История гжели:
от древних традиций до современных мастеров читать ~19 мин.
Гжель – всемирно известное искусство российских мастеров, объединяющее в себе народные мотивы и аристократическую изысканность цвета и формы. Изящная белоснежная посуда из тонкой керамики, покрытая затейливым орнаментом сине-голубых оттенков, является одним из самых узнаваемых и популярных российских брендов за рубежом.

Каждое изделие гжели уникально, несёт на себе отпечаток вкуса и стиля конкретного мастера, при этом сохраняя характерные черты всего направления. Роспись белого фарфора кобальтом существует во многих странах, но именно гжели удалось достичь уникального единства композиции, достаточного для формирования целого жанра. Промысел прошёл длинный путь развития от простой крестьянской посуды до изысканных произведений искусства, пережил периоды расцвета и упадка, но сумел сохранить свою самобытность и национальный характер до наших дней.
2 Развитие гончарного дела в Гжельской волости
3 Эволюция гжельской керамики
4 Возрождение традиций гжели
5 Технология производства гжельской керамики
6 Художественные особенности гжели
7 Ассортимент изделий гжельских мастеров
8 Современные мастера гжели
9 Новые направления в гжельской керамике
10 Культурное значение гжельского промысла
Происхождение
Истоки гжельского промысла уходят глубоко в историю России. Первые достоверные сведения о Гжели как месте, где добывалась качественная глина для гончарного ремесла, относятся к XIV веку.
Первое письменное упоминание о Гжели встречается в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты в 1328 году. Позднее название этой местности повторяется в завещании Ивана Грозного в период 1572-1578 годов. Археологические находки свидетельствуют о том, что гончарное производство на этой территории существовало ещё раньше – обнаруженные фрагменты глиняной посуды датируются IV веком.
Важным этапом в истории промысла стал указ царя Алексея Михайловича в 1663 году, согласно которому гжельские глины должны были использоваться для изготовления медицинских сосудов. Этот факт подтверждает высокое качество местного сырья и мастерство гжельских гончаров уже в XVII веке.
Существует несколько версий происхождения названия «Гжель». Наиболее распространённая связывает его с глаголом «жечь». Это объясняется основным занятием местных жителей – обжигом глиняных изделий в гончарных печах. По другой версии, название может происходить от слова «жгель» (жёлтая, жгучая) – так могли называть глину из-за её цвета или качеств.
Изначально Гжелью называлась одна деревня недалеко от Москвы, но со временем это название распространилось на целый район – «гжельский куст», объединивший около 30 населённых пунктов. В Российской империи эти поселения входили в Гжельскую волость Бронницкого уезда.
Развитие гончарного дела в Гжельской волости
Географические и геологические особенности Гжельской волости предопределили основной промысел местных жителей. Глинистая почва была малопригодна для земледелия, но богата запасами высококачественной глины различных сортов.
«О чем не знаешь, помалкивай. Не землёй мы кормимся, а глиной» – эти слова, приписываемые гжельским мастерам, хорошо отражают особенность местного промысла. Крестьяне зимой добывали глину разных сортов: жёлтую, белую, красную (горшечную), кирпичную, синюю. Валили лес для топлива печей, изготавливали разнообразную посуду и доставляли её в Москву.
До середины XVIII века в Гжели производили традиционную гончарную посуду, кирпич, гончарные трубы, изразцы и глиняные игрушки. Изделия гжельских мастеров пользовались большим спросом в Москве и других городах. Само село Гжель представляло собой уникальное явление – поселение ремесленников-керамистов, чьё мастерство передавалось из поколения в поколение.
Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы (плоские кувшины с носиком, как у чайника) и квасники. Эти изделия часто украшались декоративными фигурками и имели сложную конструкцию.
В середине XVIII века крестьяне Гжели и окрестностей производили посуду из местной красной глины, сверху покрывали её белой глазурью и расписывали четырьмя красками: жёлтой, зелёной, синей и коричневой. Эта многоцветная майолика отличалась яркостью и народным характером росписи, на ней часто изображались сцены из крестьянской жизни, растительные мотивы, птицы и животные.
Эволюция гжельской керамики
История гжельской керамики отмечена постоянным развитием и изменениями в технологии, формах и декоре. Мастера чутко реагировали на изменения вкусов покупателей и модные тенденции, при этом сохраняя самобытность промысла.
Важный переход в развитии гжельского промысла произошёл в XIX веке, когда мастера освоили технологию производства посуды из фаянса и фарфора. Фарфоровые изделия были более изящными и тонкими по сравнению с майоликой. В это время происходит и изменение в росписи – от многоцветной гаммы мастера переходят к сине-белой, которая впоследствии становится визитной карточкой гжели.
Этот переход был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, влиянием голландских изразцов и китайского фарфора, которые были популярны в России. Во-вторых, техническими соображениями – роспись кобальтом упрощала производство, так как требовала только двух обжигов, что существенно экономило топливо.
К середине XIX века сформировался классический стиль гжели, который мы знаем сегодня – белый фарфор с подглазурной росписью кобальтом. В этот период Гжель становится настоящим брендом, в округе работает около 120 фарфоровых и фаянсовых заводов.
В XIX веке в Российской империи действовали 25 заводов по производству фарфора. Среди них выделялись предприятия, основанные в «гжельском кусте» – заводы Кузнецовых, братьев Барминых, Сазоновых, Тереховых, Киселевых, Жадиных, Тулиных. Эти предприятия производили не только традиционную посуду, но и декоративные изделия, предметы интерьера.
Особую известность получили изделия с золотом и уникальным кобальтовым фоновым крытьем. Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделиях отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей, что приводило к постоянному обновлению ассортимента и технологий.
Гжельская посуда экспортировалась в страны Ближнего Востока и Средней Азии, её называли «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Однако к концу XIX века Гжель начинает проигрывать более крупным конкурентам, что приводит к постепенному упадку промысла.
Возрождение традиций гжели
После завершения Великой Отечественной войны началось возрождение многих народных промыслов, в том числе и гжельской керамики. Это возрождение связано с именами конкретных людей, благодаря которым классический стиль гжели получил новую жизнь.
После войны было решено вернуться к производству посуды. Сначала выпускались предметы первой необходимости, например, чернильницы-непроливайки, которые пользовались повсеместным спросом. Затем, когда жизнь начала налаживаться и у людей появилась возможность приобретать не только вещи первой необходимости, но и предметы для украшения интерьера, в производство вошли расписная посуда и статуэтки.
Ключевую роль в возрождении гжельского промысла сыграли искусствовед Александр Салтыков и художница Наталия Бессарабова. Они изучили музейные экспонаты и за основу взяли простую и яркую синюю роспись, характерную для гжельских изделий начала XIX века. Именно их работа позволила гжельскому промыслу пережить «второе рождение».
Большой вклад в становление и развитие искусства Гжели, в создание современного стиля гжельского промысла внесли также художницы С. Дунашова, Н.И. Бессарабова и З.В. Окулова.
Особенностью возрождённой гжели стала разработанная Наталией Бессарабовой и Александром Салтыковым «азбука мазков» – система стандартизированных элементов росписи, которая позволила обучить новое поколение художников. Эта азбука была создана на основе изучения старинных образцов гжельской керамики и включала различные виды мазков, розанов, капелек, лепестков и других элементов.
Окончательно сине-белый стиль гжели утвердился именно в послевоенные годы. Этот выбор был обусловлен не только эстетическими соображениями, но и практическими – кобальтовая роспись более проста в работе и экономична, поскольку требует только двух обжигов.
Пик популярности возрождённой гжели пришёлся на 1970-80-е годы. К Олимпиаде-80 в Москве были выпущены десятки тысяч сувениров с гжельской росписью – олимпийских мишек, шкатулок, вазочек и других изделий. Гжель вновь стала узнаваемым символом русской культуры.
Технология производства гжельской керамики
Процесс создания гжельских изделий представляет собой сложный и многоэтапный процесс, требующий высокого мастерства и соблюдения традиционных технологий. От качества исходных материалов до особенностей росписи и обжига – каждый этап важен для получения изделия, достойного называться настоящей гжелью.
Основой для производства гжельской керамики служит особая белая глина, которая добывается в районе Гжели. Для достижения нужных свойств керамической массы в глину добавляют кварцевый песок, полевой шпат, нефелин-сиенит, перлит. Эти добавки позволяют достичь необходимой пластичности, плотности и огнеупорности материала.
Качество глины определяет многие свойства готового изделия – прочность, белизну, способность сохранять форму при обжиге. Исторически именно богатые запасы высококачественной глины в районе Гжели стали основой для развития керамического промысла в этой местности.
Процесс создания гжельского изделия начинается с подготовки керамической массы. Затем следует формовка изделия, которая может осуществляться различными способами – гончарным, литьём в гипсовые формы или ручной лепкой.
Для создания мелкой пластики (скульптур, фигурок) часто используют двустворчатые гипсовые формы. При этом, как отмечают специалисты, “из-за использования для лепки двустворчатых гипсовых форм, фигурки теряли тщательность проработки модели, но сохраняли живость и выразительность пластики”.
После формовки изделие проходит первый (утильный) обжиг. Температура обжига зависит от типа керамики: фаянс обжигают при 1200 градусах по Цельсию, майолику – при 850-950 градусах, а фарфор – при более высоких температурах.
После первого обжига на изделие наносится глазурь – тонкая стекловидная плёнка, которая придаёт керамике водонепроницаемость и гладкость поверхности. Между двумя обжигами производится роспись изделия.
Гжельская роспись выполняется исключительно вручную. Каждый мастер владеет особыми приёмами и имеет свой почерк, что делает каждое изделие уникальным.
Для традиционной сине-белой гжели используется особая краска – оксид кобальта. Интересно, что до обжига роспись имеет не синий, а чёрный цвет. Лишь после повторного обжига проявляется характерный синий цвет. Этот факт можно использовать для определения подлинности гжели – роспись поддельных изделий часто делается просто синей или голубой краской, минуя сложный процесс преобразования цвета при обжиге.
Набор инструментов художника-гжельщика достаточно прост: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, ёмкости для смеси из окиси кобальта. Мастер наносит рисунок на необожжённое изделие, покрытое белой эмалью, что требует большого терпения и высоких навыков.
После нанесения росписи следует второй (политой) обжиг. Для фарфора он проводится при температуре около 1400 градусов, для фаянса – 1200, а для майолики – 980-1050 градусов. Во время этого обжига изделие значительно уменьшается в размерах, а кобальтовая роспись приобретает характерный синий цвет.
Художественные особенности гжели
Гжельская роспись имеет ряд характерных особенностей, которые делают её узнаваемой и отличают от других видов декоративно-прикладного искусства. Эти особенности формировались на протяжении многих поколений мастеров и отражают как местные традиции, так и влияние общероссийских и мировых художественных тенденций.
Классическая гжель известна своей сине-белой гаммой. Синий цвет в гжельской росписи представлен более чем 20 оттенками – от нежно-голубого до насыщенного кобальтового. Эта гамма не случайна – синий цвет в русской народной культуре часто ассоциировался с небом, водой, чистотой.
Белый фон фарфора символизирует чистоту, зиму, снег – образы, близкие русскому человеку. Сочетание белого и синего создаёт ощущение свежести, лёгкости и воздушности, придаёт изделиям особую выразительность.
Важно отметить, что изначально гжельская посуда была многоцветной. В росписи майолики XVIII века использовались зелёные, жёлтые, коричневые, красные цвета. К этой традиции современные мастера иногда возвращаются, создавая цветную гжель, которая является возрождением исторических форм промысла.
Гжельская роспись имеет свой набор традиционных элементов и мотивов. Среди них можно выделить несколько групп:
- Орнаментальные элементы – традиционные для гжели сетки-гребёнки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки.
- Растительные мотивы – злаки, ягоды, цветы (особенно роза, или «гжельская роза»), бутоны, трава, ветви. Растительные мотивы наиболее часто встречаются в гжельской росписи и являются её визитной карточкой.
- Изображения животных и птиц – эти образы часто стилизованы и вписаны в общую композицию росписи.
Узоры гжельской росписи подчиняются определённой системе нанесения рисунка. Техника их выполнения и синий цвет на белом фоне определяют стиль «Гжель».
В композиции гжельской росписи важную роль играет соотношение белого фона и синего рисунка. Мастера умело используют пустое пространство, создавая лёгкие, воздушные композиции, в которых фон становится активным элементом росписи.
Одним из характерных приёмов гжельской росписи является мазок с растяжкой цвета – от насыщенного синего до почти белого. Этот приём создаёт эффект объёма и движения, придаёт росписи особую живость.
Гжельские мастера часто используют асимметричные композиции, которые при этом сохраняют общее равновесие. Роспись может покрывать всю поверхность изделия или концентрироваться на отдельных его частях, создавая акценты.
Ассортимент изделий гжельских мастеров
За многовековую историю промысла ассортимент гжельских изделий претерпел значительные изменения, отражая как потребности общества, так и творческие поиски мастеров. От утилитарной посуды до сложных декоративных композиций – гжельские мастера постоянно расширяли сферу применения своего искусства.
Посуда всегда составляла основу ассортимента гжельских мастеров. В XVIII веке особой популярностью пользовались квасники, кумганы, кувшины – сосуды сложной формы, часто украшенные скульптурными элементами. Эти изделия были не только функциональными предметами быта, но и своеобразными произведениями искусства, украшавшими дом.
В XIX веке, с переходом к производству фаянса и фарфора, ассортимент посуды расширился. Появились изящные чайные и столовые сервизы, состоящие из множества предметов – чашек, блюдец, чайников, сахарниц, молочников, тарелок разного назначения.
Современные гжельские мастера продолжают традицию создания посуды, сочетая традиционные формы с новыми идеями. В ассортименте современных производителей гжели можно найти как традиционные предметы (чайники, кружки, сервизы), так и новые виды посуды, отвечающие современным потребностям.
Ещё одним важным направлением гжельского промысла является декоративная скульптура, или «малая пластика». Исторически в Гжели производились глиняные игрушки, которые пользовались большим спросом – одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год.
В XIX веке получила развитие мелкая майоликовая пластика, изображающая сцены из повседневной жизни – солдат, крестьянок, дам и мужчин, занятых своими делами. Эти небольшие скульптуры отличались выразительностью и живостью, несмотря на простоту форм.
В современной гжели декоративная скульптура представлена широким спектром изделий – от традиционных фигурок людей, животных, птиц до сложных композиций на различные темы. Особой популярностью пользуются шкатулки, подсвечники, колокольчики, декоративные тарелки с объёмными элементами.
Людмила Павловна Азарова, народный художник СССР, внесла значительный вклад в развитие скульптурных форм в гжели. Она возродила главную традицию старых гжельских мастеров – создание чайников, кувшинов, шкатулок в виде животных, птиц, людей или украшенных фигурками, цветами, архитектурными элементами.
Исторически гжельские мастера производили не только посуду и декоративные изделия, но и архитектурные элементы – изразцы для печей и каминов, декоративные панно, плитку.
Печные и каминные изразцы, производство которых было налажено в Гжели, отличались высоким качеством и художественной выразительностью. Каждый изразец имел уникальный узор, что создавало неповторимый облик печи или камина.
Современные мастера гжели
Гжельский промысел жив и развивается благодаря талантливым художникам и мастерам, которые продолжают традиции и вносят новые идеи в искусство гжели. Их творчество обеспечивает преемственность поколений и сохранение самобытности промысла.
Среди выдающихся мастеров гжели XX-XXI века можно назвать многих талантливых художников, чьи работы стали классикой современной гжельской керамики.
Людмила Павловна Азарова – народный художник СССР, уникальный мастер, внёсший значительный вклад в возрождение традиций гжельской скульптуры. В её работах постепенно возрождались традиции народных мастеров гжели: лаконичность, уход от иллюстративности и реалистичности.
Татьяна Сергеевна Дунашова, Наталия Ивановна Бессарабова и Зинаида Васильевна Окулова отмечены за “достижения в возрождении, становлении и развитии искусства Гжели, в создании современного стиля гжельского промысла”.
Елена Борисовна Сухорукова – член Союза художников России, с 1985 года работает художником творческой группы «Объединения Гжель». Её работы отличаются глубоким вниманием к традициям русского фарфора XIX века и наследию изразцового искусства. В настоящее время она является одной из ведущих художников гжельского промысла.
Виктория Неделина – художник-керамист, выпускница Гжельского государственного университета, представитель нового поколения гжельских мастеров.
Каждый из этих художников имеет свой узнаваемый стиль, свой творческий почерк, но все они работают в рамках традиций гжельского промысла, сохраняя его самобытность и развивая его потенциал.
Современные мастера гжели, сохраняя традиции, не боятся экспериментировать и вносить новое в свои работы. Инновационные подходы проявляются в различных аспектах их творчества.
Один из путей развития – обращение к историческим корням промысла и возрождение забытых техник и форм. Так, некоторые современные художники возрождают традицию многоцветной майолики, характерной для раннего периода гжельского промысла.
Другое направление – поиск новых форм и композиционных решений, расширение ассортимента изделий с учётом современных потребностей и вкусов. Современные мастера создают не только традиционную посуду и декоративные фигурки, но и новые виды изделий – от ювелирных украшений до предметов современного дизайна.
Важным аспектом развития промысла является синтез традиций гжели с другими видами искусства и дизайна. Гжельская роспись используется в оформлении архитектурных сооружений, в дизайне одежды, в ювелирном искусстве.
Новые направления в гжельской керамике
Современная гжельская керамика – это не застывшая традиция, а живое, развивающееся искусство. Новые направления в гжельской керамике отражают как возвращение к историческим корням промысла, так и поиск новых средств выразительности.
Одним из интересных направлений в современной гжели является возрождение цветной росписи. Как было отмечено ранее, изначально гжельская посуда XVIII века (преимущественно майолика) была многоцветной – в росписях использовались зелёные, жёлтые, коричневые, красные цвета.
Сегодня Гжельский фарфоровый завод, ведущий свою историю с 1818 года, активно возрождает традицию цветной гжели. «Цветные» традиции даже более старые, чем «бело-синие», и представляют интерес для современных мастеров и покупателей.
Следует отметить, что и в советское время производилась цветная гжель. По словам Сергея Симонова, главного художника Гжельского фарфорового завода, в один период на заводе «Объединения «Гжель» 40% художников писали цветную гжель. Эта традиция никогда полностью не прерывалась, но сейчас переживает новый подъём.
Для цветной майолики применяется так называемая «пятицветка» – белый фон и роспись красками, полученными из солей различных металлов: жёлтый (соли сурьмы), зелёный (соли меди), синий (соли кобальта), вишнёвый (соли марганца).
Современные гжельские мастера активно экспериментируют с формой изделий и содержанием росписи, расширяя традиционные рамки промысла. Создаются новые виды изделий, которые ранее не были характерны для гжельской керамики, но выполнены в узнаваемом стиле гжели.
Среди таких экспериментов можно отметить создание сложных композиций, объединяющих несколько функциональных предметов, использование нетрадиционных форм, обращение к новым сюжетам в росписи, отражающим современную жизнь.
Интересным направлением является создание авторских произведений, которые представляют собой не массовую продукцию, а уникальные художественные работы. Такие произведения часто выполняются в единственном экземпляре и имеют высокую художественную ценность.
Некоторые мастера экспериментируют с техникой нанесения росписи, создавая новые эффекты и фактуры, комбинируя традиционную гжельскую роспись с другими техниками декорирования керамики.
В последние годы традиционная гжельская роспись активно используется в современном дизайне, выходя за рамки традиционной керамики. Дизайнеры разных направлений обращаются к эстетике гжели, интерпретируя её в современном контексте.
Особенно активно традиции гжели перенимает мода. Мотивы гжельской росписи используются в одежде, аксессуарах, обуви, создавая необычные и запоминающиеся образы.
Гжельские мотивы находят применение в графическом дизайне, дизайне интерьеров, упаковки. Характерная сине-белая гамма и узнаваемые орнаменты гжели становятся элементами современной визуальной культуры.
Культурное значение гжельского промысла
Гжельский промысел имеет важное культурное значение как для России, так и для мирового культурного наследия. Это не просто производство керамики, а уникальное явление народной художественной культуры, отражающее историю, мировоззрение, эстетические предпочтения русского народа.
Гжель является одним из самых узнаваемых символов русской культуры во всём мире. Изящная посуда с ярко-синими узорами – это своеобразная визитная карточка России, наряду с матрёшкой, балалайкой, самоваром.
Гжельский фарфор – это «всемирно известное искусство российских мастеров, объединяющее в себе народные мотивы и аристократическую изысканность цвета и формы». Это уникальный пример того, как народный промысел, возникший в крестьянской среде, стал явлением высокого искусства, признанным во всём мире.
Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга, что свидетельствует о признании их художественной ценности. Коллекции гжельской керамики хранятся во многих музеях России и мира, изучаются искусствоведами, вдохновляют современных художников и дизайнеров.
Гжель – это «сказка, национальное достояние, воспитывающая в людях любовь к прекрасному и возвышенному». Этот вид промысла не только сохраняет традиции, но и развивается, обогащаясь новыми идеями и технологиями, оставаясь при этом верным своим корням.
Для сохранения и популяризации гжельского промысла создаются музеи и экспозиции, посвящённые истории и современности гжели. Эти музеи играют важную роль в сохранении культурного наследия и просвещении широкой публики.
Во Всероссийском музее декоративного искусства хранится богатая коллекция гжельской керамики – около 1,7 тысяч единиц хранения. В 2025 году в музее проходила выставка «Формула Гжели», на которой было представлено около 700 экспонатов, прослеживающих все этапы истории возрождённого промысла.
В самой Гжели также существует музей, где хранятся уникальные экспонаты, включая остатки глиняной посуды IV века, найденные на месте современного поселения. Этот музей является важным центром изучения и сохранения традиций гжельского промысла.
Многие туристические маршруты включают посещение гжельских предприятий и музеев, что способствует популяризации промысла среди широкой аудитории и поддержанию интереса к традиционной русской культуре.
Важным аспектом сохранения и развития гжельского промысла является образовательная деятельность, направленная на подготовку новых поколений мастеров и популяризацию гжельских традиций.
Гжельский государственный университет является центром подготовки специалистов в области керамики и гжельской росписи. Здесь студенты изучают традиционные техники и осваивают новые подходы к созданию керамических изделий, сохраняя преемственность поколений.
Проводятся различные мастер-классы по гжельской росписи, которые позволяют всем желающим приобщиться к этому искусству. Например, разрабатываются циклы мастер-классов «Загадки русских узоров», где участники могут попробовать себя в роли художников-гжельщиков.
Для профессионалов и любителей издаются книги и пособия по технике гжельской росписи, создаются обучающие видеоматериалы. Эти ресурсы помогают сохранять и распространять знания о технологии и художественных особенностях гжели.
Гжельский промысел является ярким примером того, как традиционное искусство может сохранять свою актуальность и востребованность в современном мире, адаптируясь к новым условиям и запросам, но сохраняя при этом свою самобытность и культурную ценность.