Художественные миры Артура Фонвизина читать ~7 мин.
с 21 Февраля
по 16 МартаВыставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате
Арбат, 55/32
Москва
Выставка «Художественные миры Артура Фонвизина», организованная Государственным музеем А. С.Пушкина, Ассоциацией искусствоведов России, Галереей ГРОСart и коллекционером Сергеем Александровым, показывает произведения известного мастера акварели Артура Владимировича Фонвизина (1883 – 1973) из частных собраний и фондов музея. В основу выставки, на которой представлено около 70 работ художника, легло одно из лучших частных собраний акварелей и рисунков Фонвизина московского коллекционера Сергея Александрова. В экспозицию включены также редкие архивные материалы и мемориальные предметы из собрания семьи художника. Большинство экспонатов демонстрируются впервые.

Выставка даёт возможность составить всестороннее представление о личности и творчестве художника, определить его эстетическое кредо. Посетители увидят портреты и автопортреты, натюрморты и пейзажи, сюжетные композиции, и, конечно, цветы, которые образуют отдельную программную тему в творчестве мастера – виртуозного акварелиста. В этой очень сложной технике изобразительного искусства он достиг подлинного эстетического совершенства. Акварели Фонвизина поражают артистической свободой и неуловимым превращением произвольной красочной стихии в выразительный художественный образ.
Авторский стиль художника связан с романтическим восприятием окружающего мира и основан на богатом арсенале формальных приёмов и средств, включающих мастерское владение акварельной заливкой и штриховой линией. Жизнерадостность звучного многоцветия в сочетании с изысканностью колорита, экспрессия цветового пятна и линейного очерка, поэтическая «незаконченность» творческого высказывания, – все это придаёт его произведениям ни с чем не сравнимое очарование и изысканность.
В специально изданном к проекту каталоге впервые публикуется хроника жизни и творчества мастера, основанная на ранее не известных материалах из фондов отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи.
Сергей Александров, коллекционер, консультант-эксперт АИС:
“С акварели Артура Фонвизина «Портрет девушки в красном» (1955) началась история моего собрания живописи и графики российских художников ХХ века. Никогда ранее не помышлявший о серьёзном коллекционировании, я буквально с первого взгляда влюбился в эту работу и её автора. Ощущение свежести и свободы в сочетании с непередаваемым словами волшебством, которым наполнены акварели Фонвизина, и в дальнейшем во многом определяли выбор работ и мастеров в постепенно растущей коллекции, которая со временем стала главным делом всей моей жизни”.
Бодрое и оптимистичное искусство Фонвизина отличается широким тематическим и жанровым диапазоном, в котором не последнюю роль играет портретный жанр. В галерее созданных им портретов излюбленными моделями выступают оперные певицы, балетные танцовщицы, артисты драматических театров. Здесь есть и запоминающиеся образы героинь в сценических костюмах («Портрет балерины Люции Юмашевой», 1949; «Портрет Галины Вишневской в партии Наташи Ростовой», 1960 – 1962), и портреты корифеев сцены, написанные в приватной обстановке («Портрет оперной певицы Марии Максаковой», конец 1940-х). Особый раздел в портретной галерее Фонвизина образуют члены семьи художника и автопортреты: кстати, впервые выставляются «Портрет жены с сыном», начало 1940-х и «Автопортрет», 1930-е годы.
В типизированных и конкретных образах современниц мастера привлекает естественная красота, обаяние и непосредственность в поведении его героинь («Портрет девушки в красном», 1955; «Женский портрет», 1950-е; «Портрет Аллы Беляковой», 1959). Трогательны и беззащитны модели на его работах в жанре ню («В бассейне», 1933; «Обнажённая», 1950).
В акварельную стихию Артура Фонвизина органично входят натюрморты и пейзажи. Художник очарован цветами. Соединённые в букеты, пышные или скромные, яркие или неброские. В их изображении он демонстрирует владение богатейшим художественным инструментарием, позволяющим создавать искромётно разнообразные красочные композиции («Букет», 1943; «Натюрморт с розами», 1955).
Артур Фонвизин – автор многочисленных сюжетных композиций, образующих тематические серии. Особым вдохновением и мажорным настроением охвачены его работы, посвящённые цирку («Мисс Адельфина», «Наездница с хлыстом», обе – 1930-е; «Выход на поклон», 1945; «На арене», 1950; «Дрессировщик», 1950-е). Блестящим импровизационным даром выделяется серия «Наездники», исполненная мастером с отсылкой к традиции «культуры парадного выезда». В неисчерпаемых красочных фантазиях на эту тему возникают его отчасти эфемерные, но горделиво гарцующие амазонки в лиловом и сером одеяниях или с белым плюмажем и в чёрных костюмах.
Талант художника – романтика, мечтателя и фантазёра – своеобразно преломляется и в области книжной иллюстрации, будь то его обращение к русской классической литературе («Евгений Онегин», 1942) или к произведениям немецких писателей («Романтическая повесть», 1934 – 1935).
Богатые художественные миры Артура Фонвизина – к какому бы жанру он ни обращался – всегда оставались светлыми, радостными, нередко даже праздничными, излучающими неиссякаемую жизненную силу и энергию этого выдающегося художника.
Кураторы:
Сергей Александров, Елена Грибоносова-Гребнева, Елена Осотина
Консультанты:
Валерий Силаев, Татьяна Николаевская
СПРАВКА
Артур Владимирович Фонвизин (1883 – 1973) принадлежал к поколению художников, определявших магистральные линии развития русского изобразительного искусства в начале XX века. Как и многие его товарищи по ученичеству в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в юности художник отдал дань увлечению декадансом и символизмом. Под влиянием близкого друга и единомышленника Михаила Ларионова – одного из будущих лидеров русского авангарда, разрабатывал проблематику обновления художественной формы.
В период своего последующего обучения в Мюнхене стал экспонентом «программной» для младосимволистов выставки «Голубая роза» (1907) и двух салонов журнала «Золотое руно» (1908, 1909) в Москве. По возвращении в Россию участвовал в первых выставках художников-авангардистов (1910 – 1912), организованных Ларионовым. Испытав в дальнейшем глубокие сомнения в выборе своего пути в искусстве, публично дистанцировался от радикальных манифестов и эпатажных выступлений бывших единомышленников, предпочтя тишину и уединение в русской провинции бурному потоку художественной жизни в обеих столицах.
В творческом развитии художника годы его пребывания в Мологе (1912 – 1916) и на Тамбовщине (1917 – 1922) отмечены переоценкой традиций русской реалистической школы. Но несмотря на то, что Фонвизин был заметным участником сложившегося в первой половине 1920-х годов объединения «Маковец», его работы в технике масляной живописи, исполненные в реалистической манере, не произвели яркого впечатления на выставке Союза художников и поэтов «Искусство – жизнь» (1922).
Прорыв в обновлении образно-пластического и живописного языка произошёл у Фонвизина в конце 1920-х годов, когда художник обратился к акварельной живописи. Акварели Артура Фонвизина почти сразу стали заметным явлением не только в художественной практике СССР, но и за рубежом. Несмотря на то, что творческая индивидуальность мастера не вписывалась в рамки нового метода – социалистического реализма, в условиях тотальной идеологизации искусства, причисленный советской художественной критикой к «формалистам» и «пачкунам», он до конца жизни остался верен себе и своей излюбленной технике.
Государственный музей А. С. Пушкина. Выставочные залы в Денежном переулке.
В настоящее время музей располагает значительным пространством для проведения временных выставок. Это три помещения на Пречистенке, 12 (в цокольном этаже, в мезонине и в Усадебном дворе) и выставочные залы в Денежном переулке. За последние годы существенно расширилось видовое разнообразие экспонируемых на этих площадках работ. На проходящих в Выставочных залах в Денежном переулке художественных смотрах, можно увидеть не только работы современных авторов, но и фотографии, эскизы театральных декораций, инсталляции модных дизайнеров.
Общероссийская общественная организация «Ассоциация искусствоведов»
Ассоциация искусствоведов (АИС) создана в октябре 1990 года как профессиональное общественное объединение. В настоящее время председателем АИС является доктор искусствоведения А. К. Якимович, а генеральным директором – кандидат искусствоведения Е. В. Грибоносова-Гребнева. Членами АИС могут быть преподаватели высших и средних профильных учебных заведений; научные сотрудники научно-исследовательских институтов и художественных музеев; критики; кураторы художественных галерей; эксперты; коллекционеры; работники издательств по искусству. В последние годы АИС активно зарекомендовала себя как организатор и соорганизатор научных конференций, выставочных и издательских проектов, информационный и практический координатор разнообразных профессиональных инициатив своих членов.
Галерея ГРОСарт
Московская галерея «ГРОСart» реорганизована искусствоведами Еленой Осотиной (директор) и Еленой Грибоносовой-Гребневой в ноябре 2013 года из галереи «Г. О. С. Т.», которая на тот момент почти десять лет (с декабря 2003 года) активно выступала на столичной художественной сцене преимущественно с графическими выставками (в их числе показ рисунков А. Древина, Н. Крымова, А. Дейнеки, Л. Сойфертиса, мастеров круга В. Фаворского, П. Дика, Б. Кочейшвили, Ю. Перевезенцева, В. Сальникова, Н. Котёл и др. ), а также плодотворно сотрудничала в разное время с ведущими музеями страны.
Всячески продолжая и развивая эту традицию, галерея «ГРОСart» стремится расширить горизонты своих интересов в пределах линии отечественного модернизма ХХ – XXI веков благодаря активному обращению, помимо графики, к живописи и скульптуре и внесению в список актуальных для галереи авторов новых имён (К. Согомонян, Н. Ватагин, Н. Наседкин, Д. Тугаринов, С. Мильченко, А. Ремнёв и др. ), но неизменно из числа художников – стойких приверженцев высокой пластической культуры.
- «Недоросль» Фонвизина, краткое содержание
- Артур Фонвизин (1883-1993) «Остановись, мгновенье…»
- Игорь Дрёмин: Выставка Артура Фонвизина (1883-1973) «Остановись, мгновенье…»
- «Вся жизнь – игра…»
- Групповая выставка «Кастаньеды»