Женщина со стилусом: Что портрет может рассказать нам о женщинах Древнего Рима читать ~8 мин.
Женщина со стилусом – древнеримская фреска, найденная в Помпеях спустя почти два тысячелетия после извержения Везувия в 79 году нашей эры. Различные детали позволяют предположить, что она принадлежит к высшим слоям помпейского общества. Но кто же она такая? И что она может рассказать нам о том, какой была жизнь женщин в Древнем Риме?
Гора Везувий
Когда в 79 году н.э. произошло извержение Везувия, оно похоронило целый город и большинство его жителей. Плиний Младший, наблюдавший за этим событием с расстояния в несколько миль, записал ужас последних мгновений перед извержением, описав ливень пепла и бурю камней, когда земля содрогнулась. Когда в 1748 году группа исследователей вновь открыла это место, они обнаружили, что город Помпеи практически не пострадал. Пепел от извержения вулкана помог сохранить древний мегаполис, создав своего рода капсулу времени, из которой мы можем черпать информацию и сегодня.
Короткая справка
- Когда в 79 году н.э. произошло извержение Везувия, город Помпеи был погребён под толстым слоем пепла, сохранившимся почти на два тысячелетия.
- В 1748 году город был обнаружен и раскопан инженером-геодезистом. Множество найденных декоративных фресок позволяют взглянуть на повседневную жизнь Древнего Рима.
- Грамотность в Древнем Риме была предметом гордости. Девочек из высшего и среднего классов учили читать и писать дома, часто с помощью частного репетитора. Большинство женщин выходили замуж к подростковому возрасту, переходя из-под власти отца к мужу.
- Хотя личность Женщины со стилусом остаётся неясной, её одежда, причёска, украшения и литературные принадлежности могут помочь нам сделать выводы о её положении в древнепомпейском обществе.
Художественные находки
Среди множества находок, обнаруженных в помпейских жилищах в XVIII веке, были красочные настенные росписи. Эти сцены – не просто декоративные фрески, они дают представление о том, какой была жизнь в древнем мире. Женщина со стилусом – одно из многочисленных произведений искусства, обнаруженных под толстым слоем обломков, спасённых вулканическим пеплом. Портрет был найден под владениями Куомо 17 мая 1760 года в Insula Occidentalis, жилом комплексе городских вилл.
По мнению историков и раскопщиков, медальон когда-то украшал боковую панель декоративной стены. Сочетание обрамлённых картин и архитектурных элементов вокруг центральной панели, стена была расписана в так называемом Четвёртом стиле, или «замысловатом стиле», распространённом с 20 по 79 гг. н.э. На противоположной панели – тондо с юношей с лавровым венком и свитком папируса, который должен был быть её аналогом. Между ними находилась мифологическая картина с изображением Андромеды и Персея.
Женщина со стилусом
Хотя её обычно называют Сапфо, ссылаясь на великую греческую поэтессу, в действительности её личность неясна. Эта женщина, несомненно, загадочна. Ее прямой, уверенный взгляд приковывает наше внимание. Она олицетворяет созерцательный дух писателя, которому осталось несколько секунд, чтобы записать свои мысли. В левой руке она держит скрижаль, а в правой – письменный прибор, который она поднимает к подбородку, что говорит о её грамотности. Известные как docta puella, или «учёная девушка», подобные изображения должны были демонстрировать культуру богатой семьи.
Грамотность в Древнем Риме
Грамотность была предметом гордости в Древнем Риме, где, по оценкам, 15% населения умели читать и писать. 1 Только богатые люди могли получить образование, а девочек из высшего и среднего классов учили читать и писать дома, часто с помощью частного репетитора. В искусстве наличие инструментов для чтения и письма подчёркивало социальное положение, а также обозначало творчество и самовыражение.
Восковая табличка была распространённым в древнем мире инструментом для письма и ведения записей. Обычно она состояла из четырёх деревянных панелей, заполненных воском. Внешняя крышка служила защитой для записей внутри. Сообщение можно было стереть или изменить, разгладив воск или расплавив его. Для написания на воске использовался заострённый кончик стилуса, или деревянного пера.
Функциональная грамотность
На этом удивительно натуралистичном двойном портрете мы встречаемся лицом к лицу с пекарем Терентием Нео и его женой. В одной руке она держит откидную дощечку для письма, а в другой – стилус, который она прижимает к губам в том же жесте, что и наша «Женщина со стилусом». Он держит в руках свиток папируса с сургучной печатью, демонстрируя свою грамотность. Предположительно принадлежащие к меркантильному классу, муж и жена представлены как равноправные партнёры в браке и добропорядочные граждане помпейского общества. Скорее всего, они являются примером функциональной грамотности – когда представители среднего или меркантильного класса учились читать и писать в связи с их бизнесом.
Женщины в Древнем Риме
Раскрыть жизнь женщин в Древнем Риме оказалось непростой задачей. Почти все рассказы, дошедшие до нас сегодня, были записаны через призму мужского восприятия. Мы знаем, что женщины в значительной степени зависели от paterfamilias, или мужчины – главы семьи. Большинство девушек в Древнем Риме выходили замуж уже в подростковом возрасте, переходя из-под власти отца в руки мужа, который зачастую был намного старше. Однако к императорскому периоду этот брак manus был заменён более свободной формой бракосочетания. Римляне не придерживались системы первородства, по которой все богатство доставалось первому сыну. Вместо этого богатство женщины или мужчины делилось поровну между всеми детьми.
Женщины могли посещать римские бани, где они занимались спортом, купались и слушали поэзию. Они могли ходить без сопровождения и даже занимать важные религиозные должности. Весталки были одними из самых важных членов городской общины, на которых лежали важные обязанности, в том числе охрана завещаний самых выдающихся римлян и охрана священного огня Весты – считалось, что если огонь погибнет, то погибнет и Рим.
И все же женщинам было отказано в праве голоса в общественной жизни – они не могли голосовать или занимать политические должности. Большинство женщин посвящали свою жизнь ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми. Работа в семейном бизнесе также была обычной практикой. Если муж женщины погибал в военном походе, она могла взять на себя его дела и получить большую независимость. Учитывая большую разницу в возрасте между мужем и женой в большинстве браков, а также то, что средняя продолжительность жизни римлян составляла примерно 35 лет, шансы на раннее вдовство были довольно высоки.
Мода в Древнем Риме
Женщина со стилусом выглядит как помпеянка из высшего общества, на ней большие золотые серьги-обручи и золотая сетка для волос, которые были в моде во времена правления императора Нерона. Как и полагалось замужним женщинам в Древнем Риме, она носит stola – верхнее платье, спускающееся на плечи и надеваемое поверх нижнего белья. Ее одежда окрашена в натуральные цвета – символ её богатства. Она носит пурпурное платье – цвет, предназначенный для суперэлиты.
Качества pudor и castitas – скромность и целомудрие – имели огромное значение для репутации женщины. Если замужнюю женщину обвиняли в прелюбодеянии, она должна была отказаться от столы в пользу тоги, чтобы отличить её от уважаемых женщин. К I веку до н.э. проститутки обычно носили тогу из грубой шерсти.
Вооружённые интеллектом
Хотя мы узнали о различных свободах, которыми пользовались помпейские женщины, Древний Рим всё ещё оставался патриархальным обществом. Интеллектуальные женщины считались угрозой – чем образованнее женщина, тем она опаснее. Известный своими язвительными сатирами Ювенал был одним из самых значительных римских авторов конца I – начала II веков нашей эры. Хотя его презрение к женщинам оспаривается, его суровая критика проливает свет на то, с чем сталкивались образованные женщины, такие как наша Женщина со стилусом, в древнеримском обществе.
Как философ, она устанавливает нормы морального поведения. Раз уж она хочет казаться такой учёной и красноречивой, ей следует укоротить свою тунику до колен, принести Сильванусу свинью и отправиться с философами в копейную баню. Не позволяйте женщине, которая разделит с вами супружеское ложе, придерживаться определённого стиля речи или бросаться развёрнутыми предложениями с энтимемой, лишённой своей предпосылки. Не позволяйте ей знать все истории. Пусть в книгах будет что-то, чего она не понимает.
— Ювеналка о женщинах в целом. Рим, II в. н.э. Диотима (вымышленная жрица из рассказа Платона).
Кем была Женщина со стилусом?
В конечном итоге личность Женщины со стилусом остаётся неопределённой. Ее письменные принадлежности свидетельствуют о её грамотности, а одежда указывает на то, что она замужем. По современным украшениям и головному убору можно сделать вывод, что она принадлежит к высшим слоям общества.
Ее спутник может быть портретом её мужа, так как два тондо когда-то украшали мифологическую сцену мужа и жены, Персея и Андромеды. Или, возможно, эти два портрета просто отражают общее одобрение образования в римском обществе. Кем бы она ни была, «Женщина со стилусом» выдержала испытание временем, показав, что, несмотря на притеснения патриархального общества, женщины в Древнем Риме – особенно образованные женщины – твёрдо стояли на своём.