Золотая Хохлома: русский народный промысел читать ~10 мин.
Ещё в XVII веке в глухих заволжских лесах украшали росписью деревянную посуду, сработанную на токарном станке. Переселенцы, скрывавшиеся от религиозных и политических гонений в беспокойное петровское время, тоже стали понемногу участвовать в местном промысле. Среди них оказались и опытные живописцы, обогатившие немудреную крестьянскую роспись рисунками растительных мотивов и приемами свободного владения кистью. От древних ремёсел новые мастера унаследовали классические формы деревянных изделий и чёткие ритмы орнамента. Вот так, почти 300 лет назад, появилась в Заволжье Хохлома — в сёлах Сёмино, Новопокровское, Кулигино и городе Семёнове. Этому промыслу предстояло вырасти, пережить несколько эпох, прославиться на весь мир.
Дерево — материал послушный, всегда под рукой. Легко режется, легко расписывается. Не бьётся, не ломается. Деревянная посуда — и для красы и для дела годится. На русских ярмарках торговля «деревяшками» шла бойко. Каждый, кто заглядывал туда за всякой всячиной, покупал заодно ложки да плошки. Но не только жители соседних сел ценили посуду, сработанную заволжскими мастерами. Расписные товары, бережно упакованные в короба, грузили на барки и по Волге сплавляли к Астрахани, а уже оттуда дальше — на Кавказ, в Среднюю Азию, страны Востока. И всюду нравилась весёлая, золотая да алая Хохлома. Людям разных обычаев и языков была понятна немудреная хохломская роспись, её цветы и травы. Как же возник этот замечательный художественный промысел?
Хохлома. Кухонный набор
«В городе Семёнове земледелием не занимаются. В течение года они выделывают разной деревянной крашеной и лаковой посуды и белой — чашей крупных, средних и мелких 550 тысяч, стаканов — 100 тысяч», — говорится в документе 1797 года. Спустя 100 лет в этом городе и ближайших деревнях промыслом занимались уже 800 человек. В 1916 году, незадолго до Октябрьской революции, в Семёнове открылась школа художественной обработки дерева. Её основателем стал художник Г. П. Матвеев. В советское время в этом центре хохломской росписи выросло новое поколение художников.
В селах Семино, Новопокровское и Кулигино находятся сегодня цехи фабрики «Хохломской художник». В городе Семёнове работает фабрика «Хохломская роспись». Большинство художников, работающих сегодня на фабриках — потомственные орнаменталисты.
Хохлома: оригинальный орнамент
Хохломской орнамент всегда подчинен определённому ритму. Его элементы чередуются в определённом порядке, создавая ощущение удали, полета, своеобразной деревянной «мелодии». Как это удаётся художникам?
Издавна мастера Хохломы используют два вида росписи — «верховой» и «фоновой». Верховой — это когда рисунок наносится сверху на фон. В результате получается четкий графический орнамент. Чаще всего это травка, кустики и веточки. Разновидность верхового «травного» письма — роспись «под листок» с плавно изогнутой ветвью, вокруг которой расположены небольшие листочки и круглые ягоды.
Хохлома: техника росписи
При верховом письме большая часть поверхности изделий остается золотой. Как же получается «хохломское чудо» — золотисто-медовый цвет дерева? В результате многочисленных операций — сушки, многократного покрытия жидким раствором глины, маслом, олифой и блестящим металлическим порошком — изделие приобретает сначала серебристый цвет. А потом начинается самое главное. На серебристый фон наносят рисунок, его просушивают, покрывают лаком и ставят в печь. При определённой температуре лак желтеет и темнеет. Серебристая поверхность становится золотистой…
В росписи «под фон» на красном, зеленом или черном фоне выделяется золотой растительный орнамент. А потом детали блестящего силуэта орнамента прорисовываются штрихами. В роспись «под фон» привносятся мотивы «приписки» — поверх цветного фона вырастают ягоды, мелкие листочки, кустики, травки.
Особый, относительно новый вариант фонового письма — «Кудрина». Она состоит из круглых затейливых завитков. Порой из этих завитков вырастают фантастические цветы, на которых сидят сказочные птицы. Древние мастера «Кудрину» использовали мало. Современные семеновские художники ищут новые возможности «Кудрины». Порой по сложности и изысканности исполнения эта роспись становится похожей на лаковую миниатюру.
Все эти приемы письма сформировались не сразу и не в один день.
Растительный орнамент, появившийся в Хохломе благодаря иконописцам, претерпел со временем существенные изменения. Он стал более лаконичным и четким. Русские мастера стали использовать в орнаменте цветы и растения, знакомые их землякам. На смену тюльпану и виноградному листу, которые писались в XVII веке, пришли колокольчик и лист клена, а рядом с ними появились северные ягоды — брусника, клюква, земляника.
Хохломская роспись становится с годами ещё образнее, выразительнее при большой строгости отбора художественных средств.
Хохлома: от старины до современности
Старинная история хохломской росписи
В музеях сохранились вещи, рождённые в Хохломе на рубеже XVIII— XIX веков. Это образцы подлаковой росписи: чашки, братины, кружки и туески. На них лишь неширокие золотистые пояски. Видимо, порошок серебра, который тогда использовали мастера, был слишком дорогим для деревянной посуды. Но лучшие изделия той поры восхищают нас тем, как свободно владел кистью мастер, как поэтично он мыслил, как по-своему передавал красоту русской природы. Итак, как же развивалось золотое искусство Хохломы в ХIХ-ХХ веках?
В первую половину XIX века в хохломской росписи происходят заметные изменения. В это время мастера вместо серебра начинают применять дешёвое олово. Присыпанная таким порошком деревянная поверхность при обжиге становилась такой же золотистой, как и посеребрённая. Теперь мастера уже полностью окрашивают стенки братин, чашек, солониц и поставцов. Рисунок «травки» позволяет эффектнее использовать «золотую» окраску. Художники учатся писать орнамент на золотом фоне, отказываются от использования красок, которыми они писали прежде. Вместо синей, голубой, розовой, зелёной и коричневой красок теперь основными цветами становятся красный, чёрный и золотой.
Одно время говорили, что мастера Хохломы используют эти три краски лишь потому, что они не выгорают в печи при закалке. Но это лишь одна из причин. Коричневая, желтая и зеленая краски тоже не меняют свой цвет при высокой температуре. Но они не дают такого удивительного декоративного эффекта, как сочетание красного, черного и золотого. Красный цвет придает золоту большую теплоту, а благодаря черной краске золотой фон кажется светлее и ярче.
«Поддельный» золотой фон было невыгодно обнажать большими частями — он уступал «настоящему» и по яркости, и по теплоте. Поэтому хохломские художники постепенно пришли к рисункам, в которых фон лишь просвечивал сквозь узор и в промежутках между мотивами. Теперь большое значение приобрела широта письма, свободное владение мастером кистью. Выполняя узор «от руки», мастер учился свободно менять орнамент, сходу придумывать новые сочетания.
А форма? Расписать большое круглое блюдо — одно дело, высокий поставец цилиндрической формы — другое, а ложку — третье.
Рисунки на чашках и блюдах мастера строили, учитывая приемы композиции в круге. Художники выделяли дно, рисуя в центре розетку с расходящимися лучами — солнце, на крупных вещах рисовали ещё вокруг розетки квадрат или ромб с мягко закругленными углами, который называли «пряником». А вокруг писали узор, связанный с движением кисти по кругу.
На поставцах и солоницах, имеющих цилиндрическую форму, мастера писали четыре «цветка» или «древа» — два красных и два чёрных.
Используя традиционные мотивы и типовые композиции, даже рядовые художники создавали высокохудожественные произведения, никогда не превращаясь в копиистов.
Промысел развивался с каждым десятилетием все шире и шире. Уже в середине-XVIII века жители нескольких десятков деревень занимались хохломской росписью. Токарную деревянную посуду развозили на баржах по Волге во все концы страны и за её пределы. В конце XIX века в Хохломе создавалось много самых разнообразных изделий — большие «артельные» блюда, тарелки, солонки, совки для муки.
Мастера расписывали лукошки для ягод, дуги, прялки, короба для хранения веретья. В деревнях тогда сложилось разделение труда: в одной заготавливали древесину, в других точили деревянную посуду, в третьих расписывали её. Скупщики за бесценок покупали готовые изделия, а потом продавали их втридорога. А некоторые скупщики содержали свои мастерские, где по многу часов подряд работали токари, ложкари и красильщики.
Почти в каждой деревне были мастера, сочинявшие новые узоры. И сегодня память жителей села Новопокровское хранит их имена: Иван Красильников, Михаил Красильников, Яков Марусин.
На рубеже XIX—XX веков наступили для Хохломы тяжелые времена. Спрос на деревянную расписную посуду упал, рынок наводняла фабричная продукция. В годы русско-японской и первой мировой войн закрывались красильни, мастера уходили на фронт.
Попытались было приспособить промысел ко вкусам городских покупателей. Так стали в Хохломе писаться изделия «под старину». Появились стилизованные «а-ля рус» столы и буфеты, стулья и диваны с головами лошадей, ковши, похожие по форме на змей и драконов. Расписывая их, художники стали искажать традиционные мотивы росписи «под фон» и «Кудрины». Мастера стали использовать трафареты, модный орнамент «славянской вязи» невозможно было писать традиционными приемами. «Травка» получила название «мужицкого» рисунка.
Хохлома. Возрождение древнего промысла
После революции началось возрождение древнего промысла. Был опубликован декрет, подписанный В. И. Лениным и М. И. Калининым, в котором намечались меры содействия кустарной промышленности. Все предприятия мелкой кустарной и ремесленной промышленности были объявлены не подлежащими ни конфискации, ни национализации. Мастера Хохломы становятся членами первых кустарных артелей. Большое значение приобретает мастерская Красильниковых — продолжателей династии знаменитых хохломских художников. А специальная школа в Семенове по обработке дерева помогает художникам развивать лучшие традиции промысла, бороться против засилья псевдорусского стиля, искать новые мотивы и орнаменты. Сегодня работы, выполненные много десятков лет назад П. Ф. Распопиным, С. С. Юзиковым и И. Е. Тюкаловым, — гордость Семеновского художественного музея.
В 1925 году произведения хохломских мастеров были представлены на Международной выставке в Париже и удостоились высокой награды — золотой медали.
Сегодня мастера из Семёнова ищут новые, более сложные формы изделий, пробуют создавать композиции, которые отступают от традиционного письма. Так, помимо лесных растений и ягод, мастера пробуют писать и пышные, затейливые садовые цветы. Это обогащает декоративное оформление изделий, придает им ещё более праздничный вид. Но хохломские художники не собираются забывать традиционные приемы, которые восходят к древней языческой Руси, когда поклонялись богу Солнца — Яриле, когда засеянное поле символизировало поделенный на четыре части квадрат или ромб с точками-зернами в каждом.
Хохломской мастер, как и художники большинства других промыслов, никогда не повторяет рисунок. Он постоянно импровизирует, ищет новые орнаменты. Работы лауреатов Государственной премии имени И. Е. Репина Е. Н. Доспаловой, Н. П. Сальникова, О. П. Лушина украшали самые представительные выставки.
«Набор для мёда» Е. Доспаловой украшает Русский музей в Москве. Весёлые алые клубничины на чёрном фоне, золотая внутренность плошек, изящная форма маленьких ложек — все создает настроение праздника. Или «Свадебный набор» Е. Яковлевой. Два точёных бокала, солонка, блюда с цветами и птицами. И все это — алого цвета, с золотой росписью. Взглянешь на эти прекрасные вещи, и сразу ясно: в доме праздник. Да такой, что бывает лишь раз в жизни. Свадебного подарка лучше и не придумаешь.
@textnet.ru