Есть ли шанс у независимого театра? читать ~4 мин.
17 декабря в ЦиМе прошел круглый стол-пролог к гастролям в Москве Петербургской Лаборатории ON.ТЕАТР «Есть ли шанс у независимого театра?».
Независимый театр существует в России вопреки всему. Не являясь бизнесом, он существует по законам рынка. Не являясь бюджетным учреждением, как основная масса театров в стране – при этом выполняя работу, которую государственный театр сбросил с себя как обузу – он не получает государственной поддержки. Ему не помогают меценаты, поскольку их нет в стране, так как нет у нас Закона о меценатстве. Его не поддерживают фонды, поскольку фондов по поддержке культуры в стране единицы. Независимые театры открывают энтузиасты, готовые отдать часть жизни для других людей. Закрыть театр может всякий, кому он мешает. На встрече с создателем Лаборатории ON.ТЕАТР Миленой Авимской и другими представителями негосударственных театров шел разговор о том, какие шансы остались у независимых трупп и театральных площадок в России, где государство год за годом ужесточает контроль над культурой.
В дискуссии приняли участие руководитель Лаборатории ON.ТЕАТР Милена Авимская, арт-директор Центра им. Мейерхольда Елена Ковальская, руководитель Театр.doc Елена Гремина, директор агентства театров танца ЦЕХ Екатерина Алексеенко, арт-директор ростовского театра 18+ Юрий Муравицкий.
Юрий Муравицкий, арт-директор ростовского театра 18+ рассказал о том, как работает их проект: «Мы напрямую зависим от благосостояния и положения дел человека, который этот театр учредил. Для нашего владельца, увлекающегося и вдохновленного продажами современного искусства на Западе, - это детище. Конечно, очень сложно работать, когда все зависит от его вкуса и его состояния. В театре 18+ нет своей труппы, у нас играют молодые и талантливые актеры молодежного театра Ростова. При этом режиссеры других театров не разрешают своим подопечным играть у нас в те дни, когда у них идут спектакли. Мы даже не можем планировать гастроли, т.к. как только эта информация попадает на всеобщее обозрение, то сразу же на эти дни в афише Молодежного театра Ростова-на-Дону появляется что-то «доброе и вечное"».
Руководитель Лаборатории ON.ТЕАТР Милена Авимская уверена в том, что закрыть можно практически любой театр, т.к. в Санкт-Петербурге, например, только два полностью отвечают всем требованиям Роспотребнадзора. «Для того, чтобы как-то защитить негосударственные театры, которые существуют за счет кассовых сборов, необходимо создавать Ассоциацию независимых театров и выступать с законодательной инициативой, начинать общаться с представителями власти и постепенно превращать свои желания в законные акты, которые в результате смогут нас защитить».
Елена Гремина, руководитель Театр.doc говорила о бытовых сложностях, которые приходится решать всем руководителям. «Бич всех независимых театров - лампочки, коммуналка, сантехника - все это падает на плечи создателей. Мы как будто висим в воздухе и никогда не знаем, что дальше с нами будет. Наша жизнь – это триллер, подробности которого знают только те, кто столкнулся с этим лицом к лицу».
Екатерина Алексеенко, директор фестиваля театров танца ЦЕХ считает, что самая большая сложность в работе независимого театра – выйти на самоокупаемость. «Когда Фонд Форда, который помог нам открыться, поставить первые танцевальные спектакли, сделать Большой фестиваль мультфильмов, создать Liquid Theatre и вообще, заложить тот художественный фундамент, который есть сейчас, уходил из России, то дал нам последний гранд в размере 800 000
долларов. Естественно, раньше таких денег мы никогда не получали и перед нами встала задача: как правильно ими распорядиться. В результате, мы взяли помещение на Краснопресненской, где сейчас работает танцевальная школа ЦЕХ. И мы по-прежнему уверены, что это было самое разумное решение».
Арт-директор Центра им. Мейерхольда Елена Ковальская ещё раз подчеркнула, что «независимый театр делает то, что государственный театр на себя не берет. И такие театры будут существовать до тех пор, пока выполняют свою миссию - дают шанс реализоваться молодым режиссерам, помогают актерам, развивают новые театральные направления». При этом все участники встречи по-прежнему уверены: независимый театр - это выживание и борьба за существование каждый день без выходных и перерывов.
Лаборатория ON.ТЕАТР была организована в 2009 году для молодых театральных режиссеров и актеров Петербурга. В 2011 года Лаборатория получила собственное помещение на Жуковского, 18 и с тех пор функционировала в режиме проектного театра. На сегодняшний день в Лаборатории ON.ТЕАТР поставили спектакли 22 молодых режиссера и заняты более 150 актеров из всех театров города, в афише 26 спектаклей. Лаборатория ON.ТЕАТР является одним из самых интересных и плодотворных театральных пространств страны, здесь дебютировали Д. Волкострелов, С. Александровский, М. Романова, Г. Цнобиладзе, Е. Максимова, М. Смирнов и др. За последние 5 лет единственной организацией, заполняющей вакуум между учебным заведением и государственным театром, Лаборатория играет важнейшую роль в театральном процессе Петербурга.
Комментирование недоступно Почему?