Немецкие власти решились пролить свет на найденный два года назад клад читать ~4 мин.
АУГСБУРГ. Среди найденных в захламленной мюнхенской квартире произведений искусства были обнаружены ранее не известные работы таких художников, как Марк Шагал и Отто Дикс. Об этом сообщил, нарушив двусмысленное двухдневное молчание, искусствовед, занимающийся найденными картинами, по поручению правительства. Как заявил Майке Хоффманн (Meike Hoffmann), аллегорическая композиция 1920-х годов, принадлежащая кисти Марка Шагала, имеет огромную художественно-историческую ценность, так же как и редкий автопортрет Дикса, написанный в 1919 году.
На пресс-конференции в южном городе Аугсбурге, где немецкие власти решили пролить свет на эту историю, Хоффманн показал слайды картин, среди которых были работы Пабло Пикассо, Пьера-Огюста Ренуара и Анри Матисса, находившиеся в квартире эксцентричного коллекционера. На момент полицейского обыска, в квартире проживал Корнелиус Гурлитт (Cornelius Gurlitt)(сейчас, Гурлитт, имеющий австрийский паспорт, отказался от этой жилплощади), являющийся сыном Хильдебранда Гурлитта (Hildebrand Gurlitt), видного арт-дилера нацистской эпохи, активно приобретавшего «забракованные» Третьим рейхом произведения искусства в 1930-х и 1940-х годах.
Хильдебранд Гурлитт был одним из немногих экспертов в области искусства, которым было поручено продавать ценные работы, похищенные или изъятые у еврейских коллекционеров. Эти произведения были отнесены к «дегенеративным» и довольно низко оценены нацистским правительством. Главный прокурор Аугсбурга Рейнхард Неметз (Reinhard Nemetz) заявил, что среди найденных работ было 1285 картин без рамы и 121 обрамленных картин, эскизов и гравюр, некоторые из которых относятся к XVI-му веку.
Журнал «Фокус» (Focus), рассказавший миру о происходящем, оценил стоимость этой коллекции в один миллиард евро. Рейнхард Неметз отказался называть рыночную стоимость коллекции. Главной проблемой всего следствия является определение того, какие работы были разграблены нацистами, какие были выкуплены под давлением, а какие приобретены на законных основаниях. Это может занять годы и даже, десятилетия.
Хоффманн отметил «необычайное ощущение счастья», когда он пролистывал слайды в затемненной комнате, показывая работы не появлявшиеся на публике в течение семи десятилетий. Среди них были новаторские картины экспрессиониста Франца Марка, живой портрет сидящей женщины Матисса и трогательный образ девушки французского мастера 19-го века Гюстава Курбе. А также автопортрет Дикса, на котором мы можем увидеть худое лицо немецкого художника всего через год после первой мировой войны, конфликта, в котором он воевал и чьи ужасы оставили глубокие раны в его душе, оказав влияние на все его творчество вплоть до его смерти в 1969 году.
Прокурор Аугсбурга заявил, что власти не планируют размещать исчерпывающий перечень работ онлайн, потому что это может привести к нарушению права на частную жизнь некоторых участников процесса и вызвать огромное количество легкомысленных запросов. «Это было бы контрпродуктивно для нас. Было бы угрозы для расследования и угрожало бы самим произведениям искусства», сказал он. «У нас нет никакого интереса держать картины у себя всегда», - добавил он.
Зигфрид Клоэбль (Siegfried Kloeble), начальник таможни в Мюнхене, который начал расследование в отношении Гурлитта по подозрению в уклонении от уплаты налогов и незаконного присвоения активов, заявил, что в качестве меры предосторожности, работы перемещены в тайное место. Так же Клоэбль сказал, что большая часть коллекции, включавшей произведения Анри де Тулуз-Лотрека, Макса Бекмана, Макса Либермана, Эмиля Нольде, Оскара Кокошка и Эрнста Людвига Кирхнера, были свалены в одной комнате квартиры Гурлитта. Тем не менее, «картины хранились профессионально и находятся в очень хорошем состоянии», сказал он, добавив, что хотя некоторые были загрязнены, ни одна не была повреждена.
Неметз отметил, что пожилой отшельник сотрудничал с властями, после изъятия у него работ, но сейчас, они не поддерживают с ним контакт и никакого ордена на арест на него не выдавалось. Официальная резиденция Гурлитта находится в Австрии, но его нынешнее местонахождение неизвестно. Рейнхард Неметз также оспорил версию журнала «Фокус» о том, что рейд имел место в начале 2011 года, и что власти замалчивали это дело с тех пор. Он сказал, что хотя расследование началось в 2011 году, обыски в квартире Гурлитта начались 28 февраля 2012 года и продолжались в течение трех дней.
Нацисты грабили коллекционеров в Германии и по всей Европе до и во время Второй мировой войны. Тысячи украденных произведений искусства с тех пор были возвращены их владельцам или их потомкам, но гораздо большее их количество пропало.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
- Корнелиусу Гурлитту будут возвращены произведения искусства, конфискованные у него ранее
- Музей изобразительных искусств Берна обнародовал список части коллекции Корнелиуса Гурлитта
- Первая картина из коллекции Корнелиуса Гурлитта вернулась настоящим владельцам
- Только пять картин из коллекции Корнелиуса Гурлитта были украдены нацистами у евреев
- Власти Кёльна возвращают купленный в 1939 году рисунок Менцеля
- Журнал «Фокус» раскрыл тайну германского правительства – склад с произведениями искусства на 1 миллиард евро
КОММЕНТАРИИ: 4 Ответы
Янтарная комната найдена в Калининградской области в 2006 году. Читайте на сайте Белый поиск
Что мне в этой истории не нравится, так это двойной стандарт. Маленький человек обязан быть нищим, раз он не может оплатить налог на наследство в миллиард евро. Государства и граждане требуют возвратить то, что их предки продали за цену, которая тогда была на рынке т. е. ниже нынешней стоимости. Но это по сути основа любой коллекции, более того любого бизнеса. Что будет с Де Бирс, к примеру, скупавшей у дикарей алмазы по цене, не превышавшей доллар за штуку, если их выбившиеся в Европу потомки начнут требовать реституции, на тех же правовых основаниях. (Как-то не спешат возвращать ценности вывезенные из колоний странам, обретшим независимость, а о физических лицах этих стран речь вообще не идет.) Или потомки тех, чьи родственники за гроши продали на Арбате картины западным артдиллерам или продолжает продавать по ценам заведомо ниже европейских. И как быть с картинами и произведениями ювелирного искусства, купленными за буханку хлеба в блокадном Ленинграде. Как насчет наследников людей, умерших там с голода. Кто-нибудь занимается возвращением этих ценностей владельцам? А что с ценностями, разграбленными в революцию? Или у Морозова и Щукина не осталось внучатых племянников? И как насчет возвращения шедевров Эрмитажа? Здесь только начни – наступит хаос, потому что все коллекции во всем мире будь-то государственные или частные, строились за счет грабежей и дешевых приобретений у не информированных лиц, вынужденных продавать всегда в силу сложившихся обстоятельств, как это было при фашистах, как это происходит сейчас во всем мире, в том числе и в Европе, где в силу обстоятельств люди уносят ноги от войны распродавая все, что имеют за гроши, чтобы спасти себя и близких от физического уничтожения.
Вечный хаос – грабеж на Века? Ворованное в любые времена должно быть возвращено владельцам или Их наследникам.
Двойрин Александр, я с Вами согласна. Все относительно и можно понять, но грабеж и убийства на его основе-никогда!
Комментирование недоступно Почему?