Истории шедевров:
«Модный брак», Уильям Хогарт читать ~3 мин.
Английский художник XVIII века Уильям Хогарт создал проницательную серию картин о браках по расчёту своего времени под названием «Модный брак» («Marriage A-la-Mode»). Серия погружает нас в нечестивый мир любовных интрижек и брачных контрактов среди аристократии, а сюжет рисует сцены человеческой алчности и разнузданного поведения.
Браки по расчёту были обычным явлением в прошлом в Британии, как и во многих других странах, а в некоторых и по сей день. Родители жениха и невесты решали, за кого должны выйти замуж их дети, причём потенциальные кандидаты в идеале оценивались по их богатству и влиянию. В XVIII веке мужчины из высших слоёв общества стали давать своим жёнам более низкого материального положения «булавочные деньги», которые были своего рода пособием, позволяющим им исполнять свои личные прихоти.
Действительно, вокруг концепции браков по расчёту сформировался набор стандартов, о которых пишет Х. Дж. Хабаккук в своей журнальной статье «Брачные расчёты в XVIII веке»: “В начале XVIII века договорённости, с помощью которых английская аристократия и дворянство обычно обеспечивали свои семьи, соответствовали стандартному образцу, строгому соглашению, в котором основные вопросы решались при женитьбе старшего сына”.
Картины
Начало истории, нарисованной Уильямом Хогартом, происходит в поместье графа Сквандерфилда, который разорился и хочет, чтобы его сын – виконт – женился на дочери богатого, но подлого городского купца. Это трагическая история, разделённая на шесть работ, каждая из которых рассказывает последующую часть истории по сравнению с предыдущей картиной.

В соответствии с практикой того времени первая картина называется «Брачный контракт», на ней изображён брачный контракт, который заключает адвокат Серебряный Язык.

На второй картине, озаглавленной «Тет-а-тет», изображена женатая, но несчастливая пара. У жениха на шее чёрное пятно – признак сифилиса.

На третьей картине, «Визит к шарлатану», изображена сцена посещения виконтом врача с совсем юной проституткой. Он ищет лекарство от своей страшной болезни.

Следующая картина, «Будуар графини», рассказывает о смерти старого графа Сквандерфилда, в результате чего его сын становится новым графом, а жена – графиней. Невеста наслаждается утренним туалетом, её развлекают гости, в том числе адвокат Сильвертонг. Изображения на заднем плане имеют важное значение в этой картине и предвещают трагические события, которые должны произойти.

Пятая картина, «Дуэль и смерть графа», представляет собой сцену, изображающую интрижку: графиня и адвокат отправились в баньо – дешёвый трактир, где не задают вопросов. Их быстро обнаруживает молодой граф и, сражаясь с соперником, он получает смертельное ранение, а адвокату удаётся сбежать через окно.

На последней картине, озаглавленной «Смерть графини», мы видим, как умирает овдовевшая графиня, решившая отравиться. Ее жестокий отец, устроивший ей адскую жизнь и сделавший её совершенно несчастной, снимает кольцо с пальца умирающей дочери, зная, что за самоубийство полагается наказание. Младенцу-дочери женщины также не повезло – он заразился сифилисом от своей матери.
«Модный брак» Уильяма Хогарта и его способ яркой критики браков высшего класса ради денег, а не по любви, вызывали презрение у аристократии его времени. Хогарт хотел создать ещё одну, соответствующую серию под названием «Счастливый брак», но так и не закончил её. Интересно, что при жизни Уильяма Хогарта «Модный брак» не имел большого успеха, несмотря на свою огромную историческую ценность для потомков. Сегодня картины находятся в Национальной галерее в Лондоне.