Инклюзивное образование в России:
актуальные тенденции и влияние на развитие детей с особыми потребностями читать ~38 мин.
Инклюзивное образование представляет собой подход к организации учебного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со сверстниками. В России данная модель образования прошла сложный путь становления и продолжает развиваться, адаптируясь к современным реалиям и потребностям общества.
Современный этап развития инклюзивного образования в России характеризуется значительными изменениями в подходах к обучению детей с особыми образовательными потребностями, расширением нормативно-правовой базы, внедрением инновационных технологий и методик. Эти процессы оказывают существенное влияние на качество образования, социализацию и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.
Актуальность темы обусловлена значительным ростом числа детей с особыми образовательными потребностями, необходимостью их полноценного включения в образовательное пространство и общество в целом. Вопросы эффективной организации инклюзивного образования затрагивают интересы большого количества семей, педагогов, специалистов сопровождения и управленцев в сфере образования.
2 Нормативно-правовое регулирование инклюзивного образования
3 Современное состояние инклюзивного образования
4 Актуальные тенденции в инклюзивном образовании
5 Влияние инклюзивного образования на развитие детей
6 Подготовка педагогических кадров
7 Роль специалистов сопровождения в инклюзивном образовании
8 Цифровые технологии в инклюзивном образовании
9 Российский и международный опыт инклюзии
10 Перспективы развития инклюзивного образования в России
Историческое развитие инклюзивного образования в России
История становления инклюзивного образования в России имеет глубокие корни и тесно связана с эволюцией общественного отношения к людям с особенностями развития. Осмысление исторических этапов формирования инклюзивной парадигмы позволяет лучше понять современные тенденции и перспективы развития этого направления.
Истоки инклюзивного образования
Зачатки заботы о людях с особенностями развития в России можно проследить ещё со времён христианизации Руси. Первый период развития отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья (996-1715 гг.) характеризовался постепенным переходом от агрессии и пренебрежения к осознанию необходимости заботы о людях с отклонениями в развитии. Появление первых монашеских приютов стало важным шагом в формировании системы поддержки нуждающихся.
В дореволюционной России забота о детях с особенностями развития носила преимущественно благотворительный характер. Активное развитие специального образования началось во второй половине XIX века с открытия специализированных учреждений для обучения детей с нарушениями слуха, зрения и другими особенностями. Эти учреждения заложили основу для будущего развития системы образования детей с особыми потребностями.
Советский период характеризовался развитием дифференцированной системы специального образования. Была создана сеть специальных школ и интернатов для детей с различными нарушениями развития, разработаны специальные методики обучения. Однако эта система была основана на сегрегационном подходе – дети с особенностями обучались отдельно от своих сверстников в специализированных учреждениях.
Становление современной системы инклюзивного образования
Начало формирования современного инклюзивного образования в России относится к постсоветскому периоду. Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990-х годов. В Москве в 1991 году по инициативе Московского центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась первая школа инклюзивного образования.
Значимым событием стала реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», начавшаяся осенью 1992 года. В рамках проекта в 11 регионах России были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей с инвалидностью. Также были разработаны учебные планы курсов по основам специальной (коррекционной) педагогики и особенностям психологии детей с нарушениями развития.
В 2000-е годы процесс развития инклюзивного образования в России получил новый импульс благодаря активной деятельности общественных организаций, родительских сообществ и профессиональных объединений. Постепенно сформировался запрос на создание системы, позволяющей детям с особыми образовательными потребностями учиться вместе со сверстниками.
Ключевые этапы формирования инклюзивной модели
Важным этапом в развитии инклюзивного образования стало подписание Россией в 2008 году Конвенции ООН о правах инвалидов, которая затем была ратифицирована в 2012 году. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» стал важным шагом в признании права людей с инвалидностью на доступное и качественное образование.
Принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ законодательно закрепило понятие инклюзивного образования и обозначило его как приоритетное направление развития образовательной системы. Закон определил инклюзивное образование как “обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей”.
Следующим значимым шагом стало утверждение в 2014 году Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Эти документы определили требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ.
Таким образом, история инклюзивного образования в России отражает постепенную трансформацию подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями: от полного отвержения и изоляции через сегрегационные формы обучения к интеграции и инклюзии. Современный этап характеризуется формированием комплексной системы инклюзивного образования, учитывающей разнообразие образовательных потребностей каждого ребёнка.
Нормативно-правовое регулирование инклюзивного образования
Эффективная реализация инклюзивного образования невозможна без прочной нормативно-правовой базы, определяющей основные принципы, механизмы и условия организации учебного процесса для детей с особыми образовательными потребностями. В России за последние десятилетия сформирована многоуровневая система правового регулирования инклюзивного образования.
Федеральное законодательство
На федеральном уровне инклюзивное образование регулируется рядом ключевых документов. Основополагающим является Конституция Российской Федерации, гарантирующая право каждого гражданина на образование. Эти гарантии распространяются на всех детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ закрепил понятие инклюзивного образования и обязал все образовательные организации создавать специальные условия для обучения детей с ОВЗ. Закон определил, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования людьми с инвалидностью, а также определяет необходимость создания специальных условий для их обучения.
Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» подтвердил приверженность России международным стандартам в области защиты прав людей с инвалидностью, включая право на образование без дискриминации на основе равенства возможностей.
Важным документом является также Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ», который определил требования к образовательным программам и условиям обучения детей с различными нарушениями развития.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 года №442 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» регламентирует вопросы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ.
Региональные нормативные акты
На региональном уровне также принимаются нормативные акты, регулирующие вопросы инклюзивного образования с учётом местных особенностей. Примером может служить Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2013 №543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и Приказ департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.05.2013 №437 «Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Многие регионы разрабатывают свои концепции и программы развития инклюзивного образования, учитывающие местную специфику, доступные ресурсы и потребности населения. Это позволяет адаптировать общие принципы инклюзивного образования к конкретным условиям регионов.
Федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ОВЗ
Особое место в системе нормативно-правового регулирования инклюзивного образования занимают Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённые в 2014 году и вступившие в силу с 1 сентября 2016 года.
ФГОС НОО ОВЗ предусматривает четыре варианта адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП), различающихся по уровню сложности и направленности:
- Вариант программы для детей, способных получить цензовое образование, сопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные сроки.
- Вариант программы для детей, способных получить цензовое образование, но в иные, чем сверстники, календарные сроки, и при необходимости в условиях среды, адекватной их возможностям.
- Вариант программы для детей с нарушениями в развитии, значительно отстающих от своих сверстников и обучающихся по адаптированной программе, не сопоставимой с программой общего образования.
- Вариант программы для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития, обучающихся по специальной индивидуальной программе развития (СИПР).
Важным элементом нормативно-правовой базы являются также документы, регламентирующие деятельность психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций и оказание логопедической помощи. Так, Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 №Р-93 утвердило примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, а Распоряжение от 6 августа 2020 года №Р-75 – примерное Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Таким образом, в России сформирована достаточно полная нормативно-правовая база, регулирующая различные аспекты инклюзивного образования. Она создаёт правовые основы для обеспечения доступного и качественного образования детей с особыми образовательными потребностями. Однако, как показывает практика, существует разрыв между нормативными требованиями и их реализацией, что требует дальнейшего совершенствования механизмов правоприменения.
Современное состояние инклюзивного образования
Анализ современного состояния инклюзивного образования в России позволяет оценить реальные достижения и проблемы в сфере обучения детей с особыми образовательными потребностями. Статистические данные, формы организации учебного процесса и региональные особенности реализации инклюзии дают представление о текущем положении дел в этой области.
Статистика и фактические данные
По данным Министерства просвещения Российской Федерации, в российских школах обучается около 17 млн детей, из них порядка 840 тыс. имеют ограниченные возможности здоровья и инвалидность. Более 56% детей с ОВЗ и инвалидностью получают образование в общеобразовательных школах вместе с нормативно развивающимися сверстниками. Это свидетельствует о значительном прогрессе в развитии инклюзивного образования в стране.
Однако степень информированности родителей о наличии детей с ОВЗ в школах остаётся невысокой. По данным опроса ВЦИОМ (2023 г.), каждый второй родитель (48%) не владеет информацией о том, есть ли среди учеников школы, которую посещает его ребёнок, дети с ограничениями здоровья. Только 33% родителей отметили, что такие дети в школе есть, в том числе 10% указали, что их ребёнок учится с ними в одном классе.
Что касается создания доступной среды, то 44% родителей заявили о наличии пандусов в школе, где учится их ребёнок, 38% – о наличии специалистов (логопедов, дефектологов, психологов) для детей с ОВЗ. Значительно реже родители отмечали наличие туалетных комнат для детей с инвалидностью, тактильной плитки для слабовидящих и подъёмников для коляски (14%, 13%, 13% соответственно).
Позитивной тенденцией является рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, принимающих участие в Едином государственном экзамене. В 2021 году по сравнению с 2020 годом этот показатель вырос почти на 17%. При этом результаты ЕГЭ, демонстрируемые детьми с ОВЗ, показывают достаточно хорошую подготовку и высокий уровень знаний. В 2020 году участники ЕГЭ с инвалидностью показали более высокие результаты по физике, истории и обществознанию.
Формы организации инклюзивного обучения
В современной российской образовательной системе реализуются различные формы организации инклюзивного обучения:
- Полная инклюзия – ребёнок с ОВЗ посещает общеобразовательную школу наравне со здоровыми сверстниками и обучается по общей программе с оказанием при необходимости коррекционной помощи.
- Частичная инклюзия – ребёнок с ОВЗ совмещает индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательной школы и включается в общий образовательный процесс на определённых предметах.
- Временная инклюзия – периодическое включение ребёнка с ОВЗ в мероприятия общеобразовательной школы, преимущественно воспитательного характера.
- Обучение в отдельных классах для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.
- Обучение по адаптированным образовательным программам с применением специальных методик и технологий.
Наряду с развитием инклюзивного образования в общеобразовательных школах сохраняется и система коррекционных школ. К 2024 году планируется обновить инфраструктуру 900 коррекционных школ. Это связано с тем, что не для всех детей с ОВЗ полная инклюзия является оптимальным вариантом обучения. Некоторым детям, особенно с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, требуются особые условия, которые не всегда могут быть созданы в обычной школе.
Региональные особенности реализации инклюзии
Развитие инклюзивного образования в различных регионах России происходит неравномерно. Это связано с различиями в экономическом положении регионов, уровне развития инфраструктуры, доступности квалифицированных кадров и других факторах.
В ряде регионов реализуются инновационные проекты по развитию инклюзивного образования. Например, в Новосибирской области был проведён мониторинг эффективности инклюзивной практики, охвативший 34 школы в 27 муниципальных территориях. Исследование показало, что инклюзивная практика не привела к статистически значимым и достоверным негативным изменениям в успеваемости школьников. Анализ показал, что успеваемость не ухудшилась у 79% учащихся с ОВЗ и у 61% нормативно развивающихся школьников.
Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан традиционно являются лидерами в развитии инклюзивного образования. Здесь созданы ресурсные центры, разработаны региональные программы поддержки инклюзивных школ, проводится систематическая работа по повышению квалификации педагогов.
В то же время в некоторых регионах, особенно отдалённых и экономически менее развитых, сохраняются проблемы с доступностью качественного инклюзивного образования. Это связано с нехваткой квалифицированных специалистов, недостаточным финансированием для создания специальных условий, отсутствием безбарьерной среды.
Таким образом, современное состояние инклюзивного образования в России характеризуется постепенным увеличением доли детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных школах, развитием различных форм инклюзии, созданием специальных условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Однако сохраняются проблемы с доступностью качественного инклюзивного образования, особенно в отдалённых регионах, нехваткой квалифицированных специалистов и недостаточным уровнем информированности общества о принципах и ценностях инклюзии.
Актуальные тенденции в инклюзивном образовании
Современное инклюзивное образование в России развивается под влиянием множества факторов, формирующих новые тенденции и направления. Рассмотрим наиболее значимые из них, оказывающие существенное влияние на практику обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Индивидуализация образовательных маршрутов
Одной из ключевых тенденций в развитии инклюзивного образования является переход от универсальных подходов к индивидуализации образовательных маршрутов для детей с ОВЗ. Это связано с осознанием того, что каждый ребёнок с особыми образовательными потребностями уникален и требует персонализированного подхода.
Индивидуализация проявляется в разработке адаптированных образовательных программ, учитывающих специфические особенности ребёнка, в применении различных форм обучения, в гибком сочетании классно-урочной системы с индивидуальными и групповыми занятиями. Важным аспектом является также вариативность оценивания достижений обучающихся с ОВЗ.
Технологии дифференциации обучения становятся все более распространёнными в инклюзивной практике. Они предполагают обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей через систему малых групп. Работа в группе организуется таким образом, чтобы каждый её участник мог внести свой вклад в конечный результат посредством выполнения доступного ему задания.
При формировании групп, включающих детей с ОВЗ, учитываются три важных правила: 1) тщательный отбор участников группы для создания комфортной и доброжелательной атмосферы; 2) подбор заданий, соответствующих возможностям всех детей в группе, включая детей с ОВЗ; 3) обучение всех детей правильным способам оказания помощи, исключающим чрезмерную опеку и недоверие к возможностям ребёнка с ОВЗ.
Цифровизация инклюзивного пространства
Цифровые технологии открывают новые возможности для обучения детей с ОВЗ и становятся важным инструментом реализации инклюзивного образования. Они позволяют преодолевать физические, когнитивные и социальные барьеры, делая образование более доступным для всех.
Адаптивные учебные материалы, ассистивные технологии, платформы для онлайн-обучения позволяют детям с различными нарушениями получать знания в удобном для них формате и темпе. Например, для детей с нарушениями зрения используются программы экранного доступа, для детей с нарушениями слуха – программы визуализации речи, для детей с нарушениями моторики – альтернативные устройства ввода информации.
Технологии ассистивной коммуникации помогают детям с коммуникативными нарушениями понимать других и выражать себя. Для детей с нарушениями языка и речи (афазии, дизартрии, апраксии) используются программы, преобразующие текст в звук или позволяющие общаться с помощью изображений. Приложения с использованием искусственного интеллекта, такие как Zvukogram, Elevenlabs, Speechify, Voicemaker, становятся все более востребованными в инклюзивной практике.
Дистанционные формы обучения, получившие широкое распространение в период пандемии, также стали важным инструментом инклюзивного образования. Они позволяют детям с ограниченной мобильностью или хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения, не прерывать образовательный процесс и оставаться включёнными в школьное сообщество.
Междисциплинарный подход в сопровождении обучающихся с ОВЗ
Современное инклюзивное образование базируется на междисциплинарном подходе, предполагающем взаимодействие специалистов различного профиля: педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, медицинских работников, социальных педагогов, тьюторов. Каждый из них вносит свой вклад в создание оптимальных условий для обучения и развития ребёнка с ОВЗ.
Важным инструментом реализации междисциплинарного подхода является психолого-педагогический консилиум образовательной организации. Он обеспечивает коллегиальность в принятии решений об образовательном маршруте ребёнка с ОВЗ, о необходимых специальных условиях, о динамике его развития и корректировке образовательной программы.
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 №Р-93 утвердило примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, регламентирующее деятельность этого органа. Консилиум стал важным элементом системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Ещё одной тенденцией является развитие института тьюторства. Тьютор становится важной фигурой в системе инклюзивного образования, обеспечивая индивидуальное сопровождение ребёнка с особыми образовательными потребностями. Он помогает ребёнку адаптироваться в школьной среде, осваивать учебный материал, взаимодействовать со сверстниками и педагогами.
Интересным фактом является то, что в России разработан алгоритм действий по реализации права родителей (законных представителей) детей-инвалидов на трудоустройство в должности «тьютор» и «ассистент (помощник)» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Это позволяет родителям непосредственно участвовать в образовательном процессе своего ребёнка, оказывая ему необходимую поддержку.
Таким образом, современные тенденции в развитии инклюзивного образования в России направлены на создание гибкой, адаптивной образовательной среды, учитывающей индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка. Индивидуализация образовательных маршрутов, цифровизация образовательного пространства и междисциплинарный подход в сопровождении обучающихся с ОВЗ способствуют повышению качества и доступности образования для детей с особыми образовательными потребностями.
Влияние инклюзивного образования на развитие детей
Влияние инклюзивного образования на развитие детей с особыми образовательными потребностями и их нормативно развивающихся сверстников является предметом многочисленных исследований. Результаты этих исследований позволяют оценить эффективность инклюзивных практик и их воздействие на различные аспекты развития детей.
Социализация детей с особыми образовательными потребностями
Одним из ключевых преимуществ инклюзивного образования является его положительное влияние на социализацию детей с ОВЗ. В условиях инклюзии дети с особыми образовательными потребностями имеют возможность взаимодействовать с широким кругом людей, осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного и профессионального пути.
Исследования показывают, что инклюзивное обучение способствует формированию у детей с ОВЗ коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать социальные контакты, адаптироваться к различным социальным ситуациям. В инклюзивной среде они учатся взаимодействовать с разными людьми, преодолевать коммуникативные барьеры, отстаивать свои интересы и учитывать интересы других.
Важным аспектом социализации является формирование позитивной самооценки и уверенности в себе. В инклюзивной среде дети с ОВЗ имеют возможность проявить свои способности, получить признание сверстников и педагогов, почувствовать себя полноценными участниками образовательного процесса. Это способствует формированию положительного образа «Я», веры в свои силы и возможности.
Дополнительное образование играет особую роль в социализации детей с ОВЗ. Оно расширяет сведения о возможностях ребёнка и его творческом потенциале, обеспечивает ситуацию успеха в избранной сфере деятельности, формирует круг общения, оказывает содействие вовлечению в творческий процесс не только ребёнка с ОВЗ, но и его ближайшего окружения.
Академическая успеваемость в условиях инклюзии
Вопрос о влиянии инклюзивного обучения на академическую успеваемость детей является одним из наиболее дискуссионных. Существуют опасения, что совместное обучение детей с различными образовательными потребностями может привести к снижению успеваемости как детей с ОВЗ, так и их нормативно развивающихся сверстников. Однако исследования показывают, что при правильной организации образовательного процесса эти опасения не подтверждаются.
Так, мониторинг эффективности инклюзивной практики в Новосибирской области показал, что успеваемость не ухудшилась у 79% учащихся с ОВЗ и у 61% нормативно развивающихся школьников. Некоторое снижение успеваемости, отмеченное у части учащихся 5-7-х классов (39% нормативно развивающихся школьников и 21% детей с ОВЗ), объясняется возрастными особенностями, характерными для подросткового периода, и наблюдается также в традиционном (неинклюзивном) образовательном процессе.
Интересным фактом является то, что в 2020 году участники ЕГЭ с инвалидностью показали более высокие результаты по физике, истории и обществознанию по сравнению с общими показателями. Это свидетельствует о том, что при создании специальных условий дети с ОВЗ и инвалидностью способны достигать высоких академических результатов.
Для достижения положительных результатов в обучении детей с ОВЗ в условиях инклюзии используются различные педагогические подходы и методы. Один из них – кейс-метод (Case-study), предполагающий создание учебных ситуаций на основе проходимого материала. Этот метод даёт учителям возможность самим создавать для учеников условия, в которых они могут применить полученные знания на практике.
Психологические аспекты совместного обучения
Инклюзивное образование оказывает значительное влияние на психологическое развитие как детей с ОВЗ, так и их нормативно развивающихся сверстников. Исследования показывают, что процесс социализации в инклюзивных классах характеризуется благоприятными тенденциями и не обнаруживает проблемных и угрожающих показателей. Риск ухудшения по параметрам социального благополучия, социальной напряжённости преодолевается в большинстве инклюзивных школ.
Для детей с ОВЗ совместное обучение со здоровыми сверстниками способствует формированию адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию эмоционального интеллекта. В инклюзивной среде они учатся преодолевать трудности, становятся более самостоятельными и уверенными в себе.
Для нормативно развивающихся детей опыт совместного обучения с детьми с ОВЗ также имеет положительное значение. Он способствует формированию толерантного отношения к людям с особенностями развития, развитию эмпатии, готовности к взаимопомощи. Дети учатся воспринимать человеческое разнообразие как естественную характеристику общества, ценить уникальность каждого человека.
Важную роль в создании благоприятной психологической атмосферы в инклюзивном классе играет учитель. Его профессиональная позиция, отношение к инклюзии, готовность работать с разными детьми во многом определяют психологический климат в классе и отношение детей друг к другу. Педагогическая позиция учителя является важнейшим фактором успеха-неуспеха инклюзивного образования.
Исследования показывают, что отношение различных групп участников образовательного процесса к инклюзивной практике различается. Наиболее позитивное отношение демонстрируют школьные администраторы, родители и сами дети. В то же время в группе педагогов отношение к инклюзии неоднозначное. В ряде школ от 30 до 40% педагогов всё ещё не убеждены в возможности и целесообразности обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде. Это может быть связано с инновационными барьерами в сознании учителей, ригидными психологическими установками, высокой тревожностью на фоне профессиональной ответственности, недостаточной психолого-педагогической компетентностью.
Таким образом, влияние инклюзивного образования на развитие детей носит комплексный характер и затрагивает различные аспекты: социализацию, академическую успеваемость, психологическое благополучие. При правильной организации образовательного процесса, создании необходимых специальных условий, обеспечении психолого-педагогического сопровождения инклюзивное образование способствует полноценному развитию как детей с ОВЗ, так и их нормативно развивающихся сверстников.
Подготовка педагогических кадров
Эффективность инклюзивного образования во многом зависит от готовности педагогов работать с детьми, имеющими различные образовательные потребности. Подготовка квалифицированных кадров для системы инклюзивного образования является одной из ключевых задач на современном этапе.
Компетенции педагога инклюзивного образования
В условиях инклюзии учитель оказывается в новом психологическом и педагогическом пространстве, которое требует от него развития особых профессиональных компетенций. Специалисты в области инклюзивного образования (С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова, В. И. Лопатина, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, О. С. Кузьмина) выделяют три основных блока профессиональных качеств инклюзивной компетенции.
Первый блок – мотивационно-ценностные качества. Педагог должен знать сущность инклюзивного образования, его цели и задачи, основные условия, барьеры и ресурсы. Важно, чтобы учитель принимал философию инклюзии, был готов работать с разными детьми, видел в каждом ребёнке потенциал для развития.
Второй блок включает когнитивные качества: знания об особенностях развития детей с различными нарушениями, понимание специфики их обучения, владение специальными методиками и технологиями. Педагог должен уметь диагностировать уровень развития ребёнка с ОВЗ, определять его потенциальные возможности и образовательные пределы, планировать учебный процесс с учётом индивидуальных особенностей, вести психолого-педагогическое сопровождение.
Третий блок составляют операционально-деятельностные качества: умение применять специальные методы и приёмы обучения, адаптировать учебный материал, создавать специальные условия, необходимые для конкретного ребёнка, взаимодействовать с другими специалистами и родителями.
Профессионально подготовленные педагоги способны адекватно воспринимать нестандартные ситуации, связанные с поведенческими и психологическими особенностями учеников с ОВЗ, и эффективно на них реагировать. Они избегают как отстранения от таких детей, так и гипервнимания к ним.
Система повышения квалификации
Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования осуществляется как в рамках профессионального образования, так и через систему повышения квалификации. Специальную подготовку для обучения детей с ОВЗ дают курсы постдипломного образования и повышения квалификации, ресурсные центры и стажировочные площадки, реализующие инклюзию, научно-практические конференции и семинары.
В России созданы базовые профессиональные организации и ресурсные учебно-методические центры, которые осуществляют методическую поддержку педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. По данным на 2021 год, в 83 регионах работает 121 базовая профессиональная организация, 40 ресурсных учебно-методических центров в системе среднего профессионального образования и 21 такой же центр высшего образования, у которых более 560 вузов-партнёров.
Однако, несмотря на наличие системы подготовки педагогов, сохраняется дефицит кадров по работе с детьми-инвалидами. В 2021 году нехватка специалистов по работе с детьми-инвалидами в системе среднего профессионального образования составила 10 тыс. человек. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего развития и совершенствования системы подготовки педагогических кадров для инклюзивного образования.
Профессиональные вызовы и пути их преодоления
Педагоги, работающие в условиях инклюзии, сталкиваются с различными профессиональными вызовами. Среди них – необходимость адаптации учебного материала для детей с различными образовательными потребностями, организация эффективного взаимодействия между всеми детьми в классе, оценивание достижений обучающихся с ОВЗ, работа с родителями.
Особую трудность представляет работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС). По данным на 2022 год, диагноз «аутизм» был у 56 000 детей до 17 лет в России. Эксперты отмечают, что аутизм и другие ментальные нарушения представляют собой первоочередной вызов для инклюзивного образования. Это связано с тем, что работа с такими детьми требует глубокой и серьёзной подготовки (переподготовки) специалистов.
Для преодоления профессиональных трудностей педагоги должны постоянно повышать свою квалификацию, обмениваться опытом с коллегами, сотрудничать с другими специалистами (психологами, дефектологами, логопедами, медицинскими работниками). Важным ресурсом является также сетевое взаимодействие школ, реализующих инклюзивное образование.
Существенную роль в подготовке педагогов играет формирование инклюзивной культуры в образовательных организациях. Инклюзивная культура предполагает принятие ценностей уважения разнообразия, поддержки каждого ученика, сотрудничества. В организациях с развитой инклюзивной культурой эти ценности разделяются всеми сотрудниками и служат основой для принятия решений.
Таким образом, подготовка педагогических кадров для системы инклюзивного образования требует комплексного подхода, включающего формирование мотивационно-ценностных установок, развитие профессиональных компетенций, практическую подготовку к работе с детьми с различными образовательными потребностями. Успешное решение этой задачи является одним из ключевых условий эффективной реализации инклюзивного образования в России.
Роль специалистов сопровождения в инклюзивном образовании
Для эффективной реализации инклюзивного образования недостаточно только подготовленных педагогов – необходима команда специалистов сопровождения, которые обеспечивают комплексную поддержку детей с особыми образовательными потребностями. Рассмотрим основные аспекты их деятельности.
Психолого-педагогический консилиум образовательной организации
Психолого-педагогический консилиум (ППк) является ключевым элементом системы сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации. Деятельность ППк регламентируется Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 №Р-93, утвердившим примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации.
ППк – это постоянно действующий, объединённый общими целями коллектив специалистов, реализующий стратегию сопровождения ребёнка с ОВЗ в образовательном процессе. В состав консилиума входят представители администрации, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медицинский работник.
Основными задачами ППк являются:
- выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся;
- разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам создания специальных условий обучения;
- контроль за выполнением рекомендаций ППк.
ППк проводит первичное обследование ребёнка, определяет особенности его развития, выявляет трудности в обучении и возможные причины их возникновения, разрабатывает рекомендации по созданию специальных образовательных условий. На основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и результатов собственного обследования ППк разрабатывает программу психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ.
В ходе реализации программы сопровождения ППк осуществляет мониторинг динамики развития ребёнка, эффективности созданных условий и применяемых методов обучения. При необходимости программа корректируется с учётом полученных результатов.
Тьюторское сопровождение
Тьютор является одной из ключевых фигур в системе сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Его задача – индивидуализировать процесс обучения, адаптировать учебную программу под возможности и потребности конкретного ребёнка, помочь ему освоить образовательное пространство школы.
Функции тьютора включают:
- помощь в адаптации ребёнка к новой среде;
- создание комфортных условий для обучения;
- содействие в формировании учебного поведения;
- помощь в организации учебного пространства и взаимодействии с педагогами;
- контроль за эмоциональным состоянием ребёнка;
- включение ребёнка во взаимодействие с одноклассниками.
Тьютор работает в тесном контакте с педагогами, специалистами сопровождения и родителями ребёнка, обеспечивая согласованность их действий. Он участвует в разработке индивидуального образовательного маршрута, фиксирует динамику развития ребёнка, собирает и анализирует информацию об успехах и трудностях в процессе обучения.
Интересным фактом является то, что в России родители детей с инвалидностью имеют право трудоустроиться в качестве тьюторов и ассистентов (помощников) своих детей в образовательных организациях. Для реализации этого права разработан специальный алгоритм действий.
Взаимодействие специалистов и родителей
Успешность инклюзивного образования во многом зависит от эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, специалистов сопровождения, администрации школы и, конечно, родителей. Родители ребёнка с ОВЗ являются важными участниками команды сопровождения, так как именно они лучше всех знают особенности своего ребёнка, его сильные стороны и трудности.
Особо важная роль принадлежит совместной деятельности педагогических работников учреждения образования с семьёй ребёнка с ОВЗ. Дополнительное образование расширяет сведения о возможностях ребёнка и его творческом потенциале, обеспечивает ситуацию успеха в избранной сфере деятельности, формирует круг общения, оказывает содействие вовлечению в творческий процесс не только ребёнка с ОВЗ, но и его ближайшего окружения.
Взаимодействие специалистов и родителей включает:
- информирование родителей о результатах диагностики, особенностях развития ребёнка, его успехах и трудностях в обучении;
- консультирование по вопросам создания специальных условий для обучения и развития ребёнка в домашних условиях;
- обучение родителей специальным методам и приёмам работы с ребёнком;
- включение родителей в процесс принятия решений относительно образовательного маршрута ребёнка;
- психологическую поддержку родителей.
Для эффективного взаимодействия важно, чтобы все участники команды сопровождения признавали ценность вклада каждого члена команды, уважительно относились к различным точкам зрения, могли открыто обсуждать проблемы и совместно искать пути их решения.
Таким образом, роль специалистов сопровождения в инклюзивном образовании трудно переоценить. Они обеспечивают комплексную поддержку детей с ОВЗ, создают условия для их успешного обучения и социализации, координируют усилия всех участников образовательного процесса. Эффективное функционирование команды специалистов сопровождения является одним из ключевых условий успешной реализации инклюзивного образования.
Цифровые технологии в инклюзивном образовании
В современном мире цифровые технологии становятся важным инструментом обеспечения доступного и качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они помогают преодолевать физические, когнитивные и социальные барьеры, делая образовательный процесс более гибким и адаптивным.
Ассистивные технологии
Ассистивные технологии – это устройства, программы и системы, которые помогают детям с ОВЗ компенсировать имеющиеся нарушения и более эффективно включаться в образовательный процесс. Они открывают новые возможности для обучения, коммуникации и социализации детей с различными особенностями развития.
Для детей с нарушениями зрения используются программы экранного доступа, озвучивающие текстовую информацию, электронные лупы, устройства для чтения книг с аудиовыходом, принтеры и дисплеи Брайля. Эти технологии позволяют незрячим и слабовидящим детям получать доступ к учебным материалам наравне со сверстниками.
Дети с нарушениями слуха могут использовать программы автоматического распознавания речи и преобразования её в текст, системы визуального оповещения, FM-системы, усиливающие звук и передающие его непосредственно в слуховой аппарат. Это помогает им лучше воспринимать речь учителя и участвовать в обсуждениях на уроке.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата разработаны альтернативные устройства ввода информации (сенсорные экраны, джойстики, головные манипуляторы, системы управления взглядом), программы для упрощения работы с клавиатурой и мышью. Они дают возможность детям с ограниченной подвижностью эффективно работать на компьютере.
Адаптивные образовательные платформы
Адаптивные образовательные платформы представляют собой цифровые системы, которые автоматически подстраиваются под индивидуальные особенности и потребности каждого ученика. Они анализируют успехи и трудности ребёнка и на основе этих данных предлагают задания соответствующего уровня сложности, выбирают наиболее эффективные способы представления материала, регулируют темп обучения.
Такие платформы особенно полезны для детей с ОВЗ, так как позволяют создать по-настоящему индивидуальную образовательную траекторию, учитывающую специфические особенности ребёнка. Например, для детей с дислексией платформа может предлагать материал в аудиоформате или с использованием специальных шрифтов, для детей с СДВГ – разбивать задания на небольшие блоки и включать интерактивные элементы, удерживающие внимание.
Использование адаптивных образовательных платформ способствует повышению мотивации к обучению, так как дети получают задания, соответствующие их возможностям, и могут видеть свой прогресс. Кроме того, такие платформы предоставляют учителям подробную информацию о результатах каждого ученика, что помогает выстраивать более эффективную стратегию обучения.
Дистанционные формы обучения
Дистанционные формы обучения, получившие широкое распространение в последние годы, открывают новые возможности для детей с ОВЗ. Они позволяют учиться в комфортных домашних условиях, в удобном темпе, с использованием специально адаптированных материалов и технических средств.
Особенно актуально дистанционное обучение для детей с ограниченной мобильностью, хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения, детей, проживающих в отдалённых районах, где нет специализированных образовательных учреждений. Оно делает качественное образование доступным для тех, кто по тем или иным причинам не может посещать обычную школу.
Приказ департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №1087 от 13.08.2015 утвердил примерные учебные планы для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимися в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных технологий. Это свидетельствует о признании важности дистанционных форм обучения для детей с особыми образовательными потребностями на нормативном уровне.
Дистанционное обучение может сочетаться с очным, создавая смешанные (гибридные) формы образования. Например, ребёнок может посещать некоторые уроки в школе, а другие – изучать дистанционно. Или участвовать в классных занятиях удалённо, с помощью видеоконференцсвязи, когда по состоянию здоровья не может прийти в школу.
Таким образом, цифровые технологии играют важную роль в создании доступной и адаптивной образовательной среды для детей с ОВЗ. Ассистивные технологии, адаптивные образовательные платформы и дистанционные формы обучения расширяют возможности инклюзивного образования, делают его более гибким и эффективным. Однако следует помнить, что технологии – это лишь инструмент, и их эффективность зависит от того, насколько грамотно они используются в образовательном процессе.
Российский и международный опыт инклюзии
Сравнение российского и международного опыта реализации инклюзивного образования позволяет выявить общие тенденции и особенности отечественной модели инклюзии, а также оценить возможности адаптации успешных зарубежных практик в российских условиях.
Сравнительный анализ моделей инклюзивного образования
Инклюзивное образование развивается во многих странах мира, однако подходы к его реализации различаются в зависимости от социально-экономических условий, культурных традиций, особенностей образовательной системы.
Италия является одной из стран-пионеров в области инклюзивного образования. В 2022/2023 учебном году в итальянских школах обучалось более 300 000 учеников с ограниченными возможностями здоровья. Итальянская модель инклюзии характеризуется высокой степенью интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательные школы, наличием системы поддержки в виде специальных педагогов и ассистентов, активным участием семьи в образовательном процессе.
Эстония считается одним из лидеров в области инклюзивного образования в Европе. С 2010 года страна внедрила инклюзивный подход во всех образовательных учреждениях. В 2022/2023 учебном году в эстонских школах обучалось около 14 000 детей с особыми образовательными потребностями, что составляет примерно 10% от общего числа учащихся. При этом 80% детей с ОВЗ обучаются в обычных классах вместе со сверстниками без особенностей. В школах работает более 4000 специалистов по поддержке учеников с ОВЗ, кроме того, министерство образования и науки Эстонии регулярно проводит программы профессионального развития для учителей.
Российская модель инклюзивного образования имеет свою специфику. В России более 56% детей с ОВЗ и инвалидностью получают образование в общеобразовательных школах вместе с нормативно развивающимися сверстниками. Однако сохраняется и система коррекционных школ, которая продолжает развиваться и модернизироваться. До конца 2024 года планируется обновить инфраструктуру 900 коррекционных школ. Такой подход обеспечивает вариативность образовательных маршрутов для детей с ОВЗ в зависимости от их индивидуальных особенностей и потребностей.
Отличительной чертой российской модели инклюзии является также её постепенное, поэтапное внедрение. Процесс включения детей с ОВЗ в общеобразовательную среду происходит не революционным, а эволюционным путём, что позволяет минимизировать риски и обеспечить необходимые условия для всех участников образовательного процесса.
Адаптация международных практик в российских условиях
Изучение международного опыта инклюзивного образования и адаптация успешных практик к российским условиям – важное направление развития отечественной системы образования. При этом необходимо учитывать специфику российского образования, культурные традиции, социально-экономические условия.
Из зарубежного опыта в российскую практику уже внедрены такие элементы, как создание ресурсных классов для детей с расстройствами аутистического спектра, использование технологии тьюторского сопровождения, применение различных моделей совместного преподавания (учитель общего образования и специальный педагог работают в классе вместе).
Особый интерес представляет опыт стран, добившихся значительных успехов в подготовке педагогов к работе в условиях инклюзии. Например, в Финляндии все учителя получают базовую подготовку по специальной педагогике в рамках основного педагогического образования. Это обеспечивает высокий уровень готовности педагогов к работе с детьми с различными образовательными потребностями.
Актуальным для России является также изучение опыта создания безбарьерной среды и применения универсального дизайна в образовании. Принципы универсального дизайна предполагают создание такой образовательной среды, которая была бы доступна и комфортна для всех детей, независимо от их особенностей, без необходимости специальной адаптации или модификации.
Перспективным направлением является адаптация зарубежного опыта оценки качества инклюзивного образования. Разработка критериев и показателей эффективности инклюзивных практик позволит более объективно оценивать достижения и определять направления дальнейшего развития.
При адаптации международного опыта важно учитывать не только образовательные, но и социальные, экономические, культурные факторы. Успешные практики инклюзивного образования должны быть встроены в существующую систему образования и соответствовать потребностям и возможностям российского общества.
Таким образом, российская модель инклюзивного образования формируется под влиянием как отечественных традиций и подходов, так и международного опыта. Сравнительный анализ различных моделей инклюзии и адаптация успешных зарубежных практик способствуют развитию отечественной системы инклюзивного образования, делая её более эффективной и соответствующей мировым стандартам.
Перспективы развития инклюзивного образования в России
Анализ текущего состояния и тенденций развития инклюзивного образования в России позволяет определить основные перспективы и направления его дальнейшего совершенствования. Рассмотрим стратегические направления развития, пути преодоления существующих барьеров и формирование инклюзивной культуры в обществе.
Стратегические направления развития
Стратегические направления развития инклюзивного образования в России определяются государственной политикой в сфере образования, которая ориентирована на обеспечение доступного и качественного образования для всех детей, независимо от их особенностей и возможностей.
Одним из приоритетных направлений является создание единого образовательного пространства для детей с различными образовательными потребностями. Это предполагает развитие вариативных форм образования, обеспечивающих максимальную индивидуализацию образовательных маршрутов.
Важным стратегическим направлением является совершенствование нормативно-правовой базы инклюзивного образования. Несмотря на то, что в России уже создана достаточно полная нормативно-правовая база, регулирующая различные аспекты инклюзивного образования, требуется дальнейшее развитие механизмов правоприменения, устранение противоречий между различными нормативными актами, разработка более чётких стандартов и критериев оценки качества инклюзивного образования.
Развитие системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы в условиях инклюзии – ещё одно важное направление. Это включает совершенствование программ профессионального образования, создание эффективной системы методической поддержки педагогов, развитие профессиональных сообществ и сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Актуальным направлением является также внедрение современных технологий в инклюзивное образование. Это касается как цифровых и ассистивных технологий, помогающих детям с ОВЗ преодолевать барьеры в обучении, так и педагогических технологий, обеспечивающих эффективное обучение в разнородных группах.
Пути преодоления существующих барьеров
На пути развития инклюзивного образования в России существует ряд барьеров, требующих преодоления. Рассмотрим основные из них и возможные пути их преодоления.
Барьеры физической доступности образовательных организаций. Несмотря на реализацию программы «Доступная среда», многие школы всё ещё не оборудованы необходимыми элементами безбарьерной среды. Для решения этой проблемы необходимо продолжить работу по созданию безбарьерной архитектурной среды в образовательных организациях, внедрять принципы универсального дизайна, обеспечивать образовательные организации специальным оборудованием и средствами обучения.
Дефицит квалифицированных кадров. Нехватка специалистов по работе с детьми с ОВЗ является серьёзной проблемой для развития инклюзивного образования. Пути преодоления этого барьера включают развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки педагогов, создание стимулов для привлечения специалистов в сферу инклюзивного образования, развитие института тьюторства.
Психологические барьеры и стереотипы. Негативные установки и предубеждения в отношении детей с ОВЗ сохраняются как среди педагогов, так и в обществе в целом. Для преодоления этих барьеров необходима систематическая работа по формированию инклюзивной культуры, просветительская деятельность, направленная на изменение отношения к людям с особенностями развития, создание позитивного образа инклюзии в средствах массовой информации.
Недостаточное финансирование. Создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ требует значительных финансовых затрат. Пути решения этой проблемы включают совершенствование механизмов финансирования инклюзивного образования, привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе внебюджетных, развитие государственно-частного партнёрства в сфере образования.
Организационно-методические барьеры. Отсутствие эффективных моделей организации инклюзивного образования, недостаток методических материалов, трудности в адаптации образовательных программ – все это затрудняет реализацию инклюзивного подхода. Для преодоления этих барьеров необходимо развивать методическую базу инклюзивного образования, распространять успешный опыт, создавать ресурсные центры и стажировочные площадки.
Формирование инклюзивной культуры в обществе
Формирование инклюзивной культуры в обществе является одним из ключевых условий успешного развития инклюзивного образования. Инклюзивная культура предполагает принятие ценностей уважения разнообразия, равенства возможностей, толерантности, взаимопомощи.
Согласно опросу ВЦИОМ, проведённому в 2023 году, 65% россиян считают нужным создание условий для совместного обучения детей с ОВЗ и детей без ограничений здоровья. Это свидетельствует о позитивных изменениях в общественном сознании. Однако всё ещё существует значительная часть населения, не поддерживающая идеи инклюзии, а уровень информированности об инклюзивном образовании остаётся невысоким.
Для формирования инклюзивной культуры необходима систематическая работа по нескольким направлениям:
- просветительская деятельность, направленная на информирование общества о сущности и ценностях инклюзии;
- включение вопросов инклюзии в программы профессиональной подготовки не только педагогов, но и других специалистов;
- создание позитивного образа людей с ОВЗ в средствах массовой информации, литературе, искусстве;
- организация совместных мероприятий, проектов, в которых участвуют люди с различными возможностями;
- развитие волонтёрских движений, направленных на поддержку людей с ОВЗ;
- создание условий для активного участия людей с ОВЗ в общественной жизни.
Особое внимание следует уделить формированию инклюзивной культуры в образовательных организациях. Школа должна стать местом, где все дети чувствуют себя принятыми и ценными, где разнообразие рассматривается как ресурс для обогащения образовательного процесса, а не как проблема.
С.В. Алехина, директор Института проблем инклюзивного образования, отмечает, что “образование станет инклюзивным только тогда, когда идея инклюзии станет его внутренним содержанием и качеством”. Это означает, что инклюзия должна стать не просто формальным требованием, а глубоко укоренённой ценностью, определяющей все аспекты образовательного процесса.
Таким образом, перспективы развития инклюзивного образования в России связаны с реализацией комплекса мер, направленных на преодоление существующих барьеров и создание эффективной системы образования, отвечающей потребностям всех детей. При этом ключевое значение имеет формирование инклюзивной культуры в обществе, которая создаёт основу для принятия идей равенства и уважения к разнообразию.
Инклюзивное образование в России прошло сложный путь развития: от полного отвержения и изоляции детей с особенностями через сегрегационные формы обучения к интеграции и инклюзии. Современный этап характеризуется формированием комплексной системы инклюзивного образования, учитывающей разнообразие образовательных потребностей каждого ребёнка.
За последние годы в России сформирована прочная нормативно-правовая база инклюзивного образования, созданы организационные и методические условия для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах, развивается система подготовки педагогических кадров, внедряются современные технологии. Более 56% детей с ОВЗ и инвалидностью получают образование в общеобразовательных школах вместе с нормативно развивающимися сверстниками.
Исследования показывают, что при правильной организации инклюзивное образование положительно влияет на социализацию, академическую успеваемость и психологическое благополучие как детей с ОВЗ, так и их нормативно развивающихся сверстников. Инклюзивное образование способствует формированию толерантного отношения к людям с особенностями развития, развитию эмпатии, готовности к взаимопомощи.
- Объединение «Выставочные залы Москвы» представляет фестиваль «Новый Год ВЗале»
- 22.06 в 19.00 в ДК им. Зуева состоится спектакль детского инклюзивного театра-студии «Маленький принц»
- Тактильный Муравьев-Амурский в Иркутском художественном музее
- МУЗЕЙ ДЛЯ ВСЕХ: ДНИ ИНКЛЮЗИИ В МУЗЕЕ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА
- «Дни инклюзии в Калужском музее изобразительных искусств»
Комментирование недоступно Почему?