История татарского театра читать ~6 мин.
Мы встретились с известным театральным критиком, лауреатом театральной премии имени Д. Сиразиева, руководителем литературно-драматургической части Татарского государственного академического театра имени Г. Камала Ниязом Рауфовичем Игламовым, чтобы поговорить об истории и зарождении татарского театра.
Нияз с раннего детства посещал театр, ведь его отец был театральным критиком и заслуженным деятелем искусств Республики Татарстан. До прихода на работу в Татарского государственного академического театра имени Г. Камала Нияз жил совершенно другой жизнью и занимался другой работой, а в 2006 году пришел в театр. Сначала он был внештатным литературным консультантом и занимался студентами, а с 1-го января 2008 года уже вошел в штат. Получается, что Нияз посвятил любимому театру уже 10 лет, знает всю его историю, традиции и может провести по любым закоулкам искусства.
— Нияз Рауфович, как вообще зародился татарский театр в целом?
— Это очень запутанная, интересная и, как мне кажется, парадоксальная история. Особенно если брать период становления о котором сохранилось очень мало информации. Датой возникновения татарского театра считается 22-е декабря 1906 года, в этот день были сыграны два спектакля на татарском языке и за их просмотр взымалась плата. Показывали спектакли в помещение нового клуба, который находился на улице Горького (долгие годы в нём располагался институт травматологии, а сейчас здание находится на реставрации).
Первая пьеса на татарском языке была издана в типографии казанского университета в 1887 году, дата написания не известна, но где-то в то же время. Небольшую пьесу состоящую из шести страниц книжного текста «Несчастная девушка» написал Габдрахман Ильяси, сюжет у нее тоже очень простой: родители не разрешают двум возлюбленным быть вместе и они сбегают из дома. 10 лет назад, когда отмечался 100 летний юбилей татарского театра мы были на 10 дневных гастролях в Москве и решили презентовать свой театр для коллег, журналистов и критиков, для этого мы решили сыграть данную пьесу в небольшой иронической манере. Получился некий такой «привет через сто лет», все было сделано именно так, как игралось много лет назад в татарских театрах: мужчины в женских ролях, случайный реквизит.
«Несчастная девушка» появилась в 1887 году, а уже в 1888 году другой писатель и татарский деятель Фатих Халиди пишет пьесу в противовес «Несчастной девушке», где говорит, что надо слушать заветы родственников, что родители не могут желать плохого, что некоторые сбегают, но в итоге не бывают счастливы.
— Что из себя представлял театр 100 лет назад?
— Были такие продвинутые медресе студенты которых разыгрывали пьесы, следовательно это и объясняет, почему все роли исполняли мужчины. Также купцы ставили домашние спектакли. Те кто сыграл первый спектакль 22-го декабря 1906 года работать в театр не пошел, это был разовый проект. Кстати, годом раньше в ноябре 1905 года в Оренбурге тоже прошел татарский спектакль, но когда в 20-е годы образовывалась ТАССР всё татарское решили ограничить этим регионом и по этому первой постановкой считают ту которое прошла в 1906 году у нас.
Профессиональная первая труппа возникает в мае 1907 года и называется она «Сайяр», а собирает её Ильяс-бек Батыргареевич Кудашев-Ашказарский, который ставил первый спектакль в Оренбурге.
— В СССР отрицалась религия и противопоставлялась культуре, это как-то отражалось на татарском театре?
— Драматурги 20-х годов могли вывести на сцену неправильного Муллу, который злоупотреблял своим положением или хотел взять пятую жену, что есть нарушение закона шариата, но сама тема религии и Ислама никогда не подвергалась остракизму. Достаточно посмотреть на тех, кто стоял у истоков татарского театра: Габдулла Кариев, Карим Тинчурин, Зани Султанов… Все эти люди учились в медресе, а это учебное заведение с большим кругом светских дисциплин где основным направлением была религия. Первый татарский актер и режиссёр Габдулла Кариев, которого ещё при жизни назвали отцом татарского театра, был хафизом (человек знающий Коран наизусть) — это говорит что он обладал феноменальной памятью и мог запоминать роли с одного прочтения. В медресе мальчики поступали в возрасте 10-12 лет, а к 18 годам уже держали экзамен на указного муллу. По этому все эти люди в принципе не могли отрицательно относиться к своей религии. Но при этом они высмеивали пороки каких-то конкретных личностей.
Виток разрушения церквей и мечетей пришелся на правление Хрущева, но в целом татарский театр это обошло стороной. Было некоторое количество антирелигиозных произведений, но они не несли какой-то культурной нагрузки и быстро сошли на нет.
— Как появился дом татарского театра — знаменитое здание-парус?
— После гражданской войны создается первый прообраз того театра, который стал нашим прямым предшественником. Назывался он Первый государственный показательный театр имени красного октября, а через год он уже стал просто Академическим театром. Кстати, в 1926 году он получает академический статус одним из первым в стране.
Начиная с 22-го года театр располагался в здание, где сейчас находится Театр драмы и комедии имени Карима Тинчурина. Вообще Театр Тинчурина изначально возник как передвижная студия при театре Камала и только в конце 30-х годов стал самостоятельной структурой.
Современный театр, где мы сейчас располагаемся и здание которого уже давно стало частью архитектурного облика Казани, строился по типовому проекту 8-9 лет начиная с 1973 года. Сейчас здание уже требует модернизации, ведь оно рассчитано на труппу в 40 человек, а у нас уже более 60. Катастрофически не хватает места не для цехов, ни для служб. У нас большой административный состав. Мы хотим идти в ногу со временем и уже есть проект, который писан в проект реконструкции набережной озера Кабан.
— Каким образом пополняется актерский состав?
— В 1922 году возникает наш театр и в том же году открывается театральный техникум, который сейчас называется Казанское театральное училище. До 60-х годов в этом училище не преподавали на русском языке, он был только для татарских актеров. У нас была система, каждый главный режиссёр набирает курс, лучшие студенты этого курса набираются в группы, потом все вместе смотрят дипломные работы и набирают себе артистов.
— Чем занимаются актеры во время антракта?
— У нас артисты разного возраста от 20 до 79 лет и у каждого свои интересы. Вообще есть хорошая традиция играть в шахматы, у нас в зоне отдыха артистов установлена большая шахматная доска для этого. Актрисы любят сидеть на диванчиках и разговаривать. Кто-то учит роль, а кто-то идет пить чай в служебный буфет.
— Какие есть традиции у актеров?
— Все традиции и приметы у актеров универсальные, роль упала — сядь на нее и в таком духе. Но, у всего театра есть одна большая и хорошая традиция. Каждое открытие и закрытие сезона мы совершаем что-то вроде субботника с посещением могил наших коллег и родоначальников. Причем на субботник выезжают не только артисты, но и буквально все сотрудники театра.
Театр это такая вещь, он засасывает и все свободное время начинаешь проводить тут. Бывают и конфликты, но не склочные, а творческие. Скорее похожие на спор.
Н. Полунин
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Замечательно! Интересно читать, многое узнал. Указывайте только, пожалуйста, интервьюера и респондента обязательно )))
Комментирование недоступно Почему?