Реэкспозиция в Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина читать ~4 мин.
Музей, который не боится перемен: 11 октября ГМИИ им. А. С. Пушкина представит новую концепцию постоянной экспозиции старых мастеров. Шесть залов первого этажа Главного здания откроют публике не только новый дизайнерский взгляд на пространство музея, но и современное представление о старой живописи в классическом музее XXI века.
Залы византийского искусства, искусства Германии и Нидерландов XV–XVI веков, а также Фландрии и Голландии XVII века, живописи Рембрандта и его школы — все эти пространства, давно знакомые «пушкинскому» зрителю, осенью предстанут полностью преображенными.
Решение амбициозной задачи представить классический музей в современном облике было поручено французскому сценографу, историку искусства Патрику Уркаду. Ученик Андре Шастеля, Уркад защитил диссертацию о Пьере Ле Мюэ — архитекторе Марии Медичи. В 1980-е годы Патрик занимал должность арт-директора французского издания Vogue, где сотрудничал с Хельмутом Ньютоном, Ги Бурденом и другими выдающимися фотографами XX века. Был приглашен Карлом Лагерфельдом в качестве куратора его коллекций декоративно-прикладного искусства: сначала предметов стиля рококо, а затем — неоклассики. Куратор выставок в музейном комплексе дворцов Версаля: «XVIII век — у истоков дизайна» (2014) и «Увеселения и праздники королевского двора» (2016). Уркад не впервые сотрудничает и с ГМИИ: в 2019 году он выступил в роли сокуратора и автора художественной концепции выставки «Восточный джаз / East West Jazz».
Меняется жизнь — меняется и музей: реэкспозиция залов искусства старых мастеров — попытка переосмыслить и пространство, и произведения, представленные в нем. Эта работа оказалась своего рода интеллектуальным экзерсисом, позволившим самим хранителям по-новому посмотреть на произведения, которые они изучают и хранят многие годы, задуматься о сущности постоянной экспозиции и о её драматургии. Кураторы, работавшие над обновлением пространства музея вместе с приглашенным сценографом, хотели подчеркнуть значимость каждого отдельного произведения, представленного в экспозиции: собрание Пушкинского — это не только гармоничный ансамбль, но самоценные экспонаты, каждый из которых — шедевр.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина: «Новая экспозиция — важный для нас момент ещё раз напомнить о том, что жизнь не стоит на месте. Она изменяется ежеминутно, ежесекундно, и главное — не упускать ни один из её моментов, проживать каждый. Не забывать, не сожалеть о прошедшем и смотреть вперед — это и есть главный посыл наших перемен».
Работа над реэкспозицией началась с исследования архивных документов. Была изучена история эволюции постоянной экспозиции живописи ГМИИ с 10 ноября 1924 года, когда была открыта картинная галерея Музея изящных искусств, и до последних изменений, сделанных в 2006 году. Экспозиция, которая откроется 11 октября 2021 года даст отсылки к прошлому и одновременно предложит новое ви́дение первого этажа Главного здания музея. Классическая французская живопись, например, вернется в залы, в которых она демонстрировалась с 1974 по 2006 год. Зато в зале 31, где обычно проводились камерные временные выставки, впервые разместится часть постоянной экспозиции: живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство Германии и Нидерландов XV–XVI веков. Искусство Византии и раннего итальянского Возрождения останется в прежнем пространстве, но зрители увидят его совершенно в ином свете. В целом это — новаторская экспозиция, но её цель — вернуть залам свет и пространство такими, как изначально их видели создатели музея: Иван Цветаев и Роман Клейн.
В пяти залах, где сегодня располагается экспозиция итальянской и французской живописи, а также на главной выставочной оси и ещё в нескольких пространствах второго этажа развернется выставка «Бывают странные сближенья», которую специально для Пушкинского музея готовит известный французский куратор Жан-Юбер Мартен. Затем эти залы займет экспозиция, посвященная выдающимся русским коллекционерам французской модернистской живописи и творений русских художников — братьям Михаилу и Ивану Морозовым. По завершении этих двух важнейших для музея выставок те же залы станут экспериментальной площадкой, где кураторы будут предлагать свои размышления на темы, связанные с постоянной экспозицией Пушкинского музея.
Обновление Главного здания — один из важных шагов на пути к его более масштабной трансформации: в данный момент ведутся активные работы по реконструкции Пушкинского и созданию «музейного городка», о котором мечтал ещё Цветаев. В ближайшие годы будут открыты депозитарно-реставрационный и выставочный центры, Галерея искусства старых мастеров и т. н. Дом текста. К 2027 году территория ГМИИ увеличится более чем в два раза — до 105 000 м2.
Начиная с 11 октября каждый посетитель Пушкинского сможет, освободившись от прежнего опыта восприятия, открыться новому — посмотреть на классическую живопись в неклассической интерпретации.
- Перегородчатая эмаль в D.E.V.E. Gallery Moscow на Красном Октябре
- Достоинство всех русских - хаос. Выставка лауреатов премии Кандинского в Барселоне
- Концерты и экскурсии в рамках фестиваля «Пятницы в Пушкинском»
- Бывают странные сближенья…
- Коктейльные платья
- «Томас Гейнсборо»: главные произведения из собраний Великобритании
Комментирование недоступно Почему?