Мамонтовский кружок читать ~3 мин.
В живописи рубеж XIX-XX вв. также обозначился активным поиском новых форм. Русское искусство никогда не знало такого количества группировок, школ и направлений, как в этот временной промежуток. Художники обосновывали свои теоретические взгляды в программах, различных «платформах», выставки предварялись замысловатыми декларациями и манифестами. При всей мозаичности изобразительного искусства постепенно обозначились контуры двух основных течений - московского и петербургского, в которых проявились общеевропейские тенденции.
Мамонтовский кружок, группировавшийся с 1872 г. вокруг известного мецената С. И. Мамонтова и имевший своей «резиденцией» подмосковное имение Абрамцево, стал одним из художественных центров. Народность как отображение в лирико-эмоциональных образах жизни народа и постижение народной поэзии становится основой творчества художников, примыкающих к этому кружку.
В. М. Васнецов (1848-1926) был одним из первых, в чьем творчестве преломились эти идеи. С 1880-х гг., стремясь к созданию «подлинно национального» русского искусства, он обратился к фольклорно-эпической тематике. Живописец пытался объединить жанрово-бытовую живопись со стилистикой народного творчества («Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри»). Он занимался росписью соборов. Чудесны его архитектурные проекты: «Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве, собственный дом в Москве, фасад Третьяковской галереи.
Близким к мамонтовскому кружку был художник М. В. Нестеров (1862- 1942), которого также привлекали народные традиции. Начав с жанровых картин в духе передвижников, он с 1880-х гг. нашел свой духовно-религиозный и этический идеал в просветленной, душевной красоте людей, пренебрегших мирской суетой. Он искал красоту в религиозной легенде, в безмолвном единении с природой («Пустынник», «Видение отроку Варфоломею»).
Оказывается, существуют картины, выполненные из кристаллов Swarovski. К сожалению, на фото не оценить их удивительный внешний вид, поражающий своим блеском. Картины Сваровски, кстати, можно купить в интернете с доставкой по России.
Одним из лучших отечественных пейзажистов был И. И.Левитан (1860- 1900), ученик А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. Левитан создал так называемый пейзаж настроения, когда природа одухотворяется незримым присутствием в ней человека. Постепенно художник от конкретных пейзажей переходит к поэтическому обобщению типичных черт русской природы («Вечерний звон», «У омута», «Березовая роща», «Над вечным покоем»). И. И. Левитан отдавал предпочтение переходным моментам в природе: весна - осень; утро - вечер и т.п.
Самым ярким представителем русского импрессионизма был К. А. Коровин (1861-1939), тонкий мастер реалистической пленэрной живописи. Ему удавались как эмоциональные пейзажи («Зимой»), так и жанровые картины («У балкона»). Под влиянием импрессионизма он выработал свободную декоративную манеру, в которой писал красочные зрелищные театральные декорации. Его картины сверкают и переливаются красками, являя собой праздник цвета, воздуха и света.
Многожанровым художником был В. А. Серов (1865-1911). Лучшее из его ранних произведений - «Девочка с персиками». Будучи удивительным колористом, живописец прекрасно умел изобразить световоздушную среду. В своих портретах он не только утверждал идеалы юности и красоты, но и передавал характерные психологические черты человека. С 1900-х гг. став членом группы «Мир искусства», он все больше сближается со стилистикой модерна. В позднем творчестве художник обратился к исторической тематике («Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны», «Похищение Европы»). Лучшие произведения В. А. Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства.
М. А. Врубель (1856-1910) после переезда в Москву из Киева, где много работал над иконами и росписями Кирилловской церкви, сблизился с кружком Мамонтова, оформлял спектакли его частной оперы («Садко» и «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова). Его искусство сближают с символизмом «вечные», почерпнутые из истории и мифологии темы, которым художник придает налет многозначительной таинственности («Пан»).