Российский рынок искусства:
динамика к концу 2024 года читать ~8 мин.
Российский рынок искусства претерпел глубокие изменения с момента распада Советского Союза, превратившись из контролируемого государством культурного аппарата в сложную экосистему, сформированную глобализацией, цифровыми инновациями и меняющейся политической экономикой. Синтезируя данные аукционных записей, академических анализов и институциональных отчётов, это исследование показывает, что рынок характеризуется раздвоением: небольшой, но динамичный сектор высокого класса, в котором доминируют международные аукционы, и внутренняя сцена, ориентирующаяся на экономическую нестабильность с помощью адаптивных стратегий. Среди ключевых выводов – рост онлайн-платформ, устойчивость аукционных домов, а также непреходящее влияние музеев, таких как Государственная Третьяковская галерея, в формировании художественной легитимности.
Историческая эволюция и структурная динамика российского художественного рынка
Постсоветский переходный период и формирование рынка
Распад Советского Союза в 1991 году привёл к разрушению централизованной культурной инфраструктуры, которая управляла художественным производством на протяжении десятилетий. В эпоху социализма художники действовали в рамках, санкционированных государством, а Союз художников контролировал заказы, выставки и продажи (1). Постсоветские 1990-е годы стали свидетелями хаотичного, но плодотворного периода маркетизации, когда появились частные галереи и аукционные дома, чтобы заполнить пустоту, оставленную государством. Однако этот зарождающийся рынок столкнулся с системными проблемами, включая гиперинфляцию, отсутствие правовых рамок для интеллектуальной собственности и недостаток отечественных коллекционеров, обладающих капиталом для поддержания сделок с высокой стоимостью (1).
К началу 2000-х годов класс капиталистов-компрадоров – олигархов, обогатившихся за счёт приватизации, – начал покровительствовать современному искусству, создав «золотой век» для российских художников. Такие галереи, как галерея Марата Гельмана в Москве, выставляли провокационные работы, критикующие постсоветское состояние, а аукционные дома, такие как «Сотбис», расширяли свои отделы русского искусства в расчёте на новых покупателей (1) (4). Однако этот бум оказался непрочным. Мировой финансовый кризис 2008 года выявил чрезмерную зависимость рынка от узкой элиты, что привело к сокращению продаж и смещению акцентов в сторону поддерживаемых государством учреждений культуры (1).
Институциональная фрагментация и влияние государства
Сегодня российский рынок искусства остаётся институционально раздробленным. В то время как внутри страны работают более 20 аукционных домов и 100 галерей, лишь немногие из них пользуются значительным международным вниманием (2) (3) (4). С 2010-х годов роль государства возросла: такие госструктуры, как Министерство культуры, финансируют некоммерческие выставки и приобретения для государственных музеев. Однако прямые субсидии для художников – редкость, что вынуждает творцов полагаться на коммерческие галереи, частных дилеров и гибридные платформы (3).
Основные каналы продаж для российских художников
Онлайн-платформы и цифровые рынки
Цифровая революция демократизировала доступ к рынку искусства, особенно для начинающих художников. ARTinvestment.RU, запущенный в начале 2000-х годов, стал флагманом российской арт-экосистемы. Платформа объединяет данные о 190 000 с лишним сделок, предлагает историю цен, результаты аукционов и анализ тенденций, что расширяет возможности как художников, так и коллекционеров. Во время пандемии COVID-19 продажи через интернет резко возросли, а VLADEY стал пионером формата «VLADEY X» – еженедельных цифровых аукционов, которые достигли 75% продаж благодаря продвижению в социальных сетях и глобальным интерфейсам торгов (2) (6).
Среди других заметных платформ:
Saatchi Art Russia: Связывает художников напрямую с международными покупателями, хотя сборы (25-30% комиссии) ограничивают рентабельность для недорогих работ. Gallerix.ru: Крупнейшее в России комьюнити художников, где размещены работы тысяч профессиональных и начинающих художников и графиков.
Галереи и частные дилеры
Кирпичные галереи по-прежнему важны для художников средней руки, которые ищут институционального подтверждения. В московском Центре современного искусства «Винзавод», переоборудованном из пивоваренного завода, расположено более 20 галерей, которые делят доходы с художниками 50/50. Эти пространства отдают предпочтение выставкам, сочетающим коммерческую и критическую привлекательность, как, например, выставка криптохудожника Петра Лёни, организованная галереей Anna Nova в 2023 году. Частные дилеры, которых по всей стране насчитывается ~5 000, часто фокусируются на нишевых рынках – например, советском нонконформистском искусстве или православных иконах – и работают через скрытые сети, чтобы избежать публичных записей о продажах (3).
Аукционные дома: Привратники дорогого искусства
Аукционные дома выполняют двойную роль: обеспечивают ликвидность произведений искусства «голубых фишек» и следят за новыми тенденциями. VLADEY, ведущий российский аукционист, с 2013 года продал более 75% своих лотов, используя инновационные форматы, такие как «ВСЕ ЗА 100», где торги начинаются со 100 евро, чтобы привлечь новых коллекционеров. В 2024 году на весенних торгах VLADEY было продано предметов искусства на 420 млн ₽ ($5,6 млн), в том числе картина Эрика Булатова 1986 года за 92 млн ₽ ($1,2 млн) – рекорд для живых русских художников (2).
На международном уровне Sotheby’s доминирует в сегменте высокого класса. Несмотря на геополитическую напряжённость, продажи работ Фаберже в Женеве в июле 2023 года достигли 1,1 млн швейцарских франков, включая платиновую подвеску «Лёд» (эстимейт 40-60 тыс. швейцарских франков), которая была продана за 214 тыс. швейцарских франков (4). Такие результаты подчёркивают непреходящую привлекательность русского декоративного искусства для мировой элиты.
Итоги аукционного рынка: Тенденции и финансовые результаты
Отечественные аукционы: Адаптивные стратегии VLADEY
Успех VLADEY зависит от кураторской смелости и демографического таргетинга. На тематическом аукционе 2024 года «Киберутопии» цифровое искусство NFT было представлено рядом с советской пропагандой космической эры, что привлекало более молодых и технически подкованных покупателей. NFT в среднем стоили ₽120 тыс. ($1 600), в то время как физические работы известных художников, таких как Blue Noses Group, превысили оценки на 200% (2).
Международные аукционы: Sotheby’s и эффект диаспоры
Sotheby’s воспользовался ностальгией русской диаспоры по дореволюционной культуре. Примером этой тенденции может служить продажа в декабре 2023 года в Лондоне картины Ивана Айвазовского «Гнев морей». Морской пейзаж 1892 года, изображающий шторм вблизи Крыма, был продан за 1,7 миллиона фунтов стерлингов (2,1 миллиона долларов) миллиардеру украинского происхождения – политически окрашенная сделка, отражающая роль искусства как посредника национальной идентичности (4).
Кризис и восстановление: Волатильность рынка в 2016-2024 гг
В отчёте ARTinvestment.RU за 2017 год отмечается восстановление рынка после 2014 года: оборот аукционов на внутреннем рынке вырос на 30% до 9 миллионов долларов (7). Однако рост оставался неравномерным. В 2022 году санкции против олигархов привели к 40-процентному падению продаж предметов высокого класса, что заставило галереи переориентироваться на покупателей среднего класса (100-400 тыс. ₽) (3) (7). К 2024 году наступила стабилизация, подпитываемая приобретениями государственных музеев и трансграничными онлайн-продажами в обход финансовых ограничений (6).
Музеи как якоря рынка и культурные арбитры
Государственная Третьяковская галерея: хранитель и катализатор
Основанная в 1856 году, Третьяковская галерея хранит 170 000+ произведений, от средневековых икон до авангардных шедевров Казимира Малевича. Ее приобретения напрямую влияют на рыночную стоимость: например, покупка в 2023 году инсталляции Ильи Кабакова 1970-х годов за 200 млн ₽ ($2,7 млн) установила эталон концептуального искусства. Выставка «Молодое искусство», проводимая музеем раз в два года, также служит каналом для поиска талантов: после её проведения аукционные цены на работы таких художников, как Таус Махачева, удваиваются (5).
Региональные музеи и государственно-частное партнёрство
За пределами Москвы такие учреждения, как Екатеринбургский музей изобразительных искусств, сотрудничают с корпорациями для финансирования приобретений. В 2024 году Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) пожертвовала 50 млн ₽ ($670 тыс.) на приобретение произведений соцреализма, аргументируя это тем, что сохранение советского наследия способствует воспитанию патриотизма у сотрудников (3). Подобные партнёрства размывают филантропические и идеологические мотивы, усложняя кураторскую независимость.
Цифровая трансформация и траектории будущего
Блокчейн и отслеживание подлинности
Российские стартапы, такие как ArtToken, запускают блокчейн-платформы для борьбы с подделками, которые являются постоянной проблемой на постсоветском рынке. Токенизируя историю владения, они стремятся привлечь криптоколлекционеров – демографическую группу, которую обхаживает VLADEY на своих аукционах NFT (2) (6).
Выставки виртуальной реальности
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина запустил VR-портал в 2023 году, позволяющий глобальной аудитории знакомиться с оцифрованными коллекциями. А крупные интернет-галереи, такие как Gallerix, охватывают мировую живопись из музеев по всему миру – не являясь прямым каналом продаж, такие инициативы повышают узнаваемость художников, косвенно увеличивая спрос на галереи (3).
Вызовы: Санкции и «утечка мозгов»
Западные санкции в отношении российских банков усложнили международные транзакции, вынудив аукционные дома перейти на криптовалютные платежи – рискованный шаг, учитывая неоднозначность нормативной базы. Одновременно с этим отток антивоенных художников привёл к истощению отечественного кадрового резерва, хотя инструменты удалённого сотрудничества позволяют эмигрантам поддерживать связи с российским рынком (1) (6).
Устойчивость российского арт-рынка обусловлена его способностью сочетать традиции и инновации. В то время как на международных аукционах сохраняются продажи роскоши, ориентированные на олигархов, отечественные игроки способствуют инклюзивности посредством цифровых экспериментов. Музеи, находясь в противоречии между государственными программами и художественной автономией, по-прежнему играют ключевую роль в легитимации новых движений. Однако существуют системные риски: геополитическая напряжённость, экономическая стагнация и смена поколений в предпочтениях коллекционеров. Чтобы процветать, рынок должен продолжать демократизировать доступ, использовать транснациональные цифровые платформы и преодолевать идеологический барьер между сохранением культуры и творческой свободой.
(1) https://src-h.slav.hokudai.ac.jp/publictn/acta/44/03_Ilja_Viktorov.pdf
(2) https://vladey.net/en/about
(3) https://iq.hse.ru/en/news/260736621.html
(4) https://www.sothebys.com/en/departments/russian-art
(5) https://www.visitrussia.com/citiesguide/moscow/places/the_state_tretyakov_gallery
(6) https://fineartshippers.com/artinvestment-ru-online-project-dedicated-to-russian-art/
(7) https://artinvestment.ru/en/russian-art-market-reports/2017.html
(8) https://artinvestment.ru/en/russian-art-market-reports/2016.html
(9) https://design-mate.ru/en/read/megapolis/3-galleries-of-contemporary-russian-art-abroad
(10) http://artsale.info/en/articles/rynok-russkogo-iskusstva-2019
(11) https://artfocusnow.com/art-market/thriving-in-isolation-how-sanctions-are-boosting-the-domestic-russian-art-market/
(12) https://artfocusnow.com/art-market/art-fairs-go-forth-and-multiply-in-russia/
(13) https://www.artygeneration.com/home/2020/6/15/tips-to-collect-russian-art
(14) https://russianartarchive.net/en
(15) https://artinvestment.ru/en/russian-art-market-reports/2021.html
(16) https://www.globalbankingandfinance.com/top-auction-houses-cancel-russian-art-sales-in-london
(17) https://theartmarket.artbasel.com/download/The-Art-Basel-and-UBS-Survey-of-Global-Collecting-in-2024.pdf
(18) https://www.ubs.com/content/experience-fragments/global/en/responsive/group-functions/our-firm/art-market-survey/master/_jcr_content/root/button_0.0188464306.file/PS9jb250ZW50L2RhbS9hc3NldHMvY2MvZ2xvYmFsL2FydG1hcmtldHJlcG9ydDIwMjQucGRm/artmarketreport2024.pdf
(19) https://ijssrr.com/journal/article/view/2383
(20) https://scholar-chat.com/paper/web/652a854686385fbc404ddae1b2195662
(21) https://www.researchgate.net/publication/319893692_Ups_and_downs_of_art_commerce_narratives_of_crisis_in_the_contemporary_art_markets_of_Russia_and_India
(22) https://theartmarket.artbasel.com/download/The-Art-Basel-and-UBS-Art-Market-Report-2024.pdf
(23) https://www.overstoneart.com/press-content/russian-art-market-post-2022
(24) https://ru.bidspirit.com/ui/houses/awauctions,false?lang=en
(25) https://artlawpodcast.com/2022/07/15/russian-sanctions-and-the-art-market/
(26) https://garagemca.org/en
(27) https://ideas.repec.org/a/bas/econst/y2016i4p127-134.html
(28) https://ijssrr.com/journal/article/download/2383/1761/
(29) https://artinvestment.ru/en/russian-art-market-reports/
(30) https://ru.bidspirit.com/ui/houses/artauctionhouse,false?lang=en
(31) https://damuseum.ru/en/museum/history/
(32) https://www.artygeneration.com/home/2020/6/15/tips-to-collect-russian-art
(33) https://minfin.gov.ru/en/document?id_4=310571-auctions_results_2024
(34) https://www.dw.com/en/sanctioned-the-role-of-russian-oligarchs-in-the-art-market/a-61150603
(35) https://www.statista.com/statistics/1063122/russian-cis-art-market-contribution/
(36) https://www.artnews.com/art-news/news/phillips-financial-future-documents-uncertainty-1234662980/
(37) https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111018_russian_art_scene.html
(38) https://www.christies.com/departments/Russian-Art-46-1.aspx
(39) https://rakovgallery.com
(40) https://www.artsy.net/article/editorial-russias-emerging-art-market-according-to-the
(41) http://artrussia.ru/en/
(42) https://www.researchgate.net/publication/307432389_Specific_Features_of_Development_of_the_Russian_Modern_Art_Market_Analysis_of_Krasnoyarsk_Krai
(43) https://minfin.gov.ru/en/document?id_4=309001-results_of_ofz__26245rmfs_auction_on_october_23_2024
(44) https://www.artsper.com/us/contemporary-artists/russian-federation
(45) http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/27850/nemaeva_statya_2_0.pdf
(46) http://russianartgallery.org
(47) https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=1247562
(48) http://sh.diva-portal.org/smash/record.jsf?pid=diva2%3A1899415
(49) https://www.researchgate.net/publication/316900944_Features_of_the_Art_Market_in_Russia/fulltext/5919e5b04585159b1a4ba7e8/Features-of-the-Art-Market-in-Russia.pdf?origin=scientificContributions
(50) http://artrussia.ru/en/paintings
(51) https://www.themoscowtimes.com/2021/10/14/russias-breakthrough-contemporary-art-market-a75291
(52) https://www.sothebys.com/en/sell/paintings/russian
(53) https://src-h.slav.hokudai.ac.jp/publictn/acta/44/03_Ilja_Viktorov.pdf
(54) https://pureportal.spbu.ru/files/48899450/Pashkus_Pashkus_PAPER.pdf
(55) https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/40/shsconf_glob2021_08009.pdf
Комментирование недоступно Почему?