Сокровища, украденные нацистами, были спасены простыми шахтёрами читать ~2 мин.
Недавно вышедшая книга австрийского писателя и журналиста Конрада Крамара (Konrad Kramar) проливает новый свет на то, что случилось с огромными художественными сокровищами, награбленными нацистами для потенциального «Музея фюрера» в австрийском городе Линц. Стоимость этих сокровищ оценивается в 5 млн. евро.
Крамар реконструировал исторические и документальные источники о событиях, случившихся в соляной шахте Альтаусзее, в последние дни Третьего рейха, до прихода первых американских войск 9 мая 1945 года.
Около 7 000 картин лучших художников всех времен и народов были укрыты здесь от бомбардировок. В марте 1945 года Гитлер приказал уничтожить всю инфраструктуру шахты, включая скрытое видеонаблюдение, уточнив, что произведения искусства должны быть переданы в строящийся музей. Однако один из нациских начальников, губернатор Верхней Австрии Августо Эйгрубер (August Eigruber) был одержим навязчивой идеей о том, что сокровища могут достаться большевикам. Поэтому Эйгрубер решил взорвать картины вместе с шахтой. От уничтожения шедевры искусства спасли обычные шахтеры, главной целью которых, однако, было сохранение самой соляной шахты, как единственного источника их существования. После того, как шахтерам не удалось убедить Эйгрубера не взрывать шахту, рабочие решили действовать самостоятельно.
Не смотря на то, что среди шахтеров было примерно поровну как сторонников, так и противников нациского режима, они объединились и сообща искали поддержку против Эйгрубера у Эрнста Кальтенбруннера (Ernst Kaltenbrunner), начальника гестапо, который в конце войны нашёл укрытие именно в этом регионе. Эта область – нацисты называли её «Альпийской крепостью» – стала убежищем для многих руководителей режима, и союзные войска вошли туда только после капитуляции Германии, боясь партизанской войны солдат СС в горах.
Действия шахтеров могли стоить им жизни, но Кальтенбруннер, безжалостный военный преступник, повешенный, как и Эйгрубер, после Нюрнбергского процесса, удивительным образом решил помочь шахтерам и разрешил не взрывать шахту. 3 и 4 мая десяток шахтеров вытащили все взрывчатые вещества из-под земли, а солдат СС, охранявших шахту, убедили сдать оружие и снять оцепление.
И только после этого в регион прибыли силы союзников, которым и достались лавры спасителей предметов искусства. Самое интересное, что даже потомки тех, кто в своё время спас бесценные картины от уничтожения, не знали о заслугах своих отцов и дедов. Как сказал внук одного из активных участников тех событий, “мой дед не очень любил говорить о войне”.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?