных промыслах. На протяжении веков мастера по всей России совершенствовали методы изображения флоры в различных видах декоративно-прикладного искусства.
Цветы, травы, деревья, ягоды и другие растительные элементы стали основой художественного языка многих традиционных русских ремёсел – от росписи по дереву, металлу и керамике до вышивки, плетения и создания тканевых узоров. Каждый промысел выработал свой уникальный стиль отображения растительного мира, опираясь на местные традиции, доступные материалы и культурно-исторический контекст региона.
2 Хохломская роспись
3 Гжельская роспись
4 Жостовская роспись
5 Городецкая роспись
6 Северные виды росписи
7 Мстёрская миниатюра
8 Растительные мотивы в вышивке
9 Соломоплетение
10 Венки и обрядовое использование растений
11 Павловопосадские платки
12 Этноботанический аспект
13 Современное состояние флористики в народных промыслах
Историческое значение растительных мотивов
Использование флористических элементов в декоративном искусстве на территории России имеет древнейшие корни. Первые свидетельства применения цветочных мотивов для украшения относятся к 4 веку до нашей эры. На древних изображениях мир часто разделялся на три части – небо, люди и земля, причём земная часть символизировалась различными растениями и цветами.

После принятия христианства византийская культура существенно повлияла на развитие русского искусства. В 7 веке появились первые иконы с обрамлением из цветочного орнамента. Природа служила основным источником вдохновения для художников, переносивших изящные изгибы лепестков и стеблей в свои работы. Постепенно растительный орнамент распространился и на фасады храмов, часто в виде композиций, напоминающих древо жизни.
Растительные мотивы несли не только декоративную, но и глубокую символическую функцию. В языческой культуре славян растения ассоциировались с плодородием, жизненной силой и циклом смены времён года. После принятия христианства многие языческие символы были переосмыслены, но сохранили эстетическое значение.
С XVII века цветочные орнаменты активно использовались в украшении боярских и дворянских домов. Живые цветы также стали частью интерьера богатых домов – в гостиных и столовых комнатах часто можно было увидеть большие вазы с цветами. Позднее, с появлением печей, подоконники начали украшать горшечными растениями, так как условия для их выращивания стали более благоприятными.
Хохломская роспись
Хохлома – пожалуй, самый известный вид русской народной росписи по дереву. Этот промысел появился после освобождения Руси от татаро-монгольского ига. Жители деревни Хохлома и близлежащих сел добывали средства к существованию за счёт этого ремесла. Со временем деревянные изделия с характерным узором приобрели известность за пределами России, пользуясь популярностью в Париже, Индии и Средней Азии.
![]()
Традиционная хохломская роспись
Хохломская роспись – древний русский народный художественный промысел, зародившийся в XVII веке в заволжских деревнях Нижегородской губернии. Своё название получила по крупному торговому селу Хохлома, куда свозились на продажу готовые изделия.
Деревянные изделия с хохломской росписью изготавливаются из дерева и расписываются мастерами вручную. Основные цвета: красный, чёрный и золотой. Особенность хохломского «золота» заключается в том, что это лишь видимость настоящего драгоценного металла. На самом деле дерево покрывается серебристым оловом, которое после обжига в печи и покрытия льняным маслом приобретает золотистый оттенок. Тёмный фон усиливает контрастность изображения.
Основу растительного орнамента в хохломской росписи составляют изображения ягод рябины, калины и земляники, а также птицы и звери. Хохломские узоры стилизованы – они имеют определённое сходство с живыми растениями, но никогда не передают их облик с абсолютной точностью. Мастера используют обобщённые формы, сохраняя лишь основные признаки изображаемых растений.
Самый любимый и старинный орнамент хохломы – «травный» или просто «травка». Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше – кустиком. «Травка» отдалённо напоминает осоку, растущую на заливных лугах и по берегам водоёмов. Один из видов этого орнамента так и называется «осочка».
Травка обычно пишется красным и чёрным цветом. Ее основные широкие и длинные листья получаются сочными, так как на кисточку берётся много краски, которая ложится плотно на поверхность изделия. Кончики листьев выписываются тонко, они словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи-травинки по бокам основного кустика и бусины-ягодки на длинных стебельках делают эту роспись живой и изящной.
«Травка» – самостоятельный тип росписи, но также является обязательной частью любого растительного орнамента хохломы. Часто среди кустиков и веточек чёрной, красной, зелёной или жёлтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент называется «травным» или именем конкретной ягодки либо цветка.
Гжельская роспись
Гжельская роспись берет своё название от местности Гжель Московской губернии, где с XVII века существовал центр производства керамики и фарфора. Этот регион расположен на территории современного Раменского муниципального округа Московской области.
![]()
История гжели: от древних традиций до современных мастеров
Гжель – всемирно известное искусство российских мастеров, объединяющее в себе народные мотивы и аристократическую изысканность цвета и формы. Изящная белоснежная посуда из тонкой керамики, покрытая затейливым орнаментом сине-голубых оттенков, является одним из самых узнаваемых и популярных российских брендов за рубежом.
Тот, кто хоть раз видел гжель, никогда не забудет этот сказочный мир синих птиц и голубых цветов. Традиции гжельской росписи, основные приёмы и элементы сохранились ещё с XVIII века, при этом всегда оставляя простор для фантазии художников.
Формирование характерной для гжели сине-белой цветовой гаммы относится к началу XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий расписывалось только синей краской. Сегодня именно этот характерный рисунок – синяя роспись на белом фоне – определяет стиль «Гжель».
Процесс создания гжельской росписи начинается с изготовления белого фарфорового изделия, которое на профессиональном жаргоне называется «бельём». Затем мастера приступают к росписи («крытью»), которая выполняется вручную – кропотливо, но при этом быстро. Художники ровно и аккуратно кладут мазки и линии, образующие орнамент. Для росписи используется всего одна краска – чёрный кобальт, который разводится водой, подобно акварели.
На этом этапе рисунок выглядит однотонным. Но стоит поместить изделие в раскалённую печь, как кобальтовый узор «оживает», наполняясь глубокой васильковой синевой. После обжига проявляются оттенки и полутона сине-голубой гаммы. Настоящий гжельский мастер безошибочно чувствует правильное соотношение тонов, различая больше 20 оттенков синего цвета.
Гжельский фарфор расписывают определённым узором. Роспись бывает трёх видов. Первый – растительный узор: цветочные букеты и гирлянды, листья и ветки, трава, ягоды и другие элементы. Цветы (розы, маки, астры, ромашки и другие) изображаются достаточно условно. Один из любимых и часто повторяемых узоров – «гжельская роза» или «агашка».
Характерный приём гжельской росписи – так называемый «мазок с тенями». Для его выполнения художник набирает краску на одну сторону кисти, а при нанесении мазка кисть проворачивается по кругу. В результате в начале мазка краска ложится гуще, к середине мазок высветляется, а на кончике получается совсем светлым и тонким. Таким способом рисуют листики и объёмные цветки.
Жостовская роспись
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сёл и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) – Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.
Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и других предметах.
В основе жостовских композиций лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов: «собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок. Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Создавая букет, мастер следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.
Наряду с традиционным чёрным фоном используются красные, синие, зелёные цвета, а край подноса украшается лёгким, ажурным растительным орнаментом. Жостовский поднос характеризуется особой манерой исполнения, когда яркие сочные цветы выписываются очень реалистично, но при этом сохраняется декоративность композиции.
Городецкая роспись
Городецкая роспись – художественная роспись и резьба по дереву, зародившаяся в середине XIX века в Нижегородской губернии. Изначально ремесло заключалось в изготовлении резных прялок. Изделие вырезалась из одного вида дерева с углублениями, а из другого вида выпиливали фигуры, которые вставляли в углубления прялки. Так создавались различные орнаменты и рисунки.
Позже резные картины стали подкрашивать разными цветами, сочетая яркость красок с оттенком дерева. Полностью расписанные изделия сначала использовались только по праздникам, но со временем вошли в повседневный обиход. Постепенно мастера практически отказались от резьбы – техника производства стала проще и быстрее. Рисунками начали украшать сундуки, мебель, сани, предметы интерьера и игрушки.
В городецкой росписи сформировался определённый стиль: мастера изображали животных, цветы, бытовые и праздничные сцены. Среди наиболее популярных образов – чёрный конь и птица.
Цветочный орнамент в городецкой росписи представлен несколькими видами:
«Букет» – композиция, изображаемая симметрично, обычно используется при росписи разделочных досок или блюд.
«Гирлянда» – разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, а от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Такая композиция может вписываться в круг, полосу или располагаться серповидно на угловых частях изделия. Этот вид часто используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.
«Ромб» – вариант «гирлянды», когда в центре изображаются один или несколько цветков, образующих центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых граней. Эту композицию можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов и хлебницах.
«Цветочная полоса» – сохранилась в городецком промысле ещё с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от изделия, она может представлять собой повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделённых парами листьев, либо с чередованием цветков разного размера.
Северные виды росписи
На Русском Севере сформировалось несколько самобытных видов росписи по дереву, связанных территорией происхождения и используемыми мотивами. Эти виды росписи были частично заимствованы друг у друга и возникли приблизительно в одно и то же время, однако у каждой техники есть отличительные черты и характерные особенности.
Борецкая роспись
Борецкая роспись (также известная как Борокская) – севернорусская роспись по дереву, относящаяся к северодвинскому типу и входящая в борокско-тоемско-пучугскую группу. Она зародилась в древнем Новгороде и получила название в честь семьи бояр.
Основные цвета борецкой росписи – красный, зелёный, жёлтый и оттенок непрокрашенного дерева. Контуры элементов обычно обводятся чёрным цветом. Раньше борецкая роспись исполнялась в иконописной манере. Сегодня характерными орнаментами стали цветы и геометрические фигуры: ромбы, треугольники, небольшие круги и капли.
Борецкая роспись входит в группу северодвинских росписей, что объясняет её сходство с другими видами росписи этого региона, однако при этом она сохраняет свою уникальность и узнаваемость.
Ракульская роспись
Ракульская роспись получила название от реки Ракулка, притока Северной Двины. Расписная посуда встречается с преобладанием зелёного или красного оттенков. Большую роль в росписи всегда играл золотой цвет, который часто используется как основной.
Основные особенности ракульской росписи: изображения птиц, веток с крупными листьями, завитки и чёрный контур. Эти элементы создают узнаваемый стиль, который выделяет ракульскую роспись среди других северных видов декоративного искусства.
Растительные мотивы в ракульской росписи отличаются особой декоративностью и стилизацией. Мастера умело сочетают природные формы с геометрическими элементами, создавая оригинальные композиции, наполненные символическим смыслом.
Старый Борок
Старый Борок – один из самых древних видов росписи Русского Севера. О существовании села, где зародилось ремесло, было известно ещё в XV веке.
Отличие Старого Борока от других видов северной росписи заключается в однообразном сюжете и трёхъярусном рисунке, когда покрытие наносится в несколько слоёв. Чаще всего в этой технике изображают сказочных птиц красного цвета с зелёными крыльями. На больших композициях центральное место занимает дерево, выполненное в тех же тонах.
Растительные мотивы в росписи Старого Борка имеют архаичные черты, восходящие к древним представлениям о мироустройстве. Дерево как центральный элемент композиции символизирует мировое древо – ось мироздания, соединяющую подземный, земной и небесный миры.
Верхнеуфтюгская роспись
Верхнеуфтюгская роспись появилась в Верхней Уфтюге. Для неё характерен узор из условных цветов и птиц по фону разных цветов. Этот вид росписи отличается особой декоративностью и выразительностью, сочетая в себе элементы как природного, так и фантастического мира.
Цветы в верхнеуфтюгской росписи изображаются условно, с высокой степенью стилизации, но при этом сохраняют узнаваемость и природную грацию. Птицы часто вплетаются в растительный орнамент, создавая гармоничную композицию, наполненную движением и жизнью.
Мстёрская миниатюра
Живописный посёлок Мстера и лаковая миниатюра стали неразрывным словосочетанием. Этот уголок Владимирской области издавна прославился своим художественным промыслом. Уникальный мстёрский стиль росписи представляет собой самобытное местное искусство, которое впитало в себя старообрядческие иконописные традиции края и выделяется своеобразным переходом необычайно ярких многообразных цветов.
Сюжеты мстёрских миниатюр включают былины, сказки, сцены из размеренной и плавной жизни русской деревни или из жизни царских палат. Каждое изображаемое явление в народном искусстве основано на восприятии реального события.
Настоящим творческим новаторством был переход мастеров на роспись ларцов и шкатулок. В изделиях традиционно используются древнерусские узоры. Каждая шкатулка из Мстеры, обрамлённая ажурным орнаментом из творёного золота, представляет узнаваемые сюжеты миниатюр, букеты цветов или натюрморты, подчёркивающие красочность и чистоту рисунка.
Флористические мотивы занимают особое место в мстёрской миниатюре, что находит отражение в специальных тематических коллекциях, посвящённых цветам в лаковой миниатюре. Мастера тщательно прорабатывают каждую деталь растений, добиваясь гармоничного сочетания реализма и декоративности.
Растительные мотивы в вышивке
Среди многих видов русского народного творчества вышивка всегда занимала важное место. Шили повсеместно – не требовалось особых приспособлений, а ткань, иголки и нитки были в каждом доме. Вышивкой украшали одежду и предметы быта: занавески, скатерти, полотенца, подзоры, передники, головные уборы, платки, юбки, платья.
Климатические особенности России не позволяют массово выращивать хлопок, поэтому основными источниками для изготовления ткани служили лён и конопля. Из них ткали полотно. Тонкое отбелённое полотно использовалось как основа, а нитки из льна и шерсти применялись для вышивки узоров. В XIX веке шерстяными нитками вышивали рубахи и головные полотенца.
Основной цвет русской вышивки – красный с множеством оттенков: от темно-брусничного до оранжевого. Оттенок зависел от материала ниток и ткани, а также от используемых красителей (минеральных, растительных, животных). Кроме красного, предпочтение отдавалось оттенкам синего, зелёного и жёлтого. Чёрный цвет не характерен для русской вышивки – только в тамбовском и воронежском регионах этот цвет традиционно использовался.
Разнообразие мотивов русской вышивки велико, но чаще других в орнаментах встречаются образы птицы, коня и дерева. Этот выбор обусловлен преданиями и верованиями древних славян о небесном дереве и сидящей на нём птице-солнце. Конь символизировал видимое движение солнца.
Вышивка растений и деревьев выполнялась в строгом геометрическом стиле, часто с двумя или более особо выделенными длинными ветвями, иногда с корнями на треугольном основании.
Изначально вышивка на Руси имела сакральное значение и была тесно связана с верованиями в мистические силы природы и богов. Обережные узоры и символы украшали одежду и предметы быта. С принятием христианства начался новый этап развития русской вышивки. Несмотря на борьбу с языческими корнями, народная вышивка сумела объединить старые славянские мотивы с новыми церковными.
Соломоплетение
Соломка стала уникальным материалом для декоративно-прикладного искусства. За последние десятилетия развитие современных ремёсел соломоплетения достигло уровня профессионального декоративного искусства.
В соломоплетении используется соломка различных злаковых культур, каждая из которых имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Соломка – доступный и недорогой материал. Хрупкая и ломкая в сухом виде, при замачивании она становится мягкой и пластичной, приобретает способность к изгибу, а высохнув, сохраняет форму, которую ей придал мастер.
Особое место в соломоплетении занимает создание соломенных цветов. В отличие от натуралистичных искусственных цветов они сохраняют теплоту природного материала и привлекают рукотворностью своего создания. В соломенных цветах, которые выплетаются в самых различных вариантах и формах, соединились лучшие традиции народного искусства и современное художественное мышление.
Технология создания соломенных цветов включает несколько этапов: разработку эскиза будущего цветка, изготовление лепестков, создание чашелистика, сборку цветка. Для разных цветов (например, пион, ромашка) существуют свои технологические особенности.
При изготовлении соломенного цветка типа «Пион» в верхней части черенка привязывают тычинки, выполненные плетёнкой «цепочка» из двух соломин и вывернутые петлёй. Из соломенных лент выполняется большое количество прямых петель, которые привязываются к месту крепления тычинок и распределяются в 5-6 ярусов. Петли приматываются по одной, накладываясь плотно одна на другую. Места крепления промазываются клеем и закрываются петлями следующего яруса. Постепенно формируется пышный венчик цветка.
Венки и обрядовое использование растений
Венок – плетённое в виде кольца украшение из цветов, листьев, веток или материалов, их имитирующих – имеет глубокие корни в русской культуре. В народных традициях он выступает как награда, ритуальный предмет, элемент убранства исполнителей обрядов, талисман. Венки широко используются в народных костюмах Украины и Польши.
Материалом для венков служит свежая зелень и цветы, реже – вечнозелёные растения, хвоя, сухие ветки и цветы, солома, бумага, полотно. В другие времена года могут использоваться искусственные цветы. Венки, подобно другим видам зелени, используются для украшения жилых и хозяйственных построек, ритуальных предметов, домашних животных.
Купальский венок был обязательным атрибутом купальских игрищ. Он изготавливался из свежей зелени и цветов до начала празднования у костра. Обрядовое употребление купальского венка связано с магическим осмыслением его формы, сближающей венок с другими круглыми предметами, имеющими отверстия (кольцом, обручем, калачом). На этих свойствах венка основаны обычаи доить или процеживать молоко сквозь него, пролезать и протаскивать предметы через венок, смотреть, переливать жидкости, пить, умываться сквозь него.
Особую семантику придают венку свойства растений, использованных для его изготовления (барвинка, базилика, розы, герани, ежевики, папоротника, дубовых и берёзовых веток), а также символика самого действия по его созданию – витья, плетения.
Свадебный венок – один из основных атрибутов свадебного обряда у славян, наряду со свадебными деревцем, караваем и знаменем. Он является символом брака.
Жатвенный венок – ритуальный предмет (венок или корона), изготавливаемый из колосьев, символизирует окончание жатвы и передаёт продуцирующую силу зерна будущему урожаю. Во время обжинок жатвенный венок вместе с последним снопом уносят с поля в дом, где хранят до следующей жатвы или до очередного сева.
Павловопосадские платки
Знаменитый павловопосадский платок – популярный аксессуар, украшающий женщин всего мира более 200 лет. Это исконно русское дополнение к нарядам – как в народном стиле, так и современном. Полушерстяные и шерстяные шали согревают в прохладные зимние вечера, а шёлковые или батистовые платки создают охлаждающий эффект и спасают от летнего зноя.
Платки появились в гардеробе модниц в XVII веке и стали любимым украшением одежды состоятельных купчих. Через столетие в русский лексикон вошло персидское слово «шаль», которым начали называть большие узорчатые платки. Дорогие подарки обычно преподносились невестам, а затем передавались по наследству.
Знаменитые орнаменты возникли из повседневного крестьянского быта: цветы, резные узоры наличников и прялок, домотканая вышивка, элементы иконописи.
В XVIII – XIX веках на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства с ручными ткацкими станками и красильнями. Позднее на смену ручному труду пришли паровые двигатели и ситценабивные машины.
Флористические мотивы составляют основу дизайна павловопосадских платков. Например, платок «Белые розы» производится с 1953 года. В наши дни самый распространённый мотив – объёмные гирлянды полураспустившихся бутонов и пёстрое сплетение различных цветов.
Этноботанический аспект
Изучением взаимодействия людей с растениями занимается наука этноботаника – ветвь этнобиологии. Основная задача этноботаники – узнать, как растения используются и воспринимаются в человеческих обществах, включая растения для пищи, медицины, предсказаний, косметики, окрашивания тканей, строительства, в качестве инструментов, денег, одежды, ритуалов и т.п., а также какова роль растений в социальной жизни.
История этноботаники глубже, чем сам термин, который появился лишь в 1895 году благодаря американскому ботанику Джону Уильяму Харшбергеру. Ещё в 77 году н.э. греческий врач Диоскорид издал книгу «Лекарственные вещества» (De Materia Medica) – иллюстрированный травник, содержащий информацию о 600 растениях Средиземноморья и способах их использования.
В русских народных промыслах мы видим частные проявления этноботанических знаний, накопленных поколениями мастеров. Выбор определённых растений для изображения, способы их стилизации, символическое значение флористических элементов – все это отражает глубокое понимание природы и её связи с человеческой культурой.
Современное состояние флористики в народных промыслах
Русские народные художественные промыслы зародились в древности и связывают между собой культурные традиции, накопленные десятками поколений. Россия состоит из множества автономных округов и областей, каждая из которых имеет собственные виды рукоделий, включающие росписи по различным материалам, гончарное производство, создание традиционной игрушки, резьбу по дереву и кости, кружевное плетение, кузнечное дело и многое другое.
В сегодняшней России поддержка старинных народных промыслов осуществляется с помощью специальной государственной программы. Произведения древнерусского искусства прошли через множество испытаний и сохранили древние традиции, которые передавались от отцов к сыновьям, от мастера к мастеру.
Русская народная вышивка сохраняет своё очарование и в XXI веке. Модельеры используют её узоры для создания новых коллекций, в спорте русская символика выражает патриотизм, а предприниматели применяют славянскую стилизацию для позиционирования своих брендов как отечественных. Вышивка в русском стиле украшает одежду, полотенца и интерьеры, многие люди возвращаются к истокам славянской культуры.
Изделия с художественной росписью по дереву, керамике, железу представляют собой ценные предметы искусства народных промыслов России. Традиции их изготовления сохранились до наших дней, и эти произведения по-прежнему радуют глаз своей красотой и мастерством исполнения.