Творчество Антонио Гауди. Дифирамб мастеру читать ~3 мин.
В фильме крупнейшего современного итальянского кинорежиссёра Микеланджело Антониони «Профессия: репортер» несколько ключевых сцен происходят во Дворце Гуэль и Доме Мила, построенных в Барселоне гениальным каталонским архитектором Антонио Гауди (1852—1926).
Обратившись к образам Гауди с помощью кино, Антониони, как никто до него, смог раскрыть сложный синтетический язык творчества каталонского мастера, где архитектура, живопись, поэзия, музыка составляют единое целое.
Гауди является предшественником экспрессионизма и сюрреализма в живописи. Недаром выставка фотографий его построек, состоявшаяся в 1911 году в Париже, привлекла внимание прежде всего художников. Известны многочисленные высказывания Сальвадора Дали, показывающие влияние Гауди на его творчество. Знаменитый принцип коллажа был выработан Гауди самостоятельно.
В начале 1880-х годов Гауди знакомится с графом Эусебио Гуэлем, который становится его другом и главным заказчиком. Умный, образованный, обладавший тонким художественным вкусом, граф Гуэль сумел разглядеть в молодом архитекторе задатки будущего гения. Это содружество дало великолепные результаты: Дворец Гуэль, Парк Гуэль и Усадьба Гуэль стали лучшими созданиями Гауди.
В искусстве каталонского мастера важен прежде всего живописный образ его постройки, живой и динамичный. Так, в основе замысла Парка Гуэль —гигантский ящер, как бы медленно ползущий по холмам вниз к морю. И недаром у подножия главной лестницы, ведущей к «дорическому храму» — рынку, нашла приют скульптура ящера — старинный народный каталонский образ.
С древнейших времен в Каталонии полихромия была тончайшим элементом архитектуры. Гауди была родственна эта традиция, берущая начало из Средиземноморской культуры. За пятьдесят лет до Корбюзье Гауди объединяет воедино скульптуру, живопись и архитектуру. Это особенно заметно в поздних его созданиях, как, например, в Доме Мила (1906—1910).
До сих пор барселонцы именуют этот странный дом «каменоломней». Интерьер здания не имеет стен. Они заменены переносными экранами, на которых изображены морские растения. Пол выложен шестиугольными цементными плитами нежно-зеленого цвета с изображениями морских звезд и осьминогов. Металлическая решетка внутренних двориков напоминает коралловые рифы, а железные украшения балконов — морские водоросли. На крыше здания видны скульптуры воинов в шлемах с закрытыми забралами — трубы и вентиляционные ходы.
Этот рационализм характерен и для главного произведения великого каталонского мастера — собора Святого Семейства в Барселоне (1883—1926).
Идея Рескина — «готика не стиль, а религия» — стала одним из ведущих творческих принципов Гауди. Он воспринимает готическую архитектуру как некую симфонию, управляемую дирижером-архитектором, соединившим в одном лице геометра, социолога, урбаниста, литургиста, живописца, скульптора и декоратора. Архитектурное сооружение, по мнению Гауди, следует уподоблять природному организму.
Собор Святого Семейства напоминает лес с мириадами ветвей, отягощенных плодами, птицами и животными. В интерьере собора Гауди предполагал также использовать лесные мотивы. Колонны напоминали стволы деревьев. Лучи солнца, проходя сквозь них, должны были создавать атмосферу лесной дубравы.
Романтизм Гауди утверждает единство всего сущего, единство мира, внутреннюю взаимосвязь всех начал жизни — материальных и духовных.
«Собор Святого Семейства не закончен, — писал Сальвадор Дали, — как не закончены некоторые романские, готические, барочные соборы».