Трупный синод – тёмные века Рима читать ~7 мин.
За свою карьеру, длившуюся более двух десятилетий, Жан-Поль Лоренс написал несколько самых пронзительных исторических моментов французского искусства: два юных принца, прижавшихся друг к другу в ожидании своей неизбежной гибели; король, скорчившийся на своём троне, его королева, прижавшаяся к нему, размышляет о своём официальном проклятии; свергнутый император, обнаруживший свою гордость перед расстрельной командой. Но ни одно из произведений Лоренса не шокирует так сильно, как Le Pape Formose et Étienne VI – Concile Cadavérique de 897 (Папа Формоз и Стефан VI – «Трупный синод», 897).
Простое название картины не отражает всей серьёзности происходящего: средневековый папа римский причитает над разложившимся, но свежеодетым трупом своего предшественника, присяжные епископы перешёптываются друг с другом на заднем плане. Без названия или контекста зрители могли бы воспринять картину как безвкусную пародию. Однако работа Лоренса изображает реальный судебный процесс в истории средневековой католической церкви.
Так называемый «Трупный синод» 897 года, который, возможно, стал надиром папства, привёл к тому, что папа Стефан VI отдал труп своего предшественника под суд за духовные проступки. На самом деле Стефан VI устроил этот суд в качестве одолжения знатным покровителям, имевшим политическую вендетту против предыдущего папы. Картина Жана-Поля Лорена передаёт мрачное настроение придворных, знавших о предопределённой дурной славе.
Немногие институты просуществовали так долго, как Римская католическая церковь. Во главе этой огромной организации стоит Папа Римский, служащий регентом Бога на Земле и духовным наставником для более чем миллиарда христиан. Неудивительно, что поклонники католической церкви ожидают от папы маяка христианской морали. Неудивительно и то, что за два тысячелетия своего существования папство периодически не оправдывало этих ожиданий.
Ни одна эпоха в истории папства не пользуется такой дурной славой, как Saeculum obscurum. В этот тёмный век самое могущественное епископство христианства оказалось втянуто в непрерывную сагу интриг между герцогами, королями и императорами. В период с 882 по 985 год н.э. на папство претендовали почти три десятка человек, большинство из которых были свергнуты, внезапно умерли или были убиты.
Разрушение старого порядка
Причина кроется в династической борьбе, охватившей Франкскую империю. Империя достигла своего зенита при Карле I, более известном как «Карл Великий» или Карл Великий. Карл Великий доминировал в Западной Европе в конце восьмого – начале девятого веков, установив авторитет, невиданный со времён Древнего Рима. Карл Великий оказался важнейшим стабилизатором раздробленной Италии и надёжным защитником папства. Папа рассчитывал на Карла Великого в вопросах безопасности, в то время как император полагался на папу как на духовного покровителя своего правления.
Однако после смерти Карла Великого в 814 году Франкская империя распалась. Потомки расчленили королевство, сражаясь за титулы и владения на протяжении всего столетия. Эти войны за наследство перекинулись в Италию, где знатные дома полуострова встали на их сторону. На кону стояло королевство Италии и престижный титул, дарованный Карлу Великому папой, Imperator Romanorum – «император римлян».
При наличии множества претендентов папская поддержка считалась решающим фактором в узаконивании любых королевских притязаний. Поэтому соперничающие группировки стремились навязать свою волю (а зачастую и своих кандидатов) на пост епископа Рима, чего бы это ни стоило. Итальянская фракционность распространилась от знати к римскому духовенству, многие из которых были выходцами из конкурирующих домов Италии. Тяжесть этой фракционности стала очевидной в 882 году, когда убийцы внутри церкви до смерти избили папу Иоанна VIII. Иоаннес (Иоанн) даровал титул императора Карлу II Французскому вопреки мнению брата Карла, Людвига Немецкого. Это решение вызвало глубокий раскол среди римского духовенства, настолько сильный, что Иоанн отлучил от церкви одного из влиятельных епископов города, Формоза.
Когда даже мёртвые не имеют покоя
Историки по-прежнему расходятся во мнениях о том, какую роль сыграл Формоз в убийстве Иоанна VIII, если вообще сыграл. После убийства Иоанна Формоз был восстановлен в клире и получил папство в 891 году. Вскоре Формоз оказался втянут в очередную династическую интригу. Два двоюродных брата, Гвидо ди Сполето в Италии и Арнульф фон Кернтен в Германии, претендовали на императорский титул. Формоз встал на сторону Арнульфа, даже одобрил военную оккупацию Италии немецким герцогом. Однако это сотрудничество продлилось недолго: Арнульф вскоре вернулся в Германию, заболев, а Формоз вскоре умер в 896 году.
Не удовлетворившись его смертью, семья Гвидо приказала назначенному ими папе Стефану VI (Стефану) отдать мёртвого Формоза под суд в 897 году. Возможно, это самый странный эпизод в истории церкви, Стефан VI приказал эксгумировать тело Формоза, переодеть его в папские регалии и выставить в зале суда для предъявления множества обвинений. Так называемый «Синод трупов» закончился тем, что покойный Формоз был раздет, осуждён, изуродован и сброшен в реку Тибр в Риме. Однако Стефану недолго пришлось наслаждаться результатами суда: церковный бунт отстранил его от власти и в том же году прервал его жизнь.
В десятом веке папство перешло под контроль одной из самых могущественных знатных семей Рима. Теофилатто был графом Тускуло – места отдыха римских аристократов с античных времён. Граф получил доступ к папству через свою дочь Марозию, которая считала папу Сергия III своим любовником. Сергий III, уже печально известный убийством двух соперников, предоставил Теофилатто контроль над вооружёнными силами и казной Рима. Шесть потомков Теофилатто в итоге стали папами.
Рейх вмешивается
Чтобы навести в Риме подобие порядка, потребовалось вмешательство извне. В 962 году король Германии Оттон I, также известный как «Оттон Великий», вторгся в Италию по приказу папы Иоанна XII. Иоанну XII угрожала другая могущественная римская семья, Кресценции, и поэтому он обратился за защитой к немецкому королю. Оттон I захватил Рим, получил императорский титул и, воспользовавшись уязвимостью папы, обеспечил себе роль в папском престолонаследии.
Вместе со своими наследниками Оттон I восстановил порядок в Риме в конце X века. В то время как жестокая фракционность утихла, римскому папству и итальянским государствам пришлось бы бороться с немецким господством на протяжении всего Средневековья.
Папство Иоанна XII относится к числу самых развратных в Римской церкви. Выходец из римской знати, Иоанн XII получил папство в юности и приобрёл репутацию человека, склонного к плотским утехам и жестоким амбициям. Он пригласил вмешаться Германию в качестве противовеса итальянским соперникам.
Когда их власть над Римом оказалась под вопросом, Кресценци в 974 году провозгласили собственного папу, епископа Франко Ферруччи (папу Бенедикта VI). Спорное правление Ферруччи продолжалось 11 лет, в течение которых он избегал захвата немецкими солдатами, нашёл временное убежище в Греции и устранил двух соперников-пап до своей загадочной смерти в 985 году. Это был также год, когда Иоанн XV принял папство в Риме. Иоанн XV пользовался поддержкой как императорской семьи, так и Кресценци. Это дало повод предположить, что смерть Ферруччи не была случайностью.
Новый порядок и новые вызовы
Хотя соперничающие дома Рима продолжали вмешиваться в церковную политику, папство больше никогда не впадёт в такую затяжную смуту, как в 882-985 годах. Как и великие франкские короли в VIII веке, германские императоры стали фигурами стабильности благодаря силе оружия. Когда в 996 году Кресценции вновь силой захватили папство, император Германии Оттон III без особых усилий захватил Рим, восстановил изгнанного папу и казнил главу семьи Кресценций. Чтобы уточнить свою волю, Оттон III приказал изуродовать свергнутого папу Кресценци и выставить его на ослице. Орден, наконец, вернулся в Рим, но под власть германского императора, что повлияет на Италию на многие века вперед.
Выпускник Калифорнийского университета в Ирвайне,
писал для The Los Angeles Review of Books, The New Criterion и The Worcester Journal.