Обновление постоянной экспозиции в Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина читать ~5 мин.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина начал поэтапное обновление постоянной экспозиции искусства старых мастеров, включая картины итальянских и французских художников. Экспозиция испанского искусства будет представлена после завершения выставки «От готики до Гойи» из Государственного Эрмитажа. Планируется также увеличение числа произведений почти в два раза и дополнение живописи памятниками скульптуры и прикладного искусства. Обновление 2024 года приурочено к 100-летию «картинной галереи» музея.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина приступил к поэтапному обновлению постоянной экспозиции искусства старых мастеров. Этой весной впервые после реэкспозиции 2021 года, ставшей временным решением, картины итальянских и французских художников возвращаются в залы второго этажа Главного здания. Произведения испанских мастеров будут представлены в экспозиции музея после завершения выставки «От готики до Гойи. Испанская живописи из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина» из Государственного Эрмитажа. На осень запланировано обновление залов живописи итальянского Возрождения, искусства Германии и Нидерландов XV–XVI веков, Голландии и Фландрии XVII века на первом этаже. Число представленных произведений будет увеличено почти в два раза, живопись дополнят памятники скульптуры и прикладного искусства.
Реэкспозиция 2024 года приурочена к юбилею «картинной галереи» музея: в ноябре 1924-го открылись залы нидерландско-немецкой и голландской живописи; в 1925-м – посвящённые искусству Италии, Фландрии и Франции. Обновление залов состоится впервые с 2021 года, когда реэкспозиция была вынужденным и временным решением, связанным с проведением двух масштабных выставочных проектов: «Бывают странные сближенья…» (2021–2022) французского куратора Жан-Юбера Мартена и «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» (2022). Их экспозиции разместились в залах второго этажа, где ранее демонстрировалось искусство Франции XVII – первой трети XIX века и Италии XVII–XVIII веков из собрания музея. Сами выставочные проекты включали экспонаты из этих залов. Чтобы полностью и надолго не лишать публику возможности видеть работы итальянских и французских художников, было принято решение выставить часть из них в залах первого этажа, реорганизовав для этого экспозицию произведений старых мастеров, реализованную в 2006 году в связи с «переездом» полотен барбизонцев, импрессионистов и постимпрессионистов в здание Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. При этом проект 2021 года с самого начала рассматривался как временный, а на 2024-й была запланирована новая реэкспозиция, к осуществлению которой музей приступил в марте.
На этот раз музей стремится полнее представить свои собрания. Планируется почти в два раза увеличить число представленных произведений, дополнив живопись памятниками скульптуры и прикладного искусства, которых сейчас в залах очень немного.
Проект реэкспозиции залов 17 и 18, посвящённых итальянскому искусству XVII–XVIII веков, подготовила и осуществила хранитель этих работ, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров Виктория Эммануиловна Маркова. В залы вернулись из запасников алтарная композиция «Явление ангела святому Иосифу» Джованни Бальоне, приобретённая музеем в 2014 году; большая аллегорическая работа Луки Джордано «Любовь и пороки обезоруживают Правосудие»; полотна Бернардо Беллотто, относящиеся к жанру ведуты. Среди произведений, которые не были представлены ранее, выделяется также «Пейзаж с монахами и отшельниками» Алессандро Маньяско и Антонио Франческо Перуццини, подаренный музею бароном Тиссеном. Впервые после реставрации выставлена картина Доменико Фетти «Давид с головой Голиафа». Кроме того, в обновлённую экспозицию вошли бюсты работы Джованни Баттисты Фоджини и стол-консоль, созданный римскими мастерами в середине XVIII века.
Постоянная экспозиция французского искусства XVII – первой трети XIX века откроется 15 апреля в залах 21, 22 и 23, которую курирует заведующий отделом старых мастеров Анна Сулимова. Количество произведений здесь вдвое превысит представленное сейчас в зале 8. Важная роль будет отведена скульптуре: вернутся в залы бюст Вольтера работы Жан-Антуана Гудона и терракотовый портрет Пьера Корнеля, исполненный Жан-Жаком Каффиери. Также будут представлены предметы декоративно-прикладного искусства, в особенности ими будет насыщен зал рококо: в нем, кроме произведений живописи, появятся шпалера знаменитой Королевской мануфактуры Гобеленов, канделябры, мебель и каминные часы с фигурой носорога, передающие изысканную атмосферу Галантного века. Вместо демонстрации отдельных произведений кураторы реэкспозиции следуют принципу ансамблевости: таким образом каждый зал обретёт своё «лицо».
Впервые после сложной реставрации перед публикой предстанет работа самого известного французского мастера XVII столетия, Никола Пуссена – «Сатир и нимфа». В обновлённую экспозицию войдёт и полотно, долгие годы находившееся в запаснике, которое было атрибутированно Анной Сулимовой: мужской портрет работы «неизвестного мастера» обрёл авторство Иасента Риго – прославленного портретиста французских королей Людовика XIV и Людовика XV.
Общее дизайнерское решение реэкспозиции 2024 года принадлежит Анне Александровне Каменских, возглавляющей в музее службу по организации выставок. В залах постоянной экспозиции появился высокий цоколь, на котором размещены этикетки к работам с подробными аннотациями. В залах второго этажа модули, предназначенные для показа одного произведения, заменены экспозиционными щитами, разработанными в 2006 году Сергеем Чобаном и его бюро. Такие щиты лучше соотносятся с архитектурой залов и позволяют одновременно экспонировать картины разного формата, при необходимости заменяя их, когда то или иное произведение находится на временной выставке или на исследовании в реставрационной мастерской.
Новая экспозиция картин старых мастеров станет более целостной и удобной для всех посетителей, в том числе и для экскурсионных групп и студентов-искусствоведов. Обновление скажется положительно и на доступности музея. Сокращение количества модульных конструкций в залах сделает его посещение более комфортным для людей на креслах-колясках. В постоянной экспозиции будут представлены тактильные реплики шедевров живописи. Нерезкий свет не будет мешать посетителям с низким порогом сенсорной нагрузки.
Комментирование недоступно Почему?