Скрытая история термина «шедевр»
Этот термин пришёл из Средневековья, когда художники должны были представить «шедевр» своей гильдии ремесленников.
Оксфордский словарь английского языка определяет «шедевр» как «произведение выдающегося мастерства или искусства», особенно «величайшее произведение конкретного художника». Сейчас этот термин более свободно применяется к любому выдающемуся творению, но во времена Средневековья ремесленникам буквально необходимо было создать шедевр, чтобы заслужить звание «мастера».
В Средние века юноши (часто около 12 лет) шли в подмастерья к мастерам и трудились в их мастерской, оттачивая своё ремесло. Они могли жить в доме своего мастера, но не получали за это платы. Затем они могли стать «подмастерьем» – должностью между подмастерьем и мастером, где рабочие могли получать зарплату.
Став мастером после ученичества, можно было вступить в гильдию. Гильдии предоставляли членам возможность учиться друг у друга, а став мастером в гильдии, человек мог открыть собственную мастерскую (если мог себе это позволить) и нанять подмастерьев, и так цикл продолжался. Гильдии контролировали конкуренцию в творческих сферах: члены гильдии не могли отнимать друг у друга бизнес или снижать цены, а гильдии освобождались от некоторых налогов. Название «гильдия» происходит от саксонского слова «gilden», что означает «платить», и члены гильдии вносили свой вклад в её финансирование.
Ремесла, в которых люди могли стать мастерами, варьировались от золотого дела до кондитерского производства, от плотницкого дела до живописи. В середине XIV века во Флоренции насчитывалась 21 гильдия, а гильдия суконщиков контролировала около 30 000 рабочих в итальянском городе.
Чтобы получить звание мастера, ремесленник должен был представить гильдии шедевр, демонстрирующий владение навыками ремесла. Часто давались рекомендации по созданию шедевра, и большинство художников выполняли либо изображение Мадонны с младенцем, либо распятие Иисуса. Удачные шедевры затем хранились в гильдии.
Лондонская Королевская академия до сих пор использует похожую систему, требуя от художников «дипломную работу», которая должна быть оценена комиссией академии.