Наварла Габарнманг, рисунок углём:
самое древнее искусство Австралии читать ~7 мин.
Самым древним наскальным искусством аборигенов Австралии, точнее самым древним подтверждённым наскальным искусством, является рисунок углём, найденный на фрагменте скалы во время раскопок Наварла Габарнманг, скального укрытия в земле Джавойн, на юго-западе Арнем-Ленда, в Северной территории Австралии. По данным радиоуглеродного анализа, рисунок датируется примерно 26 000 лет до нашей эры и является самым древним произведением искусства, когда-либо обнаруженным в Австралазии или в зоне океанического искусства.
Открытие было сделано профессором Брайсом Баркером, археологом из Университета Южного Квинсленда (USQ), который работал вместе с исследователем USQ доктором Ларой Лэмб на археологических раскопках Наварла Габарнманг, впервые заселённых людьми 45 000 лет назад. Как и камеры, содержащие наскальные рисунки в Ласко в Франции, укрытие Габарнманг покрыто множеством рисунков разного возраста и стилей, с высокой степенью наложения друг на друга.
Самые древние археологические слои на этом месте всё ещё исследуются, и возможны дальнейшие находки ещё более древнего доисторического искусства. Земля Арнем давно известна как богатый район искусства каменного века, славящийся галереями наскальных рисунков Убирра в национальном парке Какаду и расположенный недалеко от древних мест наскального искусства Кимберли в самой северной части Западной Австралии. Именно в Кимберли исследователи недавно датировали одну из наскальных росписей Брэдшоу (ныне известную как искусство Гвиона) по крайней мере 15 500 годом до нашей эры. Кроме того, недавнее открытие очень древнего наскального искусства Сулавеси (Индонезия) (37 900 год до нашей эры) позволяет предположить, что палеолитические памятники в Кимберли могут содержать столь же древние рисунки.
Для понимания контекста Наварла Габарманг: к древнейшим произведениям искусства, созданным современными людьми, относятся гравюры в пещере Бломбос (70 000 лет до н.э.) и гравюры на яичной скорлупе в Дипклуфе (60 000 лет до н.э.) в Южной Африке, а также наскальные рисунки в пещере Эль-Кастильо (39 000 лет до н.э.) в Испании. Дополнительная информация: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Открытие
Хотя скальное укрытие в Джавойне было хорошо известно современному сообществу аборигенов как богато украшенное церемониальное место, старейшины Вамуд Намок и Джимми Каларрия вспомнили, что видели наскальные рисунки во время своих первых посещений примерно в 1935 году, оно было вновь открыто учёными в 2006 году во время аэрофотосъёмки местности в рамках археологического проекта в Арнем-Ленде под названием «Connecting Country» (Соединяя страну). Этот совместный проект, инициированный Ассоциацией аборигенов Джавойна, возглавляет доктор Бруно Дэвид из Университета Монаша, в нём также участвуют профессор Баркер и доктор Лэмб (Университет Квинсленда), а также ведущие французские специалисты, в том числе профессор археологии Жан-Мишель Женест (Университет Бордо) и геоморфолог профессор Жан-Жак Деланнуа (Университет Савойи).
После того как местонахождение укрытия было точно определено, но до того, как археологи приступили к раскопкам, Роберт Ганн провёл тщательное исследование настенных росписей, которые включают наскальные гравюры и некоторые абстрактные знаки, а также замечательные многоцветные фигуративные рисунки.
Однако именно археологические раскопки принесли большое открытие. В октябре 2011 года в археологической лаборатории USQ, во время сортировки и анализа материалов, извлечённых из небольшого квадрата укрытия Наварла Габарнманг, профессор Баркер обнаружил чёрный рисунок на нижней стороне гранитного фрагмента, который упал с потолка пещеры на пол. Находящийся в одном из археологических слоёв, связанных с очень ранним заселением людей, рисунок был выполнен углём, органическим материалом, который можно было датировать непосредственно. Поэтому его отправили на анализ в радиоуглеродную лабораторию Университета Вайкато в Новой Зеландии, где группа специалистов под руководством доктора Фионы Петчи взяла соскобы угля, которые позволили установить дату 26 000 лет до н.э., что ставит его в ряд древнейших произведений искусства в мире.
Для получения дополнительной информации см. также: Старейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений.
Скальное укрытие
В Джавойне находится огромное количество мест, связанных с предками аборигенов, многие из которых, как Наварла Габарманг, расположены в отдалённых районах. Таким образом, по состоянию на 2010 год в базе данных Ассоциации Джавойн было зарегистрировано в общей сложности 117 комплексов, включающих около 921 объекта с более чем 44 000 произведений искусства.
Само укрытие Наварла Габарнманг, традиционно принадлежащее клану Буйми из племени Джавойн, занимает удалённое место к востоку от национального парка Какаду. Пещера полностью открыта с севера и юга и имеет внутреннюю площадь около 1500 квадратных метров. Ее потолок обеспечивает примерно два метра свободного пространства над головой и поддерживается 36 песчаниковыми столбами. Мягкая порода между столбами частично эродирована в результате естественного выветривания и человеческой деятельности. Потолок, стены и столбы покрыты впечатляющим коллажем настенных росписей аборигенов с традиционными изображениями барамунди, крокодилов, кенгуру, валлаби, человеческих и духовных фигур из «Сновидений» — настоящая Сикстинская капелла доисторического искусства.
Самые древние примеры наскальной живописи аборигенов в Австралии см. Наскальная живопись пещеры Куналда (около 18 000 лет до н.э.).
Археология укрытия Наварла Габарнманг
Пол укрытия покрыт землёй, смесью пепла, ила и обломков камней на глубину около 60 см, которая содержит семь отдельных стратиграфических слоёв. Углеродный анализ показывает, что люди заселили пещеру около 43 000 лет до н.э., что немного позже, чем другие близлежащие места Малакунанджа II и Наувалабила 1 (около 53 000 лет до н.э.), но примерно на 5000 лет раньше, чем укрытие Карпентерс-Гэп-Рок-Шельтер 1 (Кимберли, Западная Австралия), пещера Бегиннерс-Лак (Тасмания), озеро Мунго 3 (Новый Южный Уэльс) и пещера Нуррабулгин (полуостров Кейп-Йорк).
Обнаружение использованных кусков гематита «мелков», найденных в Малакунанджа II и Наувалабила 1, повышает вероятность того, что укрытие Габарнманг было украшено его ранними обитателями, но в любом случае возраст углеродного рисунка, наряду с другими доказательствами, указывает на то, что потолок пещеры должен был быть расписан около 26 000 лет до н.э., если не раньше.
Среди других древних артефактов, обнаруженных в пещере, был кусок точёного каменного топора, датированный 33 000 лет до н.э., что примерно на 5000 лет раньше, чем самый старый известный каменный топор, найденный в других местах.
Рисунок углём
Наскальное искусство пещеры Наварла Габарманг представляет собой рисунок углём, нанесённый на кусок камня размером примерно 3 на 3 сантиметра, который упал с потолка в доисторические времена. Сам рисунок состоит из двух пересекающихся линий: одна прямая, а другая частично изогнута. Область, образованная изогнутой частью, заполнена более густым (и поэтому более темным) слоем угля, но остальная часть рисунка стёрта до неузнаваемости. Возраст каменного фрагмента составляет от 28 000 до 45 600 лет, а угольный рисунок датируется 26 000 годом до нашей эры.
Рисунок в целом современен наскальным рисункам в пещере Фумане в Италии (около 35 000 лет до н.э.) и наскальным рисункам в пещере Шове во Франции (около 30 000 лет до н.э.), которые были созданы в эпоху ориньякского искусства в Европе.
Несмотря на свой солидный возраст, угольный рисунок Габарнманга вряд ли является самым древним произведением искусства северной Австралии. Эта честь, вероятно, принадлежит чашечному искусству или отпечаткам рук в регионе Кимберли, которые, как полагают, датируются по крайней мере 30 000, а возможно, и 40 000 лет до н.э.
При раскопках укрытия также обнаружили большой частично использованный «карандаш» из пигмента цвета шелковицы среди отложений, датируемых 13-23 000 лет до н.э., который соответствовал цветам, использованным в «Мими» или «динамичных» изображениях людей, нарисованных на потолке и стенах пещеры. (См. также: Доисторическая палитра цветов) Эти «динамичные» фигуры, производные от Брэдшоу, являются характерной чертой палеолитического искусства в районе Арнем-Ленд. Они отличаются удлинёнными конечностями и изящной формой тела, обычно украшены головными уборами, кисточками или поясами, нарукавниками, ожерельями и перьями, а также вооружены копьями с зазубринами, бумерангами или топорами.
В регионе Кимберли фигуры Брэдшоу (ныне называемые фигурами Гвиона) были датированы по углероду как минимум 15 500 г. до н.э., хотя считается, что они появились ещё в 25 000-30 000 лет до н.э.
Чтобы сравнить австралийское наскальное искусство с африканским, посмотрите на изображения животных на камнях пещеры Аполло 11 (около 25 500 г. до н.э.) в Намибии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?