В Москве открылась уникальная выставка художников – абстракционистов середины ХХ века читать ~5 мин.
18 октября 2016 года. г. Москва. Сегодня в Московском музее современного искусства (MMOMA) открылась выставка «Студия “Новая реальность” (1958–1991). Трансформация сознания», рассказывающий об уникальном явлении в отечественной культуре второй половины ХХ-века, творчестве студии «Новая реальность», основанной известным художником, педагогом и мыслителем Элием Белютиным, работы которой подверглись яростной критике генсека КПСС Никиты Хрущева на памятной выставке советского авангарда в Манеже в 1962 году. Организаторами выставки является Фонд русского абстрактного искусства (Фонд РАИ) и Московский музей современного искусства (МОММА).
В церемонии торжественного открытия приняли участие Председатель правления Фонда РАИ Ольга Ускова, Исполнительный директор МОММА Василий Церетели, Президент Российской академии художеств Зураб Церетели, директор «Мультимедиа Арт Музей» Ольга Свиблова, Руководитель Аппарата ГД РФ VI созыва Джахан Поллыева и другие.
На экспозиции представлено более 100 полотен основных представителей «Новой реальности». В их числе Э. Белютин, В. Зубарев, Л. Грибков, Т. Тер-Гевондян, В. Преображенская и др.
Впервые за последние десятилетия целый пласт произведений русского абстрактного искусства станет доступен общественности – картины, теоретические и методические разработки, документы и другие материалы, связанные с творчеством студии, которые, по многим историческим причинам долгое время незаслуженно хранились в архивах и запасниках.
На фото: Ольга Ускова, Ольга Свиблова, Джахан Поллыева
По словам Председателя правления Фонда РАИ Ольги Усковой: «Сегодня как в нашей стране, так и в мире происходит переоценка значимости русского абстрактного искусства. Стоит сказать, что, именно это направление было отражено в презентации России на Олимпиаде в Сочи, как одного из ключевых элементов культуры страны. Проведя тщательный анализ, изучив и систематизировав архивные материалы участников студии «Новая реальность», их методические работы, можно с уверенностью сказать, что творчество белютинцев может по праву претендовать на статус второй волны авангарда».
Выставка является первой по своему замыслу и масштабам попыткой представить в своем взаимодействии, как практическую, так и теоретическую стороны творчества студии, развернутую теорию всеобщей контактности и теории темпорального искусства Владислава Зубарева (являющуюся дальнейшим развитием теории всеобщей контактности). По словам Анны Каргановой: «Одной из целей экспозиции является продемонстрировать актуальность теоретических положений «Новой реальности», их современность и применимость в наши дни». Уникальная архитектура экспозиции, широкое использование мультимедиа и серия специальных мастер-классов, подготовленных сотрудниками Музея на основе педагогической методики Белютина, позволят зрителю стать не просто очевидцем, но и полноценным участником самых знаковых событий в жизни Студии. «Такой формат позволит посетителям выставки получить, своего рода, подтверждение высочайшей действенности теоретических методик Элия Белютина», комментирует Анна Карганова, «Они смогут, в какой-то степени, на себе испытать и повторить опыт и ощущения открытий, совершенных участниками Студии».
Выставка пройдёт в период с 18 октября 2016 года по 15 января 2017 года в MMOMA.
Мероприятие проводится при поддержке Правительства Москвы.
Информация о студии «Новая реальность»
Студия «Новая реальность» была создана известным художником, преподавателем и мыслителем Элием Белютиным в 1950-е годы. Она стала своего рода, продуктом своей эпохи. В период, когда общество было вдохновлено великой победой над фашизмом, когда крепла вера в то, что экспериментальный строй – это сила и счастливое будущее, когда открывались лагеря, впервые задул свежий ветер оттепели, страна открыла путь в Космос, постигла глубины атома, вокруг Элия Белютина сформировался круг художников, готовых искать новые формы в искусстве и стремящихся к свободе выражения.
В. Зубарев. Человечество. 1989-1991
Взамен устаревшей концепции Академии Художеств Белютиным была предложена новая парадигма – воспитать художника с развитой способностью эмоционально и раскованно воспринимать окружающий мир и вследствие этого находить и разрабатывать изобразительные средства для выражения своего переживания. Предложить адекватный современности художественный язык, отражающий стремительно меняющуюся духовную жизнь человека, выработать сознательный подход к проблемам современного искусства.
Люциан Грибков. Поссорились. 1962
В процессе преподавания, Белютин разработал, а затем и сформулировал теоретические и методические постулаты, которые в итоге оформились в основном его труде «Теории всеобщей контактности». Занятие в студии строилось по определённой схеме. Начало работы всегда предваряло задание, формулировка которого часто бывала весьма неожиданна. Например, он просил изобразить одним цветом все цвета спектра. Или сосновый лес, за которым находится Освенцим, и характером, формой стволов деревьев и цветом передать трагедию. По словам куратора выставки Анны Каргановой: «Белютин предложил своего рода азбуку или метаязык, как способ изображения эмоций. Например, представить грусть не в банальном образе плачущей женщины, а определённым набором символов, который заставит зрителя понять, что это грусть».
Участники студии «Новая реальность» отмечали, что методический и теоретический подход Элия Белютина к организации занятий настолько увлекал их, что они были готовы день и ночь работать, полностью забывая о какой-либо материальной стороне творчества. По словам Ольги Усковой, «Именно возможность самореализации была основным стимулом для участников студии. Они писали картины не ради продажи или желания прославиться. Творчество составляло основу их жизни. Поэтому у этих работ ни с чем несравнимая энергетика».
По словам члена наблюдательного совета Фонда РАИ, ректора НИТУ МИСиС Алевтины Черниковой, «Созданные в рамках студии Новая реальность методики формирования креативного сознания сегодня активно используются в учебном процессе и дают потрясающие результаты».
О Фонде:
Фонд русского абстрактного искусства — некоммерческая организация, созданная с целью содействия культурным, просветительским и общественным инициативам. Основной своей задачей фонд ставит формирование правильного научного и исторического понимания русского абстрактного искусства в общемировом контексте.
Кураторы:
Анна Карганова – искусствовед, директор Фонда русского абстрактного искусства.
Валерия Волкова – искусствовед, куратор, старший научный сотрудник Московского музея современного искусства.
Комментирование недоступно Почему?