Культура Древней Руси (IX - начало XIII веков) читать ~4 мин.
Произведения культуры всегда обусловлены уровнем хозяйственного развития общества, традициями, опытом предшествующих поколений, влиянием других, сопредельных культур. Древнерусская культура выросла на базе культуры восточнославянских племен, испытывая одновременно влияние византийской, болгарской, скандинавской, закавказской, степной и других культур. При этом речь шла не о механическом соединении элементов различных культур, а о их синтезе.
Основа культуры – письменность, именно она способствует развитию духовной культуры. Письменность на Руси была известна ещё до крещения, однако именно принятие христианства привело к её широкому распространению и развитию грамотности. Авторами славянского алфавита считаются греки-монахи Кирилл и Мефодий. Они создали две азбуки – глаголицу и кириллицу. С X в. на Руси появляются первые школы при монастырях, церквях и епископских дворах. При Ярославе Мудром открывается первая библиотека (в Софийском соборе Киева). Писали в то время на пергаменте – тщательно обработанной коже молодых телят и ягнят, в Новгородской земле получили распространение берестяные грамоты – специально подготовленная березовая кора. Использовали так называемое «уставное письмо», при котором буквы между собой не соединялись и имели строгое изображение форм. Основные жанры древнерусской литературы – летописание, житие (биографии святых и причисленных к лику святых), слово (поучение), хождения (путешествия) и исторические повести.
Летописи (погодное изложение событий, хроника) – важнейшие памятники и письменности, и литературы, и истории. Право и обязанность вести летописи были даны церкви. В каждом отдельном крупном городе при монастыре был свой монах-летописец. Древнейшая русская письменная летопись – «Повесть временных лет», составленная около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Она проникнута идеей единства Руси перед лицом внешней опасности, патриотическими настроениями. История Руси рассматривается в «Повести» на фоне всемирной истории.
С XI в. начинается запись церковных проповедей. В 1051 г. первый русский митрополит Илларион составил «Слово о законе и благодати», проникнутое патриотическим пафосом. В нём автор отразил идею равноправия всех христианских народов, что означало тогда выступление против притязаний Византии на гегемонию.
Наиболее известным является былинный цикл, в котором воспеваются русские герои-богатыри, защитники Руси – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Фольклор оказал огромное влияние на развитие русской письменной литературы, её тематику, направленность, положил в основу её содержания важнейшие проблемы жизни Руси.
Развитие архитектуры и живописи было тесно связано с принятием христианства. С X в. на Руси начинается широкое строительство каменных культовых зданий, церквей и монастырей. Ведущим типом строительства храма стал крестово-купольный, заимствованный из Византии (в его основе – два свода, которые пересекались под прямым углом, образуя своего рода крест, на месте их пересечения сооружался, купол). Как правило, это были большие, монументальные здания, с торжественными арками, светлыми помещениями, позолоченными куполами, богато украшенные изнутри, что должно было символизировать могущество молодого государства (Черниговский храм Спаса, Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде). Древнерусское зодчество развивалось под сильным влиянием византийских мастеров (именно из Византии пришло умение кладки кирпича), но в то же время имело и свою специфику (использовалось многоглавие храма, ступенчатая пирамидальность, местные строительные материалы). Своеобразный стиль строительства сложился в Новгородской земле, где сказывалось влияние Севере, скандинавской культуры. Храмы здесь воздвигались, как правило, с одним куполом, их отличали суровость и простота.
Внутренние стены храмов обязательно расписывались изнутри, украшались иконами, фресками и мозаиками. Мозаика – это изображения или узор, составленный из кусочков окрашенного непрозрачного стекла. Фреска — это рисунок водяными красками по сырой штукатурке. Икона – изображения святых на деревянной доске красками натурального происхождения. Большинство икон этого периода не сохранилось, но дошло имя одного из мастеров- иконописцев – монаха Алимпия. Ещё одной формой живописи была книжная миниатюра, изображавшая библейские сюжеты. Живопись была подчинена строгим религиозным канонам (правилам): условность письма, плоскость и неподвижность изображения, определённая символика цветовой гаммы и др.
Широкое развитие на Руси получило прикладное искусство – резьба по дереву, по камню, по кости, что использовалось при украшении дворцов, храмов (утварь, посуда, культовые предметы). Имелись стеклоделательные мастерские. Очень искусным было ювелирное ремесло. Среди основных видов ювелирной техники выделяются украшения зернью, сканью, чернью, перегородчатой эмалью.
В целом для древнерусского государства был характерен достаточно высокий по средневековым меркам уровень развития культуры.
Синтез языческой культуры восточнославянских племен и христианской традиции Византии предопределил самобытность русской национальной культуры. Ее основные черты – гуманность, патриотизм, народность. Древнерусская культура характеризуется стремлением к масштабности и монументальности и одновременно её отличали цельность и простота, мягкость и изящество.
Гаврилова Наталья Владимировна