Эклектические сны наяву Рустама Хамдамова и его «Мешок без дна»
МОСКВА. Фильм Рустама Хамдамова «Мешок без дна» получил призы 39 ММКФ.
Включение долгожданной картины Рустама Хамдамова в конкурс 39-го ММКФ — событие неординарное. Равно как и полученный ею специальный приз жюри и награда от кинокритиков. Словно сбившаяся с курса по пути в райский сад диковинная птица, оказавшаяся в непривычном для себя антураже. Присуждение в 1996 году премии «Триумф» воспринималось неким исключением из правил. Никаких наград в настоящем и будущем за свои творения режиссёр не ожидал. Внутренняя свобода избавляет от необходимости приспосабливаться, позволяя делать то, что хочется.
Но и платить за независимость приходится по полной программе. Запрет и уничтожение готовых фильмов, длительные простои, отсутствие денег на съёмки. Спасительная живопись — портал в тот мир, где талантливому художнику нет нужды доказывать право на творчество. Присутствие работ Хамдамова в коллекциях Эрмитажа, Третьяковки, известных музеев за рубежом, многочисленных частных собраниях — лучшее тому подтверждение. Работа над «Бездонным мешком», сотканным из сюжетных нитей рассказа Акутагавы Рюноске (Akutagawa Ryūnosuke) «В чаще» с отсылками к сказке №295 из «1001 ночи», продолжалась более 5 лет. Уходили из жизни актёры, менялись операторы, отсутствовали готовые к риску и туманным прокатным перспективам продюсеры. Изысканные шторы из бумаги для упаковки промасленных деталей, чешские брошки в кокошниках, оставшееся от эйзенштейновского «Ивана Грозного» тряпьё из запасников «Мосфильма». Под стать реквизиту и место съёмок — разрушающийся при всём своём великолепии дворец в промышленной зоне Санкт-Петербурга.
А в кадре — изумительной красоты визуальный ряд, близкая сердцу Хамдамова эстетика чёрно-белого немого кино. Идеально вписавшаяся в неё Светлана Немоляева, по-новому открывшаяся в роли фрейлины-рассказчицы, увлекающей Великого Князя в причудливые лабиринты страшной сказки. С убитым царевичем, людьми-грибами, изнасилованной царевной и творящей чудеса при помощи уринотерапии древней колдуньей. Бездонный мешок, в котором каждый волен увидеть что-то своё и насладиться этим. Или не понять ничего и разочароваться. Потому что интереснее плоская реальность и внятность сюжета. Просто не пришло время, ближе «свиной хрящик», а не метафоры и «электрические сны наяву».
Елена Танакова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?