Подделка из коллекции рейхсмаршала Геринга читать ~4 мин.
Нет, речь не идёт о художнике Германе Геринге. Шеф германского люфтваффе живописцем не был и не стремился к этому, в отличие от Адольфа Гитлера, пытавшегося в юности стать художником. Геринг обладал личным музеем произведений искусств, которые поступали к нему подарками со всей разграбленной войной Европы. Живописные полотна с мировым именем, скульптуры, нумизматические коллекции, старинное оружие и другие шедевры висели, стояли, лежали, хранились у него в роскошном особняке в Берхтесгадене. Впрочем, некоторые предметы искусства он покупал, так как обладал астрономическими суммами в разных валютах, драгоценных металлах и ювелирных изделиях.
Так, в 1943 году голландский банкир Нидля, будучи агентом Генриха Геринга и за его деньги, купил у амстердамской антикварной фирмы Гудстиккера картину «Христос и грешница» работы мастера XVII века Вермеера Яна Дельфтского. Продавец получил наличными один миллион 700 тысяч гульденов, что представляло по тем временам огромное состояние. Из этой суммы с учётом комиссионных один миллион гульденов заработал прежний владелец картины Хан ван Меегерен, владелец отелей, гостиниц и развлекательных клубов столицы Голландии, художник начала ХХ столетия.
Подлинность проданной картины засвидетельствовал Лейтвилер лучший голландский специалист искусствоведения, а спустя некоторое время – и маститый реставратор ван Бахемен. Эти специалисты знали о произведениях художников своей страны всё, или почти всё. Да и кто смог бы вводить в заблуждение, а тем более обманывать, нацистского лидера, обладавшего неограниченной властью и крутым нравом.
«Христос и грешница» заняла одно из лучших мест на стене особняка Геринга. В Рождество его «особый музей» посетили Гитлер, Гиммлер, Геббельс, Борман и другие высокопоставленные лица нацистской Германии. В сохранившейся до нашего времени книге гостей есть запись немецкого фюрера, которая свидетельствует, что он, «как художник», восхищён коллекцией произведений искусства хозяина дома и считает её достоянием всего Третьего рейха.
Однако в апреле 1944 года до ушей Генриха Геринга дошли слухи, что крупный искусствовед Абрахам Бредиус, авторитетный специалист и поклонник голландских художников, «первооткрыватель» Яна Вермеера, усомнился в подлинности нескольких картин этого живописца. В том числе и в картине, что хранилась у нацистского босса. Такие заявления учёного некоторые восприняли как причуды уже старого человека. Ведь он сам ещё в 30-е годы авторитетно утверждал, что все известные общественности страны работы Вермеера настоящие, а тут на склоне своих лет признаёт пять из них поддельными. Эту «ложку дёгтя» в «бочке мёда» никто всерьёз не воспринял. Кроме, как оказалось, Геринга. Он снарядил группу офицеров люфтваффе, чтобы они доставили в Германию продавцов его картины художника Меегерена, антиквара Гудстиккера, искусствоведа Бредиуса, экспертов Лейтвилера и Бахемена. Но было уже поздно, фашистские дивизии по всем фронтам, как с востока, так и запада, теснили советские войска и союзнические армии. Генрих Геринг приступил к срочной эвакуации из музея художественных ценностей. Опасаясь авиационных налётов, рейхсмаршал надёжно спрятал свою собственность в железнодорожных вагонах в горных туннелях южной Баварии.
После войны почти все ценности Геринга, за исключением некоторых, были обнаружены. Власти Нидерландов установили, кто из её граждан являлся коллаборационистом во время военного лихолетья с фашистскими оккупантами. В их числе оказался и миллионер, а по совместительству художник Меегерен, который продал картину нацистскому преступнику Герингу. Послевоенные законы за сотрудничество с фашистами требовали для обвиняемых только смертной казни. Чтобы уйти от ответственности и сохранить свою жизнь Меегерен на следствии признался, что он фальсифицировал картину «Христос и грешница» и продал её Герингу. Кроме этого полотна он подделал ещё четыре картины Яна Вермеера и несколько картин Питера де Хоха, живописцев XVII века. Все эти работы также проданы и находятся в частных коллекциях и музеях страны. Дальнейшее разбирательство и проведённые экспертизы полностью подтвердили слова фальсификатора. Ему сохранили жизнь, обвинив в мошенничестве, но спустя полгода после разоблачения Меегерен в тюрьме скоропостижно скончался.
А его поддельная картина «Христос и грешница», принадлежащая когда-то Генриху Герингу и имеющая такую необыкновенную историю, сейчас оценивается в немалые деньги.
Наталья Абдуллаева