Искусство рассказывать истории: Похищение сабинянок читать ~3 мин.
Согласно распространённому мнению, в повествовании существует всего семь типов сюжетов. Поэтому неудивительно, что художники вдохновляются одним и тем же повествованием. Это, безусловно, относится и к сюжету «Похищение сабинянок», выполненному Николой Пуссеном и Питером Паулем Рубенсом в 1635 году.
Никола Пуссен (1594-1665) был представителем классического французского барокко – стиля, который был гораздо более классическим и сдержанным, основанным на рациональных пропорциях и находившимся под влиянием искусства Ренессанса. Напротив, искусство барокко в остальной Европе передавало эмоции, использовало сладострастные формы, сильный контраст светлого и тёмного, динамичную композицию. Фламандский живописец Питер Пауль Рубенс (1577-1640), безусловно, был мастером этого стиля.
История о том, как римский царь Ромул силой похитил сабинянок, восхищала художников на протяжении веков. На примере этих двух работ мы можем увидеть, как передаётся страсть XVII века к рассказыванию историй. Оба художника рассказывают историю с того момента, когда Ромул отдаёт приказ похитить женщин, собравшихся в Риме на праздник. Однако, несмотря на схожесть изображённого момента, мы сразу же замечаем явные различия между ними.
Во-первых, в работе Пуссена он использует передний план, чтобы показать само похищение. Сцена может выглядеть хаотичной, с телами в различных позах, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что на самом деле она хорошо организована. Каждая фигура играет свою роль, позы «статные», с «идеальной» пропорцией полуобнажённого солдата на переднем плане холста. Это воспоминание о римских классических фигурах напрямую связывает нас с фоном, на котором изображены здания и колонны в римском стиле.
Хотя из-за композиции картина может показаться статичной, что подтверждается отсутствием мазков кисти Пуссена, создающих гладкую и контролируемую поверхность, ощущение движения возникает благодаря расположению фигур. Мы видим царя Ромула, стоящего высоко слева, одетого в красную мантию лидера, как бы дирижирующего сценой. У нескольких персонажей подняты руки, все они направлены к центру композиции. Таким образом, мы становимся более осведомлёнными об их борьбе, поскольку наш взгляд обращён к центру холста.
Этот линейный стиль отличается от стиля Рубенса тем, что он использует плоскости по-другому, чтобы показать больше сюжета, чем Пуссен. Рубенс играет с идеей сцены внутри сцены, используя задний план, чтобы показать последствия похищения, когда два племени сражаются друг с другом. Композиция отличается симметрией, несмотря на хаос. Центральные четыре фигуры приковывают наш взгляд, а когда мы смотрим наружу, то замечаем, что колонны делят картину поровну. Архитектурное окружение не имеет ярко выраженного романского характера, а костюмы и наряды женщин скорее фламандские, чем классические, и напоминают XVII век.
Мы можем задаться вопросом, не пытался ли Рубенс использовать этот сюжет для символического значения. Здесь Ромул скрыт в тени, тогда как Пуссен поместил его на возвышение. Впоследствии Рубенс создаёт более зловещую сцену, особенно если обратить внимание на состояние раздетости, в котором он изображает своих сабинянок. Кроме того, его палитра более приглушённая, чем у Пуссена.
Несмотря на все различия в живописном стиле, очевидно, что оба художника искали способы рассказать историю в своём собственном стиле, нарушая условности и создавая себе репутацию.