Достоинство всех русских - хаос. Выставка лауреатов премии Кандинского в Барселоне читать ~2 мин.
“Запад есть Запад, Восток есть Восток”, говорится в первом предложении каталога выставки современного русского искусства «В полном беспорядке» (En un absoluto desorden), которая с 15 июня занимает все четыре этажа Центра искусств Санта-Моника (ArtsSantaMònica), в Барселоне. Выставка организована при поддержке Министерства культуры Каталонии и мэрии Барселоны.
На выставке представлены работы лауреатов премии Кандинского с момента её создания шесть лет назад. Отдельные произведения, за короткое время успевшие стать заметными событиями в культурной жизни России, остаются “далеки от патерналистского контроля государства”, утверждает один из организаторов выставки, Шалва Бреус (Shalva Breus), президент Фонда Артхроника. Экспозиция, которую можно будет увидеть вплоть до конца сентября, посетит только две европейские столицы. Винсент Альтайо (Vicenç Altaió), директор Центра искусств Санта-Моника, подчеркивает важность и актуальность выставок современного русского искусства а Европе.
“Для страны, которая в течение 20 лет переживала невероятную турбулентность, сопровождаемую всплеском насилия, шансы, что культура будет играет заметную роль в повседневной жизни людей, очень низки. Искусство существует далеко от реальности, и это расстояние часто выражается через юмор. Это юмор черный, циничный и сухой”, - говорит один кураторов выставки, француз Жан-Юбер Мартен (Jean-Hubert Martin).
“Художники видят хаос и беспорядок бытия, как большие возможности, как рассадник для творчества”, - добавил другой куратор, Андрей Ерофеев. Именно эти поиски порядка в беспорядке, в политической, социальной и культурной сфере, и явились основой для создания выставки.
Выставка организована по четырём основным темам: «Дмитрий Пригов. Последний концептуалист», «Эстетика плохие вещи, или контекстное искусство социальной неустроенности», «Тиран и художественная деятельность», «Распад символических систем церкви».
Столы, где в полном беспорядке размещены пепельницы, бумага, пищевые отходы, комната, в которой вся мебель хаотично размещена на стенах, а вместо потолка - прямой выход в космос, облака, отражающиеся в домах без крыши, и как-бы живущие внутри этих домов - всё это и многое другое можно увидеть на выставке. Олег Кулик представил свою инсталляцию «Лев Толстой и куры» - фигура Льва Толстого в натуральную величину, полностью покрытая куриным помётом, но продолжающая писать. По словам автора, слой экскриментов воплощает пренебрежение культурой и русской историей в хаосе человеческого существования, а жизнь человека представляет собой процесс постоянного унижения. Сергей Шутов представляет картину со множеством священников без лиц, поклоняющихся иконам, на которых нет Бога.
И, наконец, яркий автопортрет Владислава Мамышева-Монро в образе Путина, на фоне двухглавого орла. Это не первое использование образов политических деятелей России художником, и своими работами он каждый раз пытается выразить “неприглядность политической изнанки, её извращенность и идеологическую несостоятельность”.
Анна Сидорова
Комментирование недоступно Почему?