Центр современного искусства «Заря» на 2 месяца погрузится в мир виртуальной реальности читать ~6 мин.
ВЛАДИВОСТОК. 15 декабря в Центре современного искусства «Заря» (Проспект 100 лет Владивостоку, 155, цех 2) откроется выставка Homo ludens/Человек играющий, посвященная компьютерным играм, электронным игровым технологиям и виртуальной реальности. До конца февраля у посетителей экспозиции будет возможность увидеть и испытать в деле более 30 культовых игровых консолей, узнать интересные факты о видеоиграх и познакомиться с работами современных российских художников. Вход на выставку свободный. Имеется возрастное ограничение – от 16 лет.
По словам куратора ЦСИ «Заря» Екатерины Крыловой, видеоигра как и объект искусства – картина, скульптура, инсталляция – определенным образом оформлена визуально. Специфический видеоряд и сам формат компьютерной игры давно проникли на территорию современного искусства. В своих работах элементы видеоигр используют известные представители new media art – RSG, Йон Томсон и Элисон Крейгхед, Менди и Кит Обэдайк. Другой родственный момент – социальная функция. Как результат работы дизайнеров, аниматоров и программистов, видеоигра является адресной и предполагает реакцию зрителя. То же самое можно сказать об искусстве, рассматривая его исторически – как инструмент воздействия на аудиторию.
Выставка Homo Ludens является ретроспективным взглядом на индустрию компьютерных игр, предметной средой для персонального исследования игровых технологий и их влияния на современную культуру, искусство и поведение людей. В состав экспозиции войдет игровая электроника 8-ми поколений – от Odyssey Magnavox, Pong Atari, Channel F Fairchild и советской игры «Ну, погоди!» до новейшей консоли PlayStation 4, вышедшей в США в середине ноября 2013.
Помимо игровых консолей в выставке представлены инсталляции российских художников - Полины Канис (Санкт-Петербург), Ростана Тавасиева (Москва), арт-группы «ЧРеВо» (Красноярск) и Анны Парменовой (Владивосток), вдохновленных компьютерной графикой, online-мифологией и этической проблематикой виртуальной реальности.
Видеоинсталляция Полины Канис «Яйца» – это провокационное высказывание о гендерном статусе как части системы отношений между полами, предписанной обществом. Работа является видеодокументацией перформанса, в котором художница исследует темы добровольной женской виктимности и природной агрессивности. В качестве убедительной визуальной метафоры художница выбирает знакомый с детства сюжет советской электронной игры «Ну, погоди!». Художница бегает вправо и влево, как Волк в «Электронике», получая невидимые бонусные очки за ловкость и скорость.
Мультимедийная инсталляция Ростана Тавасиева «Все сложно…» словно попытка перенести взаимодействие с произведением искусства в виртуальную реальность. Художник предлагает представить, что неподвижные и немые музейные экспонаты на самом деле являются живыми существами, с очень напряженной внутренней жизнью, скрытой от зрителя. У них есть своё мнение о музее, в котором они оказались по воле автора и куратора, есть мнение о самом авторе (не всегда приятное для последнего), о посетителях выставки, о своих соседях по экспозиции, которые одновременно являются их друзьями и конкурентами. Экспонаты с тревогой ждут окончания выставки и беспокоятся о своих дальнейших перспективах, внимательно читают то, что пишет о них пресса, радуются, негодуют и стараются предугадать, как критика отразится на их судьбе. Таким образом, то, что мы видим в пространстве выставочного зала, оказывается только вершиной айсберга.
В работе «Пауза» жительница Владивостока Анна Парменова намеренно материализует образы виртуальной реальности, делая каждый пиксель – элементарную частицу цифрового изображения - объектом приложения реальных усилий художника. Физическое воплощение атомов компьютерной графики складывается в долгий медитативный процесс лепки из пластилина - материала, знакомого по детским ощущениям, первым творческим порывам, освоению классических техник художественной деятельности. Своеобразный протест против девальвации обыденной реальности вызывает к жизни универсальный образ потери сигнала, разрыва связи с потусторонней реальностью экранной плоскости. Визуальную метафору No signal художник накладывает на образ города, условно воссоздавая его ландшафт с помощью тысяч рукотворных кубических «пауз».
Также будет представлена работа TROJAN.INFINITY.OK, где арт-группа «ЧРеВо» манифестирует последствия нового типа аддиктивного поведения – зависимости от виртуальной реальности, формируемой социальными сетями и игровыми приставками. Иллюзия действия в пространстве, более комфортном и менее требовательном к настоящему тебе, условно более «безопасном», чем наркотики или алкоголь, привлекает возможностью быстро и относительно «дешево» снять состояние тревожности, социализироваться, приблизиться к потенциально возможному счастью. Результат азартного интернет-аттракциона – последовательное изменение сознания, расстройство привычек и влечений.
В организации выставки участвовали: компания «Синергия», «Роял Кредит Банк», магазин цифровой техники «Кью» и галерея Anna Nova. Детям до 16 лет вход на выставку в сопровождении взрослых.
Для справки:
*Лев Лосев (1937 – 2009) — известный русский поэт, литературовед и эссеист.
Название выставке дал труд нидерландского историка и культуролога Йохана Хёйзинга (1872 – 1945) «HOMO LUDENS. Опыт определения игрового элемента культуры» (1938). В чёрные годы Европы – время расцвета фашистских режимов – Йохан Хёйзинга в числе других неогуманистов – известных философов, культурологов, писателей, таких как Герман Гессе, Хосе Ортега-и-Гассет, Томас Манн, предпринял попытку выявить, исследовать и описать универсальный элемент культуры, способный сохранить в человеке «человеческое», выступить серьёзным противовесом варварству и ложной системе ценностей, пропагандируемой идеологами нацизма. Таким элементом Хёйзинга провозгласил игру – универсальное для любых культур примиряющее пространство, которое предлагает каждому участнику равные шансы на успех и возможность свободного выбора в рамках общих правил, не подлежащих сомнению или оценке.
Полина Канис (1985, Санкт-Петербург) – художник, лауреат Премии Кандинского в номинации «Молодой художник, проект года» (2011), номинант Государственной премии «Инновация» в категории «Новая генерация» (2011), выпускница Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко. В списке персональных выставок: «Новый флаг», галерея «Новая Голландия» (Санкт-Петербург, 2013); «1, 2, 3, 4», «Мыстецкий арсенал» (Киев, 2012) и галерея «Триумф» (Москва, 2012); «Идеальная фотография, галерея Paperworks (Москва, 2012).
Ростан Тавасиев (1976, Москва) – художник, выпускник Московского государственного художественно-промышленного университета имени Строганова и Института проблем современного искусства (курс «Новые художественные стратегии»). С 2004 года сотрудничает с галереей «Айдан», номинант премии «Инновация» (2006). Работы Ростана Тавасиева входят в собрание Государственной Третьяковской галереи, Музея актуального искусства Art4.ru, ГЦСИ, Мультимедиа Арт Музея, ММСИ и других. Инсталляция «Все сложно…» в 2013 году была представлена в галерее Anna Nova (Санкт-Петербург), а затем в Мультимедиа Арт Музее (Москва).
Анна Парменова (1983 году, Приморский край, живет и работает во Владивостоке) – художник, выпускница факультета живописи Владивостокского художественного училища (2003), в 2003-2004 годах училась в Дальневосточной академии искусств (ДВГАИ), в 2011 году окончила Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени Штиглица по направлению «Художественный текстиль», в настоящее время преподает художественный текстиль в интерьере и роспись по ткани в ДВФУ.
Арт-группа «ЧРеВо» образована летом 2011 года в Красноярске братьями Русланом и Романом Чернаковыми. Каждая работа тандема – результат социального исследования, выраженного в метафорической форме. Объективируя утраченные или искаженные исходные функции привычных вещей, художники подчеркивают неоднозначность проблем современного общества. «ЧРеВо» – участники многих престижных выставок современного искусства по всей стране, среди них X Международная красноярская музейная биеннале «Любовь Пространства», фестиваль современного российского искусства «Форма» (Москва, ПКиО «Красная Пресня»), проект «Новые Имена» в Музее нонконформистского искусства (Санкт-Петербург, арт-центр «Пушкинская 10»). Работы Чернаковых находятся в коллекциях Красноярского музейного центра, Музея нонконформистского искусства, Музея современного искусства «Артэтаж» (Владивосток).
Комментирование недоступно Почему?