Портреты династии Борджиа
Борджиа были знаменитыми покровителями искусства и привлекали к себе многих художников и писателей, живших на рубеже Средних веков и Ренессанса. В период, когда род Борджиа достиг высшей точки своего могущества, по их заказу были написаны их многочисленные портреты. Кроме того, появилось большое количество работ, которые были тематически связаны с семьей, но при этом создавались без их прямого участия.
Это, прежде всего многочисленные портреты кисти великих мастеров. В ватиканских залах Борджиа находятся великолепные фрески Пинтуриккьо (1454-1513), среди них портрет Александра VI и портрет неизвестной дамы, считающийся изображением Лукреции Борджиа. Лукрецию несколько раз изображал другой знаменитый художник эпохи – Бартоломео Венето. Один из образов Лукреции, вышедший из-под его кисти, – дама в чёрном, другое изображение – портрет богини Флоры с обнажённой грудью, для которого могла позировать сама Лукреция. Среди других художников, рисовавших Лукрецию при жизни, следует назвать Доссо Досси (1490-1542). Однако автором самой знаменитой картины, изобразившей всю семью Борджиа, стал художник, живший много поколений спустя. Это был Данте Габриэль Россетти (1828-1882), английский живописец-прерафаэлит, племянник Джона Уильяма Полидори, писателя, врача и друга Джорджа Байрона (Полидори известен, помимо всего прочего, тем, что первым ввел в романтическую литературу образ вампира).
Чезаре Борджиа запечатлен в «Портрете дворянина» Альтобелло Мелоне (ок. 1491-1543). Личность сына Александра VI чаще интересовала писателей. Так, его образом был вдохновлён Никколо Макиавелли (1469-1527), выдающийся итальянский философ, историк и государственный деятель, когда писал свой самый известный философский трактат «Государь». Эта книга – путеводитель для жестокого, циничного и аморального правителя, всеми средствами стремящегося к власти, ставшей самоцелью. Макиавелли был свободен от политических амбиций и, конечно, не следовал описанным им самим принципам. Перед нами скорее философская программа, которая в литературной форме отражает дух времени и излагает принципы, к которым и сегодня весьма часто прибегают сильные мира сего. Макиавелли завершил «Государя» в 1513 году, через шесть лет после смерти Чезаре. Трактат был издан только после смерти автора в 1532 году и в течение многих веков был в церковном списке запрещённых книг.
Наталья Абдуллаева
- «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» Никколо Макиавелли, краткое содержание
- «Государь» Никколо Макиавелли, анализ
- Мария Санти: Был ли золотой век?
- «Рембрандт в Америке», крупнейшая в истории выставка Рембрандта в США
- Мария Санти: Гораздо лучше, чем в кино
- Санкт-Петербург: Зимний дворец
- Фотовыставка «Семейный альбом Романовых» открылась в тобольском музее истории освоения и изучения Сибири